Вчера я побывала в историческом музее на выставке портретов выпускниц Смольного института благородных девиц кисти Д. Г. Левицкого. Цикл из семи портретов «Смолянки» был написан в период между 1772 и 1776 годами. Портреты постоянно выставляются в Русском музее.
Императорское воспитательное общество благородных девиц было основано по инициативе Екатерины II и ее личного секретаря И. И. Бецкого в 1764 году. Цель - воспитание образованной светской женщины нового поколения. Цель, безусловно, благородная. Екатерина, находившаяся под влиянием идей Локка, Вольтера, Монтеня, хотела вырвать юные девичьи умы из дикой необразованной среды и вырастить совершенно иных людей.
Нужно учитывать, что идея и ее реализация иногда отличаются друг от друга как небо и земля. Во-первых, как поймут идею те, кто будут работать над ее воплощением на местах - это отдельный вопрос. Во-вторых, готово ли общество к прогрессивным идеям (дворянские семьи, особенно жившие с провинции, не горели желанием отправлять дочерей на учебу, многие, например, высказывались в духе, что не языками надо девушкам головы забивать, а мыслями о предстоящем замужестве). В-третьих, во что могут превратиться такие заведения после ухода из жизни тех, кто их организовывал…
Изначально институты (а их открылось несколько по стране, в том числе появился институт для лиц мещанского происхождения) принимали девочек не старше 6-7 лет (принимали даже пятилеток, довод - пока не испорчены окружающей невежественной средой), обучение длилось 12 лет. С родственников брали расписку, что те обязуются не забирать девочку до срока окончания учёбы. Изначально были запрещены отъезды учащихся на каникулы и крайне негативно относились к свиданиям с родными. После того, как ушла из жизни Екатерина Вторая, условия смягчились. И девочки могли поступать в институт в более старшем возрасте (14-15 лет), и можно было уезжать домой на каникулы, и встречаться с родными в выходные (правда, в присутствии наставницы). Сохранилась также цензура писем. Нельзя было отправить письмо с жалобами, описанием тоски по дому, даже за излишние нежности к маме можно было получить порицание. Об этом подробно рассказывает в своих повестях Лидия Чарская.
Идеи просвещения, которыми так горела Екатерина Вторая, нашли отражение в том, что в первые годы своего существования подобные институты давали, действительно, неплохое образование. Потом же предпочтение отдавалось
языкам и дворянским наукам (танцам, пению, музыке). Особое внимание уделялось «выработке сердца и характера» (добродетели). Чтение считалось довольно вредным занятием, отдельно указывалось, что девушка всегда должна предпочитать рукоделие чтению. Наставницы могли получить выговор за то, что читают воспитанницам перед сном. Курсы русской и иностранной литературы были оторваны от современности (что-то мне это напоминает).
Как же происходило создание новой породы светских женщин? Представьте себе, как из домашней обстановки маленькие девочки попадали в казенную. Называли их в институте по фамилиям и даже по номерам, которые присваивались кастеляншами для смены белья. Отступления от привычной жизни и режима института не приветствовались. Одна из воспитанниц вспоминала летнюю прогулку в Таврическом саду, как одно из двух ярких событий за всю институтскую жизнь. Конечно, в Смольном жизнь была ярче и богаче на события, девочек водили и на каток, и на катания с гор, регулярно случались визиты монарших особ, опекающих заведение, известных писателей.
Телесные наказания практиковались редко, но были позорные фартуки для провинившихся, стол, за которым наказанные ели стоя или вовсе стояли весь обед, не принимая пищу.
Температура в помещениях Смольного не поднималась выше 16 градусов. Спальни были большие с огромными окнами, представляю, какие сквозняки там гуляли. По воспоминаниям воспитанниц, температура в спальне могла быть и 12 градусов. Если смолянок все же водили на прогулки, то в других институтах в осеннее и зимнее время почти не гуляли, а летом, когда прогулки все же были, действовал запрет на активные игры. Воспитание здоровых девочек такими способами, конечно, под вопросом.
В некоторых институтах было очень плохое питание, от голода девочки ели мел и даже грифельные доски. Случались голодные бунты.
