- В этом тексте мы поговорим о том, чем отличались интерьеры буржуазии от интерьеров аристократии в XIX веке. Способ создания обстановки своих домов в XIX в показателен и для настоящего. В этой статье мы узнаем, почему мы тяготеем к той или иной манере, обставляя свой дом. Откуда "вода течёт" у страсти к классицизму и откуда желание минималистичной и функциональной организации пространства.
- Интерьер буржуа и аристократа
В этом тексте мы поговорим о том, чем отличались интерьеры буржуазии от интерьеров аристократии в XIX веке. Способ создания обстановки своих домов в XIX в показателен и для настоящего. В этой статье мы узнаем, почему мы тяготеем к той или иной манере, обставляя свой дом. Откуда "вода течёт" у страсти к классицизму и откуда желание минималистичной и функциональной организации пространства.
Итак, вернёмся в XIX веку. Для начала, нужно определиться с терминами:
Аристократия – прослойка приближенных к верховной власти людей, которые получали свой высокий социальный статус по наследству.
За свою службу и преданность верховной власти (королям и императорам) аристократы получали огромные земельные владения, передававшиеся по наследству и, как правило, приумножавшиеся потомками (если те исправно продолжали служить Короне). Жили аристократы за счёт сельского хозяйства и сдачи земель в аренду крестьянам.
Буржуазия - (от нем. Бюргер. Берг - город) изначально горожане. По большому счёту, понятие буржуазия связано с понятием «капитализм». Конечно «бюргеры», то есть «горожане» были и до промышленной революции. Но капитализм сформировал их в том значении которое мы применяем к термину «буржуа» теперь.
Капитализм – это общественный строй, сменивший феодализм. Капитализм возник в связи с промышленной революцией конца XVIII в. То есть на смену ручному труду пришли машины, экономика выросла, люди из деревень хлынули в города. Так аграрная форма государственного хозяйства сменилась на индустриальную (капитализм). Капитализм основан на частной собственности и свободе предпринимательства.
В связи с этой начавшейся свободой предпринимательства, и, так как в городах стало расти количество населения (бюргеров): некоторые, из приезжающих в города, особо талантливые, и сумевшие сделать накопления или занять у родственников открывают своё дело. Количество таких предприимчивых людей, которые пользуются новыми возможностями, растёт. Конечно, они не превалируют численно над рабочим населением, однако буржуазия формируется в новый, прогрессивный класс. Даже у аристократии начинается мода на «буржуазный стиль». Стиль этих мыслящих по-новому, изобретательных людей.
В Новое время из «людей второго сорта» (точнее – третьего сословия) буржуазия становится социальным лидером. Стремительный прогресс ей обеспечивает доступ к материальным ресурсам – капиталу во всех смыслах этого слова. При этом «нематериальный капитал» всё ещё находился в руках аристократии – это образование, престиж, честь и социальное достоинство.
Ценности буржуазии. Мораль буржуазии – пуританская мораль.
Так как буржуа - это выходцы из народа , которые сразу попадают в капитализм, элитарной культура свойственной аристократии у них нет. Однако капиталистические ценности и капиталистическая культура начинают оказывать на новый класс большое влияние. То есть на первое место выходит чувство собственности, обладание теми или иными благами, имуществом, капиталом. Собственность (или ее денежный эквивалент) приобретает в буржуазном мире особое качество - становится мерилом подлинной ценности человека. Отсюда возникает культ денег, ментальность, отражающая мир в денежных категориях. Тогда же появляется, например, формула «Время – деньги». Сейчас в эпоху капитализма мы все так мыслим, согласны?
Так же большое значение в буржуазной морали начинает играть пуританская этика, распространившаяся тогда по Европе. Она превозносит аскетизм и при этом считает что если человек успешен в земном мире, если у него много денег – он угоден богу, и после смерти его заберут в рай. Поэтому буржуа всячески стараются развивать свое дело, и добиваться богатства при довольно аскетичном образе жизни. Что не относится к высшей буржуазии (она живёт как аристократия).
