Автор — Станислав Дорожковский, специалист по учету музейных предметов
Чем дальше уходит в глубину истории знаменательная победа, тем значительнее кажется героическая борьба защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В едином строю с ленинградцами стояли и сестроречане. Все 900 дней героической обороны города Ленина они помогали Советской власти добывать победу над врагом.
27 января 1944 г. происходит окончательное снятие блокады, а 9–10 июня 1944 г. начинается Выборгская наступательная операция Красной армии, в результате которой фронт был отодвинут от Сестрорецка.
Важно рассказать о восстановлении Сестрорецка в первые дни после снятия блокады. В городе по существу не осталось ни одного уцелевшего здания, только печные трубы торчали из груды обломков. Особенно важным звеном, которое и сейчас позволяет без посредников окунуться в жизнь Сестрорецка, становятся документы, непосредственные свидетели того времени. Протоколы заседаний Исполкома Сестрорецкого Городского Совета Депутатов, находящиеся в настоящее время на хранении в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), помогут нам воссоздать картину восстановления города.
Уже на четвертый день после снятия блокады Ленинграда на заседании Исполкома Сестрорецкого Совета Депутатов, состоявшемся 30 января 1944 г. был рассмотрен ряд вопросов, касающихся возмещения ущерба, нанесенного городу немецко-фашистскими захватчиками. В повестку дня вошли следующие темы: утверждение годового отчета об исполнении бюджета 1943 г.; обязательная очистка от снега дворов города, проблема заселения пустующего жилья и даже вопрос об итогах смотра художественной самодеятельности.
28 июня 1944 на заседании Исполкома обсуждалась работа городского Хлебокомбината в первом полугодии 1944 г. Проблема обеспечения продовольствием населения Сестрорецка являлась одной из наиболее важных, поэтому доклад директора Хлебокомбината Тихонова о трудностях работы предприятия вблизи от фронта был заслушан одним из первых. Среди конкретных мероприятий по обеспечению жителей города мукой стоит назвать обращение Исполкома к Дирекции Управления Финляндской железной дороги о предоставлении одного «планового» вагона для доставки муки. У Хлебокомбината отсутствовал свой автотранспорт, и нужное количество муки для производства хлеба доставлялось из Ленинграда.
Помимо вопросов восстановления городского хозяйства, утверждения бюджета и отчетов о его исполнении, Исполком решал проблемы работы сети учреждений среднего и профессионального образования, ежедневного управления и координации деятельности на местах различных служб, от деятельности которых зависела жизнь каждого сестроречанина.
В том числе было необходимо организовать профессионально-технические училища для подготовки рабочих кадров. В повестке дня заседания, состоявшегося 28 июня 1944 г., был рассмотрен вопрос об организации школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) при Ремесленном специальном училище №26 г. Сестрорецка.
На этом же заседании было решено открыть первый после блокады детский сад в Сестрорецке с количеством детей 100 человек. На заседании Исполкома отмечалось, что в городе имеется 50 детей младшего возраста, родители которых заняты на восстановлении города и не имеют возможности обеспечить уход за детьми.
Местная власть обращала пристальное внимание на работу столовых и других объектов общественного питания. Казалось бы, не самая приоритетная задача, у города есть множество других нерешенных проблем. Но в условиях карточной системы, которая была отменена только в 1947 г., было чрезвычайно важно организовать полноценное питание для тех, кто трудился на восстановлении города. Выдержка из отчета директора конторы Леноблторга Петрова о работе сети общественного питания, который был оглашен на заседании Исполкома Сестрорецкого Городского Совета Депутатов позволяет детально воссоздать реальную обстановку того времени, увидеть проблемы, с которыми столкнулись жители и власти города и, говоря современным языком, проанализировать примеры эффективных управленческих решений на уровне руководства города.
«В столовой № 2 грязь, очередь, в результате чего обед у рабочих и служащих длится более часа. Из-за недостатка чайной посуды столующиеся выпивают чай с мисок. Нет ложек, тарелок. Меню блюд однообразно и блюда приготовлены некачественно. Зал для инвалидов Отечественной войны не оборудован. Точного учета контингента, прикрепленного к столовой нет, в силу чего возникают ситуации, когда в период обеда не хватает первых блюд, что приводит к возмущению и выражению недовольства со стороны трудящихся.
Местные ресурсы на улучшение общественного питания не привлечены. Лов рыбы не организован, заготовка дров не проведена. Переработка овощей, полученных с подсобного хозяйства, идет крайне медленно, в результате чего происходит порча продукции...»
На этом же заседании было принято решение о мерах по улучшению ситуации с общественным питанием, среди которых: требования о налаживании до конца 1944 г. входа в столовую по пропускам, о завершении ремонта обеденного зала для инвалидов Великой Отечественной войны и укомплектовании рыболовной бригады, после чего было указано «немедленно приступить к лову рыбы».
Cестрорецк оживал на глазах, о чем свидетельствуют архивные документы. А ведь казалось, что понадобятся десятилетия, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Благоустройство городских территорий становится одним из приоритетных. Происходила расчистка завалов, а уже к концу 1944 г. жителями города были заселены около 100 домов, которые были расчищены совместными усилиями жителей и городских служб.
Вместе с вопросами благоустройства актуальное звучание приобретали проблемы борьбы с инфекционными заболеваниями, а также бытового обслуживания населения. Интересными, на наш взгляд, являются выдержки из отчета Заведующего городской баней, представленного на заседании Исполкома Городского Совета трудящихся 15 октября 1944 г.
«...баня до сего времени не благоустроена. Не имеет трехмесячного запаса дров. Отепление женского отделения не имеется, отсутствует тамбур. Остекление произведено лишь на 30%, остальные зафанерены. Вследствие чего должной температуры 23-33С* нет. Из-за отсутствия стекла в женском отделении бани недостаточное естественное освещение. Шкафчики с замком отсутствуют. Уборка помещения производится только после окончания работы бани».
Архивные документы подтверждают свидетельства очевидцев о том, что баня по улице Мосина, основанная в 1898 г., продолжала работать в Сестрорецке и в годы войны, являясь в некотором роде информационно-культурным центром. Вопрос соблюдения гигиены жителями города был поставлен на строгий контроль, в решении Исполкома указывалось на необходимость выполнения ремонта в здании бани и приведения ее в надлежащий порядок до конца 1944 г. Было принято решение и об открытии в городе парикмахерской. На этом же заседании были рассмотрены и другие важные вопросы послевоенного жизнеобеспечения города Сестрорецка, такие как открытие Дома культуры, и был заслушан отчет о ходе ремонта Городской поликлиники.
Проходят годы... Но мы вспоминаем тех, чьими руками добывалась Победа и тех, кто в тяжёлые послевоенные годы восстанавливал разрушенные врагом фабрики и заводы, строил новые школы и поликлиники, расчищал от завалов жилые дома и улицы.
Музейный комплекс в Разливе разработал передвижной выставочный проект «Сестрорецк в годы Великой Отечественной войны» и представляет возможность его временного экспонирования в стенах образовательных и культурно-досуговых учреждений Курортного района. Мы должны сделать все, чтобы жители и гости города не забывали основных страниц своей героической и вместе с тем трагической истории времен Великой Отечественной войны.