Любое закрытое общество моментально обрастает своей иерархией, уставом и обычаями и даже своим жаргоном. Начальницу института нужно было называть maman, но воспитанницы между собой называли ее «м@м@ня» или «м@мух@» (даже здесь приходятся менять буквы на символы, так как дзен наказывает за сниженную лексику. В институте, где училась Лидия Чарская классных наставниц звали «синявк@ми» за синий цвет платья. Идеальные ученицы звались «парфетками», а не особо прилежные - «мовешками» (слова были обрадованы от французских «совершенный» и «дурной»).
Основой добродетели считалась сдержанность, девочек наказывали даже за неуместные улыбки или косые взгляды, но всем известно, что происходит, если запретить человеку эмоции. Он просто не умеет их распознавать, ими управлять. Поведение выпускниц институтов было отдельным предметом обсуждения. Оказавшись «на воле» они хохотали невпопад, заламывали руки, постоянно вскрикивали и часто падали в обморок. Среди воспитанниц институтов было принято кого-то всей душой обожать. Это могли быть старшеклассницы, учителя мужчины (хотя в институты принимали мужчин в возрасте и даже с изъянами внешности, девушкам это не мешало). А уж если институт часто посещали монаршие особы, предмет обожания искать было не надо. Императоры часто оставляли воспитанницам свои платки, а однажды кому-то из Александров в Смольном восторженные девицы разодрали на куски шубу.
Воспитание в полнейшей изоляции тоже приносило очень спорные плоды. Гонка за чистотой и нравственностью воспитанниц приводила к тому, что девушки накануне замужества переписывались друг с другом, вопрошая подруг, знают ли они как появляются дети и что за супружеские обязанности надо будет выполнять, ведь никто про это не рассказывал. Выйдя из института, девушки не имели представления о реальной жизни. Что с извозчиком, например, надо договориться о цене, потом заплатить ему. Общество относилось к этому негативно, высмеивало. Ведь большинство воспитанниц никто не ждал при дворе и хорошая партия им тоже не светила. Они уезжали обратно, в провинцию, вызывая там бесконечное презрение своей полной неготовностью к реальной жизни. А ведь пока они учились, в их голове был какой-то компот на тему того, что за воротами института каждую ждёт богатый влиятельный муж и ежедневные балы.
Конечно, все зависло от семьи, из которой девочка попадала в институт. Если дома была любящая мама или даже няня, ребёнок рос в заботе, пусть и в бедности, это - одна история. Но для сирот, девочек, которые были не нужны родителям, которые мешали мачехе или отчиму, которых дома считали лишним ртом, институт был шансом. Глафира Алымова - лучшая из смолянок первого выпуска отзывалась об институте хорошо. Ещё бы, ведь она - 19-й ребёнок в семье, родившийся после смерти отца. Матери она была не нужна. Институт дал ей другую жизнь. Она сразу обратила на себя внимание Екатерины Второй, прилежно училась, музицировала, получила высшую награду - императорский шифр, стала фрейлиной, удачно вышла замуж. Вообще, из всех смолянок, который рисовал Левицкий, Алымова - самая интересная для меня личность. Хочу теперь прочесть ее мемуары.
В советское время оценка деятельности подобных институтов положительной не была. Даже по мнению современников институты толком не давали ни образования, ни нравственного воспитания (по поводу первого выпуска из Смольного быстро пустили в народ стишок, что Бецкой «за 12 лет выпустил в свет 60 кур, набитых dur». Но я считаю, что для своего времени это была достойная попытка дать девочкам шанс на лучшую жизнь.
Что почитать по теме?
- В.М. Бокова, Л.Г. Сахарова «Институтки: воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц» - отличная книга, дающая основные факты.
- Л. Чарская «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» и другие книги. Если хочется не фактов, а художественного сюжета, лучше Чарской по этой теме никого нет. Автор писала, по сути, о себе, так как была выпускницей такого института.
- Статья arzamas «7 портретов благородных девиц: как смотреть «Смолянок» Дмитрия Левицкого» - это на тот случай, когда времени читать нет совершенно, можно пробежаться по статье, пока едешь в метро, уже выставка будет восприниматься иначе.
Что у меня на канале ещё есть про музеи?! Много, чего, но у таких статей дочиток ничтожно мало, что печалит. Попробую поднять интерес!
Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова - здесь
Музей космонавтики - здесь
Калининградский музей изобразительных искусств - здесь
Пушкинский музей - здесь
Нижегородский арсенал - здесь