Найти тему
Михаил Астапенко

СВЯТЫНИ КАЗАЧЬЕГО ДОНА - МОНАСТЫРСКОЕ УРОЧИЩЕ.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы на Монастырском урочище под Старочеркасском. Дореволюционное фото.
Часовня Покрова Пресвятой Богородицы на Монастырском урочище под Старочеркасском. Дореволюционное фото.

К числу древних сакральных мест донского казачества, кроме станицы Старочеркасской (бывшего Черкасского городка), безусловно, относится Монастырский городок (Камплиция, Каплица), расположенный в семи километрах от станицы Старочеркасской Аксайского района. На этом месте, на незатопляемом правом берегу Батюшки Дона, люди селились в течение тысячелетий, что подтверждается археологическими раскопками.1

…В ХУ1 столетии здесь появился казачий городок – Монастырский. Первое документальное упоминание о нем к 1593 году, когда посланник турецкого султана сообщал из Азова, что казаки поставили на Дону четыре новых городка (Раздоры, Маныч, Черкасск и Монастырский), приходя из которых Азову тесноту чинят».2

Что касается наименования, то по аргументированному мнению донского историка Ис.Ф.Быкадорова (1882-1957), «…название …Монасты-рский было принесено с Днепра» и что это «название острова…между островом Хортицей (Сечью) и г.Черкасами».3 Академик П.П.Гильденштедт, побывавший на Монастырском урочище в 1774 году, по поводу его названия писал: «Монастырским городок прозван был по греческому Иоанно-Предтеченскому монастырю, перемещенному сюда из Азова».4 Другие историки считают, что свое название Монастырский городок получил по уединенному образу жизни постоянно проживавших здесь старых и увечных казаков.

С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском – столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Поскольку у донцов до середины ХУП столетия не было штатных священников, то богослужение в часовне отправляли иеромонахи Киевского Межигорского монастыря, ведшие богослужения в Запорожской Сечи и часто приходившие в Монастырский городок по просьбе донских казаков.1

Казаки усиленно охраняли Монастырский остров и городок, а всякого, кто тайно проникал сюда, истребляли. Так, 24 апреля 1635 года донцы захватили 31 «человека из числа кафинцев и азовцев, приходивших на Монастырский, …и тех людей, приветчи к Войску…всех порубили без остатку, потому что тем людям спуску не бывает, и на окуп не даваем, которых на острове поимаем».2 5 июня 1637 года здесь за шпионаж был казнен турецкий посол Фома Кантакузин, проживавший в Монастырском городке с посольской свитой.

В начале апреля 1637 года в Монастырском городке можно было видеть необычное оживление и скопление огромного числа донских и запорожских казаков. На казачьем Кругу 21 апреля было решено напасть на Азов, освободить томившихся в мусульманском плену христиан и вернуть этот город Русскому государству, открыв тем самим себе дорогу в Азовское море. Походным атаманом казаки выбрали бывалого воина и опытного руководителя Михаила Татаринова.

18 июня того же года Азов пал, захваченный казаками в результате взрыва подкопа и последовавшего за ним многочасового боя на улицах этой крепости. Казаки, погибшие во время осады и штурма крепости были погребены в земле Монастырского городка. Взятие Азова казаками в 1637 году и героическая оборона его в 1641-м произвели огромное впечатление на европейские и азиатские государства, ибо казаки выстояли против превосходящих сил турецкой армии, считавшейся в те поры сильнейшей в Европе и Азии. Л.Н.Толстой, оценивая воинские деяния казаков под Азовом в 1637-1641 годах и штурм этой же крепости войсками Петра 1 в 1696-м, заметил: «…Азов взяли 4000 казаков и удержали, - тот Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял».1 Поэт российский Иван Никитин писал про

Подвиг дивный и кровавый,

Которым в летопись веков

На память вечную и славу

Внесен разрушенный Азов.

Царь же Михаил Федорович, узнав о подвигах донских казаков под Азовом, в своей грамоте на Дон от 2 декабря 1641 года повелел: «Тех донских казаков, которые в Азовское взятие и при осаде Азова крымскими и турскими людьми побиты за их к Государю службу, за кровь и за многое осадное нужное терпение, в городах и монастырях поминать вовсю четыредесятницу, а затем имена их написать в синодики в соборах и монастырях в вечное поминовение».2

После отказа Московского правительства принять Азов «под высокую государеву руку» казаки оставили город, весной 1642 года перебравшись в Монастырский городок. Это время отмечено в истории городка, как самое кровавое. Турки, мстя казакам за поражения в период Азовского «осадного сидения», в апреле 1644 года произвели нападение на Монастырский остров, на котором зимовали казаки, занимавшиеся рыбной ловлей. Нападение было отбито, а захваченные донцами турецкие пленные показали, что султан планирует «между Доном и Донцом ставить новый город».3 Сделав выводы из этого неудачного нападения, турки превосходящими силами в одну из темных ночей осени 1644 года сумели захватить Монастырский городок, уничтожив почти все населения. Обугленные остатки куреней и горы окровавленных трупов остались на месте некогда оживленного казачьего городка. Лишь части казаков удалось переплыть Дон и скрыться в Махинском городке.

С тех пор донцы больше не селились на территории Монастырского городка, хотя попытки его возобновления предпринимались. Например, в 1648 году, когда из-за турецкой блокады казаки терпели страшную нужду в продовольствии, они, не привыкшие кланяться Москве, вынуждены были просить правительство помочь им построить на Дону укрепленный городок. Давая согласие московское правительство пыталось узнать у атамана зимовой станицы Микитина, где лучше возвести такое укрепление? И атаман указал два удобных места: Раздоры или «Монастырский Яр, на Оксайском острову, где они прежде живали. А тот остров от…Черкасского городка вниз по Дону версты с три…».1 Но оба эти места показались думным дьякам мало подходящими, и Монастырский городок никогда больше не возобновлялся. Это было огромное кладбище, где на относительном небольшом пространстве покоилось под сенью деревьев более тысячи казаков.

