Доброго времени суток, уважаемые друзья и читатели моей публикации!
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями от фильма режиссёра Тома Тыквера "Парфюмер. История одного убийцы". Прежде всего когда я узнала о выходе фильма у меня в голове был вопрос: как? Как такую книгу вообще можно перенести на экран? Если вдруг, кто не читал книгу, поясняю: сложность переноса книги на экран заключается в том, что во первых, в ней совсем немного диалогов, а во вторых и это главное - огромное количество страниц отведено под описание создания различных запахов. И вот как можно перенести это на экран? Возможно, до конца это сделать, так и не получилось, но режиссёр сделал всё, что смог. Для передачи запаха зрителям используется два варианта - либо нос Гренуя крупным планом, либо объект, источающий запах также крупным планом.
Визуально к "Истории одного убийцы" не подкопаешься, восемнадцатый век показан во всем своём блеске и нищите - роскошные покои зажиточных дворян чередуются с отвращающими зарисовками повседневности низших слоев общества. Не могу удержаться от сравнения книги Патрика Зюскинда и экранизации Тома Тыквера. В романе Зюскинда - Жан-Батист Гренуй - гениальная машина, обладающая уникальной программой распознавания запахов. Программа эта предназначена для изучения всех запахов мира и создания идеального аромата. Как и любой робот Гренуй не разбирается в таких мелочах, как добро и зло, любовь и сострадание. Люди для него просто материал для изучения. В его глазах они значат ровно столько же сколько протухшая рыба или раздавленный цветок. У Тома Тыквера всё не так. Его Гренуй обладает хотя бы какими-то признаками души. У него постепенно появляется способность любить и даже мечтать о высоком. Такая трактовка кажется мне довольно странной, если допустить, что Гренуй обладал душой, тогда следует признать, что он обыкновенный маньяк с извращенной психикой. Да - гениальный, да - одержимый необычной целью, но всё таки убийца. У Патрика Зюскинда же Гренуй просто робот, причём робот, ставящий себя на порядок выше людей и презирающих их. Гренуй в романе - это высшее существо, обладающее волей и разумом, но не имеющее человеческих слабостей. Убийство человека для него означает тоже самое, что убить таракана, то есть ничего! А следовательно и никаких обвинений в адрес машины быть не может.
Этот мальчик с самого своего рождения был наделён чутким, сверхчувствительным обонянием. Рождённый, чтобы сразу умереть, он выжил наперекор всему - желанию матери, злым сиротам в приюте, бешеному хозяину. Из закричавшего в нужный момент младенца он превратился в неказистого юношу-батрака, занимающего исключительно грязной, тяжелой работой. Его необыкновенный дар интригует и одновременно забавляет его, он же влечёт его к новым местам, новым впечатлениям, новым людям, молодым девушкам... Но за ними он волочится не за тем, зачем следовало бы подумать... Нет... Он нюхает их. И смотрится это, конечно, очень странно.
Но несмотря на осознание всей своей власти и возможностей, Жан Батист Гренуй был очень несчастным человеком. По иронии судьбы своего собственного запаха, по которому нас воспринимают окружающие люди он не имел. Он не был нужен ни одному человеку в этом мире, даже собственная мать хотела избавиться от него сразу после рождения, что в принципе и сделала, но крик ребёнка, который не захотел умирать подписал ей смертный приговор. Тот человек, которого никогда никто не любил, не говорил ласковых, добрых слов и сам не способен никому подарить любовь. Греную умение любить было просто не дано! Что сделало его очень эгоистичной личностью, которая оказалась одержима только одним инстинктом.
Обычно нам показывают убийц в качестве тихих, милых и внешне добрых людей, от которых ждёшь зла в последнюю очередь. До сих пор никто не способен объяснить подобные проявления таких людей. Одно дело, когда люди убивают из мести, ревности, корысти или любого другого мотива, и гораздо страшнее, когда человек убивает просто так. Весь фильм строится на погружении зрителей во внутренний мир Жана Батиста Гренуя. Содержание книги было перенесено на экран довольно бережно, но не полностью. С каждой минутой экранного времени фильм отталкивает романтичность той эпохи и приобретает всё больше мрака. Что в конечном итоге приводит нас к довольно неоднозначному финалу понять смысл которого может не каждый. Главной причиной действий главного героя оказалось желание быть любимым хоть раз в жизни.
Актёрской игрой главного актёра Бена Уишоу я осталась очень довольна. Хотя, многие сетовали, что зря Том Тыквер взял на главную роль столь симпатичного и пластичного актёра, который засчет своей внешности невольно вызывает жалость и симпатию у зрителей. Не знаю у кого как, но у меня Бен Уишоу, а вернее его персонаж симпатии не вызвал, так как его симпатичное лицо не выражало никаких эмоций до самого финала, эмоций, которые должны быть у любого нормального человека. Лично мне очень понравилось такое видение главного героя и такое его исполнение Беном Уишоу. У меня даже создалось впечатление, что Бен не играл Гренуя, а был им всё это экранное время. Достоверность его игры отражалась в его глазах и на его лице. За весь фильм Гренуй не произносит и сотни слов, но тем не менее полностью захватывает внимание зрителей и фокусирует его на своей персоне. Этот фильм не имеет голливудского лоска и пафоса хотя бы потому что главную роль в нем играет ранее неизвестный актёр, а не какой-нибудь распиаренный Орландо Блум или Эштон Кутчер.
Это история не об убийствах, она о любви. Ведь всё к чему стремился Жан Батист с самого рождения это чтобы его любили. Он стремился создать идеальный аромат, чтобы его любили. Но достигнуть своей цели так и не смог, создав идеальный аромат, он понял, что полюбили люди не его, а его аромат. А сам он по-прежнему никому не нужен. И тогда он решил исчезнуть. Он пришёл в этот мир незамеченным, незамеченным и ушёл. Самый сильный момент в картине, когда Антуан Риши (отец последней убитой девушки) под влиянием чарующего аромата со слезами на глазах называет сыном убийцу своей дочери!
Дастин Хофман - тут даже бесспорно, это актёр ярок, гениален, колоритен, убедителен. В каждую свою роль Дастин вкладывается максимально, будь то знаменитый "Человек дождя" или туповатая американская комедия "Знакомство с Факерами". Алан Рикман также был очень убедителен в роли отца, который отчаянно хочет спасти свою дочь от маньяка и готов ради этого на всё. Настоящая глыба. Смотреть на его блистательную и напряжённую игру одно удовольствие! Ему вообще очень идут костюмные роли и я в очередной раз в этом убедилась.
Резюмируя сказанное - считаю, что это идеальная экранизация очень сильной работы Патрика Зюскинда. Фильм и гениальный, и отвратительный, и отталкивающий одновременно. Собственно, как и сам роман, который стал основой для фильма. Но посмотреть этот фильм, я вам очень рекомендую!