От чего мне всегда было грустно – так это от того, что всё наше знание искусства европоцентрично, начиная от изобразительного искусства и заканчивая музыкой. Это естественно по отношению к американскому континенту, так как цивилизация тех стран относительно молода, и не совсем справедливо для стран Востока, имеющим древнейшие корни. К сожалению, в восточном искусстве я разбираюсь мало, но вот об американском искусстве могу кое-что рассказать.
Культура Латинской Америки – это сплав нескольких традиций: европейской, африканской и индейской. Бо́льшую роль, разумеется, играла Европа. Вплоть до конца XIX века музыка Латинской Америки имела не слишком большую самостоятельность. Но в начале XX века композиторы начинают проявлять интерес к фольклорным традициям своих стран. Важную роль в этом сыграл Стравинский и его балет «Весна священная», не столько славянский, сколько архаичный в глобальном смысле, с его неожиданными ритмами и жёстким звучанием.
До этого в музыкальном мире господствовал Романтизм, порядком поднадоевший многим своей открытой эмоциональностью и сентиментальной сокровенностью. И в Европе, и в странах Америки композиторы искали новые образы и звучание. Некоторые как раз и продолжили путь Стравинского.
Так, на Кубе в 1923 году образовалась группа минористов. Их целью как раз и было обновление. Результатом стало направление «афрокубанизм» - в котором опорой стал кубинский фольклор. Деятели группы изучали обряды и традиционную кубинскую музыку, одновременно борясь со стилистикой итальянской оперы. В принципе, всё сказано в их девизе «Долой лиру, да здравствует бонго!»
«Увертюра на кубинские темы» кубинского композитора Рольдана и стала первым результатом их стремлений. Кроме использования в ней музыки афрокубинской и африканской народной музыки, в ней участвовало множество народных ударных инструментов.
Реакция на такое была неоднозначной, но Рольдан не остановился на достигнутом и продолжил писать в таком же духе. Например, таков балет «Ремамбара», из которого композитор позже создал сюиту «Ритмики» из шести частей. В каждой части – свой инструментальный состав, но наиболее отличается шестая. Она написана в ритме румбы, и в ней участвуют только национальные ударные инструменты: клаве, бонго, кубинские тарелочки и многие другие, названия которых русскому человеку мало что скажут.
Разумеется, никакого сокровенного высказывания в такой музыке и в помине нет. Только объективность, динамизм и ритмичность. Еще одно подтверждение того, что в музыке после одной крайности обязательно следует другая крайность.
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
2) Игорь Стравинский – мастер трёх стилей
3) Они родились слишком поздно…
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