Еще одним важным аспектом буржуазной морали, которую принесло главенство пуританской этики – важность семейных ценностей, верность своему партнёру , из которых произошли представления о «тихом уюте в семейной гавани».
Ценности аристократии. Раcточительство, эмоциональная сдержанность, статусное потребление
В аристократических кругах многое, начиная с отношения к деньгам обстояло наоборот. Для аристократа, показателем хорошего тона было не замечать деньги, жить так, словно их не существует в реальности. Признаком аристократизма было «бросаться» ими. Аристократ Честерфилд в письмах к сыну писал: «Сын, почему ты так мало тратишь? Ты порочишь звание аристократа!». (Вот бы мне так написал мой папа).
Для аристократизма важно была действие напоказ. Отсюда для аристократа характерно статусное потребление, в котором соображения имиджа были намного важнее проблем экономии денежных средств, которых у аристократии становилось всё меньше.
Еще пара моментов, из мировоззрения аристократии, которые не относятся к нашему исследованию (то есть не влияют на интерьеры), но интересны:
Высшим тоном для аристократа, в отличие от народившегося класса была показная холодность, сдержанность в эмоциях, всё что понималось под аристократическими «манерами». Всё это осуждалось в буржуазных кругах, которые ценили свою «естественность» и свободу в выражении чувств.
И то, что сейчас сложно нам представить: для аристократии считалось зазорным не только работать, но и просто быть в чём-либо профессионалом. Можно было заниматься чем-то только на любительском уровне, уровне хобби. Люди, которые работали руками, например хирурги, дантисты и вовсе не принимались в свете.
Однако стоит сказать, что аристократическая культура продолжала овладевать умами выбившихся в социальную элиту нуворишей, которые при возможности покупали дворянский титул за деньги. Не говоря о том, что буржуа теперь усваивали в своём быту множество ранее не доступных им «излишеств, характерных для знати, расточительной во все времена. Прям как сейчас усваивают, разбогатевшие люди, думая, что этим самым "покупают" себе статус.
Интерьер буржуа и аристократа
Все эти ценности формировали определённый интерьер у одних и у вторых.
Буржуа будучи предпринимателями и, как следствие, людьми любящими порядок, создавали в своих домах функциональность и упорядоченность. Каждый предмет стоял на своём месте.
Более того, вместе с новым классом, родился новый интерьерный стиль Бидермайер. В сущности, «бидермайер» по-немецки означает простого человека. Пришедший из народных сельских и городских мотивов, этот стиль сформировался как достаточно высокий и очень популярный даже у высшей аристократии, окрылённой духом немецкого романтизма. Поэтому бидермайер вовсе не означает бедности или безвкусия – напротив, это эстетика того времени, когда роль простых людей в обществе стала возрастать.
Бидермайер – стремится к комфортной жизни, наполненной простыми радостями каждого дня. Для этого стиля характерны деревянная мебель тёмного дерева, в текстиле используются ткани с «простыми» узорами, вроде цветов, или полосок. Много свободного пространства. Все предметы обстановки подбираются из соображения уюта и комфорта – мягкие кресла и диваны, углы мебели скруглены, тёмная и тёплая цветовая гамма: багровый, тёмно-зелёный цвета. Бидермайер старательно делает окружающую среду соразмерной человеку, наполняет ее всевозможными предметами обихода, трогательными безделушками, картинками. Человек защищен удобными и привычными вещами от окружающего мира, открытого "настежь бешенству ветров".
Важно отметить, что эпоха модерна в буржуазном обществе характеризуется разделением публичного и приватного пространства. И появлением феномена уюта. Представляете, такого термина раньше не было! Необходимость приспосабливаться к меняющемуся обществу вызывает потребность, в ограждённой от внешнего мира сфере дома. Уют относительно новый термин, вошедший в обиход в XVIII веке.
Вместо сословной принадлежности особую роль теперь играет индивидуализм, саморазвитие, ответственность за свою жизнь в противоположность сословно нормированным образцам поведения.
