Сегодня фильм «ЧП районного масштаба» всеми забыт. И это неудивительного. У подобных остросоциальных картин жизнь короткая: они «выстреливают» ровно в тот момент, когда описанные в них проблемы актуальны. Сыграв свою роль, они нередко предаются забвению.
Между тем об этом фильме не мешало бы вспомнить людям, которые полагают, что развал СССР стал результатом исключительно череды недоразумений или же злонамеренных действий. А сегодня такого мнения придерживаются очень многие россияне.
На деле же советская система на излёте «застоя» оказалась прогнившей насквозь, что в известной степени запрограммировало дальнейший ход событий. Можно ли было надвигавшийся кризис решить с менее катастрофичными последствиями? Наверное, да. Но, видимо, не с теми партийными кадрами, которые были воспитаны в годы застоя.
Вот как раз об этих партийцах и идёт речь в фильме «ЧП районного масштаба», снятом по одноимённой повести Юрия Полякова.
Главный герой — молодой и перспективный комсомольский деятель, первый секретарь райкома комсомола Николай Шумилин. Он должен скоро пойти на повышение и стать вторым секретарём горкома — это дело уже решённое.
Однако в ночь, когда Шумилин отмечал с коллегами повышение (в баньке, с водкой и молоденькими активистками), из его кабинета пропадает кубок спартакиады и знамя ВЛКСМ с Лениным.
Начальство даёт Шумилину два дня на то, чтобы найти украденное и преступников. Если он не успеет, то у этой истории будут последствия. За эти два дня главный герой успеет дойти до крайней степени отчаяния и уже поставит крест на своей карьере. Парадоксальным образом это сделает его смелее, развяжет ему язык и заставит рубить правду-матку про положение дел в ВЛКСМ.
Может быть, для него самого было бы лучше, если бы так всё и осталось — зажил бы простой и честной жизнью. Но в итоге по чистой случайности ему удаётся выйти на след хулиганов и вернуть знамя. Оказалось, что это подростки, которых и должен был воспитывать Шумилин по роду своей работы, забрались в здание, устроили там попойку и в шутку украли «реликвию».
Примечательно, что для Шумилина в этой ситуации самое страшное было вовсе не потерять знамя. Само знамя как символ для него уже ничего не значило. Самое страшное для него было лишиться карьеры, которую он уже просчитал на годы вперёд.
Это хорошо было заметно в сцене, в которой Шумилин, найдя «преступника» — сопливого и тщедушного паренька — накинулся на него с кулаками. От чего такая злоба? От обиды за себя, за то, что ему пришлось пережить такой страх.
Повесть «ЧП районного масштаба» и снятый по ней фильм констатировали неутешительное морально-нравственное состояние партийной номенклатуры. Партия массово плодила таких функционеров, как Шумилин, — внутренне пустых, беспринципных и лицемерных. Стоило ли удивляться тому, что они потом все предали и продали?
Так что фильм «ЧП районного масштаба» полезно пересмотреть хотя бы разок. Неплохая «таблетка для памяти».
#советское кино #чп районного масштаба #юрий поляков #экранизация #ссср