Найти тему
Амбассадор счастья

Посетили базу подводных лодок в Балаклаве. Рассказываю про бывший секретный объект 825.

Оглавление

Сразу после окончания Второй мировой войны США приступили к разработке плана атомной бомбардировки основных советских военно-стратегических объектов и крупнейших городов Советского Союза.

К примеру, в соответствии с планом «Директива № 59» в случае начала новой мировой войны, предусматривалось с американской подводной лодки базирующейся под островом Крит в Средиземном море нанести ракетный удар по объектам расположенным на территории южной части СССР. Из общего ракетного залпа минимум три баллистические ракеты с системой кассетных боеголовок нацеливались на Главную базу ЧФ – Севастополь, где были сосредоточены 70 % запасов флота и базировались 90 % ракетных надводных кораблей ЧФ.

Появление на мировой арене ядерного оружия поставило задачу укрытия под землей не только личного состава гарнизона и населения городов, но и перемещение в подземное пространство, основных производственных фондов заводов, предприятий, укрытия в них запасов продовольствия, сырья, воды и энергоисточников и др.

В целях совершенствования боевой готовности Черноморского флота, повышения живучести и устойчивости военных объектов началось строительство подземных сооружений. В 1954 году под руководством Командующего ЧФ адмирала Горшкова С.Г. на Черноморском флоте была завершена разработка «Зональной схемы Главной базы ЧФ – Севастополь». В этом плане Балаклавской бухте узкой и закрытой от ветров удаленной от Севастополя на 17 км, уделялось особое значение.

Балаклавская бухта
Балаклавская бухта

Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.

Именно в Балаклавской бухте началось экспериментальное строительство первого в СССР комплекса подземных сооружений для укрытия и ремонта подводных лодок, подготовки и хранения торпедного оружия, ядерных боеприпасов, топлива и укрытия личного состава.

-2

В соответствии с проектом противоатомный подземный комплекс состоял из нескольких автономных объектов: укрытие для подводных лодок и экипажей, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед, ремонтно-техническая база для хранения и подготовки к эксплуатации ядерных боеприпасов и топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн.

Строительство завода завершилось в 1961 году. С этого года подземный завод по ремонту подводных лодок стал отдельной воинской единицей, а с 1969 г. стал именоваться спеццех завода «Металлист». Сам судоремонтный завод № 331 «Металлист» находился в конце Балаклавской бухты.

-3

Для маскировки входа в сооружение с воздуха был построен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал.

Со стороны Балаклавской бухты вход в водный канал перекрывает понтонный мост. При заходе подводной лодки в канал: (что в целях соблюдения секретности происходило только в темное время суток), понтоны (стальные резервуары) осушались от воды с помощью насосов, мост поднимался на полметра и отводился в сторону специальным механизмом — шпилем. Подводная лодка в надводном положении: под электромоторами входила в канал, после чего понтонный мост возвращался на свое место.

-4

Вход водного канала в подземное сооружение защищал батопорт — большой морской затвор. Это массивный металлический короб, высотой 14, шириной 6 и длиной 18 метров. Для прочности он состоит из отдельных секций и весит 150 тонн. Сейчас затвор находится в открытом положении — задвинут почти на всю длину в специальную нишу.
При выходе из канала был сооружен второй батопорт, но другой конструкции. Он состоял из железобетонных наборных плит, эти плиты с помощью кран балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала.


Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору Таврос насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. Общая длина морского канала составляла 605 м., глубина 8 м., ширина от 10 до 24 м. Вход на завод закрывался маскировочной сетью, искусно подобранной под окружающий горный ландшафт.

-5

Минно-торпедная часть (МТЧ) предназначалась для подготовки и проверки торпед и боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения. Каждую торпеду проверяли на герметичность в специальном бассейне-кессоне с подсветкой дна. Разгерметизацию торпеды определяли по пузырькам воздуха.

-6

Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад готовых торпед на территорию арсенальной части комплекса. До преддоковой площадки параллельно каналу шла подходная транспортная потерна. Протяженность потерны составляла 296 метров, ширина 3,5 метра, высота 4 метра.

Под бетонным покрытием потерны были проложены коммуникации необходимые для обеспечения жизнедеятельности объекта. Коридор имел закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной взрывной волны.

