Кажется именно с этого вопроса начался сам сюжет книги о Повелителе Йоля.
Американская современная проза, такая же грубоватая, как Западная Вирджиния и его жители с револьверами, кольтами и дробовиками в каждом доме (верю Брому). Но даже в этой грубой реальности есть место волшебству. Не вдруг, не внезапно и не случайно.
Древняя магия старых богов, вымерших к сегодняшнему дню, ещё есть в этом мире. В этой книге сталкиваются потомки Локи и Одина. Крампус, внук Локи, сын Хель, и Санта, он же … спойлера не будет, потомок Одина. Вера и религия.
Святки - языческая традиция. Рождество - христианская. Чтобы выжить в новом мире, кто-то начинает играть по изменившимся правилам, а кто-то - Крампус.
Кто такой Крампус по сути? Да обычный семифутовый козел. В смысле козлиный бог плодородия, зимнего солнцестояния, он же языческая древность, дикая, первобытная. С мешком для непослушных детей и березовыми розгами (ни один ребёнок в мешке не оказался). Дьявол и Сатана для священников и богобоязненных. Мне очень понравились слова этого персонажа о том, что люди во всем видят дьявола , кроме себя. Эту мысль я развивать не буду, но на подумать она очень хороша.
Вопрос зла и добра в этой истории очень относительный. Противостояние, да. Но определить абсолютное зло никак не получится.
Мне полюбился этот рогатый «злой и ужасный» упрямец. В конце концов он приближает людей к самим себе, к истокам, открывает в них внутреннюю силу и веру. И в нем сострадания, участия и человечности больше, чем в святом Николае и ангелах. Благородство и честь. Забытая древность.
Здесь и романтизм, и бандитские разборки, и храбрые сердца, и драма, и немного оргии (в стиле рогатых козлиных богов)).
И кто победил в заварушке?
Совсем не тот, кто кажется победителем.