В XIX веке появились типовые альбомы обстановки интерьеров английского и французского издания. Кстати, само появление таких альбомов уже свидетельствует о «массовизации» дизайна и появлении его типовых образцов – как, например, люстр, шкафов, кресел и др. Всё как сейчас, всё как сейчас...
Как пишет Леся Чеснокова в исследовании посвящённом бидермайеру: «Уют, возникший в буржуазном обществе, не только давал возможность восстановления сил после дневных трудов и забот, но и предоставлял возможность для среднего класса подчеркнуть свое отличие от других общественных слоев: пролетариата и аристократии. С одной стороны, по отношению к рабочему классу возможность комфортного жизненного обустройства предполагала наличие определенных средств. С другой стороны, дворянской репрезентативности и строгому этикету были противопоставлены искренность и непринужденность. «Душевность и уют выступают здесь как буржуазные эмансипационные и оппозиционные термины, направленные против застывшей во внешних проявлениях и служащей репрезентативным целям культуре дворянства».
Кстати, пролетариат, в свою очередь присваивал многие бытовые находки буржуазии, хоть и осуждал их образ жизни. Но это уже другая история.
Аристократический интерьер – это интерьер с элементами классики, лепниной на потолке и на стенах, скульптурами, наполненный статусными предметами, часто просторный.
Многие представители аристократии предпочитали жить за городом – в поместьях, имениях, родовых «дворянских гнёздах».
Аристократы жившие за городом, как правило, вели замкнутую, обособленную жизнь. Убранство их домов не менялось принципиально долгое время и важнейшим достоинством его считалось качество. Так, старинные очаги замков, кровати времён «Короля-Солнце» Людовика XIV или старинные богато украшенные зеркала служили своим владельцам на протяжении двух-трёх поколений. Провинциальная знать редко следовала за новыми веяниями моды. Знаете таких людей?
Однако помимо провинциальной аристократии существовала и столичная – более прогрессивная, активная и расточительная. Эти люди облюбовали престижные кварталы Парижа, в которых приобретали огромные особняки, интерьеры которых зачастую напоминали мини-Версали.
Но перегруженные деталями холодно-репрезентативные помещения аристократических салонов постепенно выходят из моды, и развивается приватный стиль жизни в «доме, милом доме». В том числе и у прогрессивных аристократов.
Пышный аристократизм стал сменяться прагматичным и практичным демократизмом, и эта тенденция к упрощению и функциональности дизайна, в сущности продолжается до сих пор – в качестве примера можно привести ныне популярный даже у самой состоятельной прослойки общества – «скандинавский стиль».
Конечно, нельзя исключать из виду, что буржуазия усваивает многие дворянские черты, т.е. нормы того класса, преемницей которого она является. Напротив, аристократия постепенно «размывалась» в буржуазном обществе. Иными словами «обуржуазивалась» - то есть принимала капиталистические черты: утилитаризм, коммерческую ориентированность, простоту и некоторую безликость.
Многие элементы этих стилей встречаются в архитектуре и дизайне до сих пор. Но также встречаются и элементы таких мировоззрений. Теперь мы знаем почему мы так, а не иначе относимся к деньгам, какие события положили начало такому отношению. И еще мы знаем почему мы выбираем те или иные стилистические направления в наших интерьерах. почему нас "кренит" в сторону классики, или почему нам хочется организовать у себя максимальный функционализм. Мода - это не только эстетика которая ни от чего не зависит, мода это скорее следствие тех или иных политических, идеалогических, связанных с текущей формацией процессов, которые происходят в нашем обществе. Так что не будем наивны. Будем создавать себя и свои дома не по наитию, а анализируя, каким образом мы хотели бы жить и кем бы мы хотели преподносить себя в обществе, ведь теперь мы знаем, откуда проистекает то или иное стилевое направление.🏠
__________________________________________________________________________________________
Маркеры аристократического и буржуазного стилей в интерьере.
Аристократизм:
Элементы классицизма
Статусные предметы
Просторные помещения
Предметы индивидуального изготовления
Буржуазность:
Комфортность
функционализм
Помещения по площади не большие, но много свободного пространства.
Предметы массового производства