Так, дорогие фанаты комиксов. Вопрос к вам. Кто самый злодейский злодей в истории этой индустрии? Магнето? Танос? АнтиМонитор? Джокер? А как насчёт Фредрика Вертама? Не слышали? Задаёте вопрос о его суперспособностях? Она одна, уникальная и чрезвычайно мощная: затормозить развитие индустрии комиксов на десятилетия. В чём была его выгода от использования, кроме известности и чувства восстановленной социальной справедливости? Да особо и не в чем.
Вообще, надо сразу сказать, что Фредрик не был плохим человеком, как и все мы. Он действительно заботился о детях, в том числе и о чернокожих, что в то время было крайне странно и необычно. Он противостоял политике сегрегации, обманом собирал деньги для больницы в чёрном квартале и старался всячески защитить детей от ужасов всех СМИ, а не только комиксов. Но, так уж получилось, что в историю он вошёл как «палач индустрии» (никто не называл его «Строителем Мостов», да). Всё началось, когда он работал с малолетними правонарушителями. Тогда Фредрик ухватился за то, что большинство этих неблагополучных детей интересовались комиксами (а кто в «Золотой Век Комиксов» ими не интересовался)? Чтобы понять, о чём идёт речь, он решил получше ознакомиться с этими историями... и был потрясён глубиной проблемы.
Это сейчас кажется, что тогда комиксы были карамельными и исключительно про супергероев. Нет, не были. В конце сороковых хватало историй для взрослых с ужасами, убийствами, расчленёнкой, выпивкой, половыми отношениями и кровищей. И вот психиатр развернул компанию против этого рака, убивающего мораль и нравственность молодёжи. Результатом всех устремлений стала книга «Соблазнение невинных» вышедшая в 1954 году. С одной стороны, в ней освещались действительно важные проблемы индустрии вроде «излишне кровавых подробностей» или «рекламы оружия и ножей». Но хватало там и высосанных из пальца истерик вроде «Бэтмен и Робин — гомосексуальная пара провоцирующая детей на подобное поведение» или «Супермен — анти-американец и фашист». Индустрия комиксов над этим посмеялась, но на всякий случай напряглась. И, как оказалось, не зря.
На книгу обратил внимание сенатор Эстес Кефовер, который сделал себе имя на борьбе с организованной преступностью. После прочтения он понял главное: «комиксы превращают детей в преступников». Вполне логично было развить эту тему дальше и заслужить ещё больше баллов в правительстве. И он это сделал. Фредрик выступил с докладом перед комиссией по делам несовершеннолетних и заявил, что «Комиксы опаснее для детей чем... внезапно Гитлер!». Всё это активно освещалось по телевиденью, набиравшим тогда популярность, и на первых полосах газет. Над Суперменом завис огромный острый меч народной расправы. Родители по всей Америке задумались на тему: «нет, а правда, что там читают наши дети?». Волнения ушли в народ и теперь уже политики, почувствовав запах свеженького хайпа, на котором можно набить политический капитал, принялись активно доить тему. Вот тут издатели комиксов напряглись уже реально и решили сделать предупредительный залп. Они пошли по пути, который до них проложил кинематограф.
Боясь, как бы там государство своими кривыми ручонками ни зарегулировало всё насмерть, они перешли в режим самоцензуры. Создали CCA (Comics Code Authority): специальную коллегию издателей, которая проверяла все комиксы на соответствие ряду правил. Никаких наркотиков, мата и обнажёнки, власть должна быть только положительной, запрет на ужасных монстров, зло в конце наказывают, добро торжествует. Не прошёл проверку — никаких тебе продаж и рекламодателей. И всё это остановило развитие индустрии. Множество изданий с «кровищей и ужасами» закрылись, другим пришлось сокращаться. Но тяжелее всего пришлось самому духу индустрии. Долгие годы из-под пера художников выходили слащавые и карамельные истории, которые и породили стереотип «комиксы для детишек». Никаких сложных героев, душевных метаний, серой морали. Вот хорошие — они победят, вот плохие — их накажут. Наступил печально известный Серебряный век Комиксов.
После такого удара на плаву остались только действительно мощные фигуры, вроде Бэтмена и Супермена. Но даже их заставили меняться. Герои спешно обретали семьи, терпеливо сражались с однотипными злодеями, и превратились в картонных болванчиков. С таким настроем прошло практически десятилетие. Появлялись новые ванильные герои и злодеи. Авторы старательно лавировали в поисках лазеек. Например, зомбей перестали называть «зомби», придумывая им другие названия. Пытались доказать, что вампиры — это отсылка к «классическим произведениям», которые изучают в школах. Затем начали поднимать голову подпольные комиксы. А потом Стэн Ли практически нахрапом выпустил сюжетную арку о вреде наркомании с Человеком-Пауком в главной роли (кстати, запрос на него пришёл аж из Министерства Здравоохранения США, что придало Стэну уверенности). Этот выпуск могли завернуть, но не успели и комикс вышел, внезапно прогремев на фоне других «стерильных» сюжетов. Остальные, увидев, что «прокатило», стали осторожно запускать спорные темы и у себя. Пришло время для смягчения кодекса. Потом ещё раз и ещё и постепенно его влияние слабело. Но окончательно на него забили только в двухтысячных.
А теперь «Вотэтоповорот»: исследования Вертама оказались поддельными. В 2013 Кэрол Л. Тилли выяснила множество интересных деталей о методах работы психолога. Оказалось, что те «тысячи детей» которых он якобы опрашивал, были в лучшем случае сотней. Автор легко занижал их возраст и искажал слова. Мог свести утверждения разных детей к убеждениям одного, и наоборот распространял мнение одного подростка на целые группы. Замалчивал обстоятельства вроде сложной семьи, употребления веществ или болезненных фантазий, концентрируясь только на увлечение комиксами. В книге есть история мальчика, которому после прочтения журнала снились кошмары. Но в своих записях Вертам пишет, что мальчик не помнит о кошмарах. Есть в книге цитата молодого гея, о пересмотре своей сексуальности после прочтения комикса про Бэтмена. А из первоначальных заметок становится ясно, что эта цитата собрана из рассказов двух разных подростков. Плюс утверждение искажено: дети заявляли, что они скорее будут фантазировать о Тарзане, чем о Бэтмене и Робине.
Многие, после этого сравнили Вертама с капитаном Ахавом, который не останавливался ни перед чем, чтобы добиться своей цели. И ему это удалось. Сам Вертам утверждал, что всего лишь пытался оградить детей от негатива, и даже хотел издать книгу «Война с Детьми», в которой описывалось бы воздействие телевиденья на подростков. Но оказалось, что эту тему трогать не позволено. Позднее Фредрик яростно отрицал, что требовал цензуры, предпочитая ей рейтинговую систему. В 73 году в своей книге «Мир Фэнзинов» он даже хвалил комиксы за возможность развития творчества. Но фарш провернуть назад не получилось, и когда он в этом же году попытался выступить на Конвенте Комиксов в Нью-йорке, то был освистан посетителями. После этого он устранился от темы, сосредоточившись на работе психиатра. Увы, дело было сделано и индустрия изменилась навсегда.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.