-7

На преддоковой площадке располагались: большой расточной станок длиною фундамента 15 м, предназначенный для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров (тележка с приводом от электродвигателя, питающегося от аккумуляторов, установленных на тележке).  Там же был оборудован спуск на нулевой этаж в насосную станцию, предназначенную для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

Сухой док – выгодродка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялось его заполнение водой. Мощными насосами в течение 4 ч. откачивалась вода, и лодка оставалась стоять в сухом положении, дополнительно обставлялась ремонтными лесами.
Производственная часть комплекса находилась к югу от преддоковой площадки.

-8

Здесь на площади более 1000 м2 размещались: станочный парк, участки по проверке электро и гидро оборудования подводных лодок, складские помещения, служебно-бытовые — пекарня, столовая, а также лазарет, пункты санобработки, узлы связи.

Под защитой многометровой толщи скального грунта по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, артиллерийские боеприпасы и другие необходимые грузы.

В секретных подземных цехах работали от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Круглосуточную службу на входах в тоннель и возле сухого дока несли 26 человек из подразделения ВОХР. Док обслуживали 38 высококвалифицированных рабочих, группа обслуживания технических систем комплекса включала 42 человека. Численность промышленно-производственного персонала достигала 100 человек.

Расчетный срок полного ремонта ПЛ не превышал трех недель. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки в подземном комплексе могли подзарядить аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива
За весь более чем 30-летний период эксплуатации объекта подземный комплекс обслужил более 200 подводных лодок, многие из которых по 2-3 раза. Рядом с подземным заводом были построены склад оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 9 тысяч тонн нефтепродуктов.

-9

В 1967 году на втором этаже производственного комплекса был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок. В 1986 году рядом с ЗКП 14 ДИПЛ был оборудован запасной командный пункт штата местной обороны Севастопольского гарнизона.
Общая подземная площадь секретного завода составляла более 12 тысяч квадратных метров.

В случае ядерной опасности завод мог укрыть до тысячи человек, включая экипажи подводных лодок командный состав 14-й ДИПЛ ЧФ. Герметично закрывались все двери и люди могли находиться в убежище автономно до 30 суток. Для этого на заводе имелись склады продовольствия, система очистки воды, система вентиляционных фильтров, системы регенерации воздуха. В канале могло укрыться от 7 до 9 ПЛ, в зависимости от класса лодки.

-10

Стоимость сооружения составила 67 миллионов неденоминированных советских рублей (по курсу до 1961 года), стоимость «начинки» и оборудования его системами жизнеобеспечения — 65 миллионов рублей.  Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, комплексом грузоподъемных механизмов, системой жизнеобеспечения и др. являлся единственным и уникальным инженерно-техническим сооружением периода «холодной войны» не только на территории бывшего СССР, но и в Европе.

Когда в советское время подземный завод функционировал, все подземное пространство было хорошо освещено. Командиры подводных лодок, которым довелось, заводить сюда свои лодки рассказывали, что создавалось впечатление, будто они попадали в какую-то сказку. Казалось свет, шел из-под воды. Все это напоминало царство капитана Немо.

-11

А вот воспоминание того, кто был здесь в 1994 году, когда завод был уже фактически покинут, но еще не разграблен: «Все системы подземного комплекса функционировали исправно, везде горел свет, работали двигатели для автоматического закрывания и открытия многотонных противоатомных дверей. Все механизмы пункта управления подводными силами ЧФ были в полной боевой готовности. Абсолютно пустые, но по-прежнему светлые просторные цеха, навсегда остановившиеся фрезерные, токарные, сверлильные станки. Казалось, все это покинуто людьми в результате внезапной катастрофы. Невольно вспоминается Чернобыль».

Подземный комплекс после раздела Черноморского флота, стоял без охраны. Поэтому трубопроводы, кабели, емкости, весь металл, даже ограждения и металлические поручни лестницы были безжалостно вырублены, вырваны «с мясом». Только кабелей было вырезано несколько десятком километров. Сухой док и сейчас затоплен. Фактически остались одни бетонные стены и многотонные герметичные двери в убежище, снять которые грабителям оказалось не под силу, а может быть, просто не успели.

С 1 июня 2003 года подземный комплекс работал как филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины.

-12

1 апреля 2014 года подземный комплекс стал площадкой Военно исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. Недавно здесь провели капитальную реконструкцию, теперь это современный музей, который я рекомендую посетить каждому.

Спасибо за вниамние!

Подписывайтесь на мой канал, здесь я рассказываю про самые удивительные места, которые можно посетить!