Петровская эпоха вдохнула новую жизнь в забытый казачий городок. В 1696 году, после взятия Азова, Петр 1 велел построить на месте Монастырского городка укрепление – транжемент. После неудачного Прутского похода 1711 года, когда Петр месте с супругой Екатериной едва не попал в плен, Азов и Таганрог с устьем Дона и Азовским морем были отданы туркам. В договоре, заключенном между Россией и Турцией 15 апреля 1712 года, по этому поводу было записано: «Понеже фортеция Азов на краю рубежа Блистательной Порты обретаетца, а его царского величества фортеция Черкасской на краю же его рубежа обретаетца, и того ради между двумя фортециями с обеих сторон фортец не строить».2 Однако, вопреки договору, Петр не только не убрал Монастырский транжемент, но перевел сюда часть гарнизоны Азовской, Петровской и Троицкой крепостей, а также и крепостное имущество из Таганрога и Азова, хотя сами крепости были оставлены позже.

С укреплением транжемента донское казачество еще больше подпало под влияние царского правительства. Без разрешения коменданта Монастырского транжемента донцы не могли предпринимать морские и сухопутные походы против врага, а также свободно промышлять рыбу. Мало того, комендант, почувствовав вкус власти, стал вмешиваться в их внутренние дела: давать разного рода советы, разбирать их ссоры с калмыками и татарами, производить сыск беглых крестьян на донской земле, возвращая их на прежние места к помещикам. Кроме постоянного гарнизона при транжементе всегда находился конный казачий полк, названный Азовским. В его обязанности входила разнообразная служба: разведка, почтовая, таможенная обязанности. Связь Дона с русским правительством стала проходить через коменданта Монастырского укрепления. Вместо прежних царских грамот и отписок в Посольский приказ или прямо государю отныне на Дон стали приходить отношения, премемории, реляции, в которых так или иначе фигурировали эти коменданты, зачастую далеко заходившие за пределы своих полномочий.

Ввиду затяжки в выполнении условий Прутского договора русскими турки 31 октября 1712 года снова объявили войну России, но обе стороны не имели большого желания воевать, поэтому 13 июня 1713 года в Адрианополе был заключен мирный договор.1 По его условиям Россия не могла иметь своих крепостей между Азовом и Черкасском. Транжемент на Монастырском урочище был оставлен. Гарнизон перевели на Васильевские бугру, в двух верстах выше Черкасска, где в 1695 году стоял путевой дворец Петра 1.2 Монастырский городок опустел навсегда. Проезжавший здесь в 1774 году путешественник, академик П.П.Гильденштедт увидел печальную картину. С чувством тихой грусти он писал: «От Аксая мы проехали верст шесть на восток до Монастырского ретранжемента. Земляные валы теперь очень низки и почти незаметны, так что через них идет дорога. Внутри их видны могилы донских казаков, павших в битве с турками и татарами… И теперь еще священники из Черкасска ежегодно совершают здесь поминовение».1

Примерно в эти годы здесь побывал инженер, строитель крепости Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону) А.И.Ригельман. Он отметил: «Всякий год на оном кладбище в субботу Сырной недели поминовение по убиенным делают, куда почти все, исключая самых старых и малых, выезжают и, по отслужении над оными усопшими панихиды, ядят и пьют, и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзерциции своей настоящее рыстание…».2

…Прошли годы. В 1866 году, накануне 230-летия начала Азовской эпопеи 1637-1641 годов, по инициативе священника Старочеркассского Воскресенского собора о. Григория Левицкого, начался сбор средств на сооружение памятника – часовни на Монастырском урочище. Большую сумму на создание памятника отпустила войсковая казна, войсковой архитектор Антонио Кампиони выполнил проект часовни, и 21 июня 1866 года состоялась ее закладка.

В этот день в фундамент часовни был заложен сосуд со священным елеем и письмом следующего содержания: «Во славу Преблагого Бога, Пресвятые Его Богоматери и Защитника Азова святого Иоанна Предтечи заложен сей памятник в честь и вечную славу донских героев, покоривших Российской державе в 1637 и защитившим его в 1641 году от тридцатитысячной турецкой армии.

Благополучное царствование Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича всея Руси, при супруге его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне и Наследнике его Благоверном Государе Цесаревиче и Великом князе Александре Александровиче.

С разрешения войскового и наказного атаманов генерал – адъютанта и генерала от кавалерии Павла Христофоровича Граббе и Свиты его Императорского Величества генерал-майора и кавалера Александра Львовича Потапова.

По благословению высокопреосвященнейшего Иоанна архиепископа Донского и Новочеркасского г. окружным генерал - майором Петром Акимовичем Карповым, в присутствии многочисленного собрания, из четырех соседних станиц. Июня 21 дня 1866 г., на память святого мученика Иулиана Тарсийского.

Господи! Да будет памятник сей залогом любви всего христолюбивого Донского воинства к почивающим в Бозе предкам своим. Аминь!»

Подписано: окружным генералом П.А.Карповым, архитектором А.Кампиони, старочеркасским атаманом подполковником Степаном Божковым, аксайским атаманом хорунжим Ильей Жидковым, ольгинским атаманом урядником Алексеем Золотаревым, судьями Иваном Кондратовым и Василием Епифановым и попечителями священником Григорием Левицким, урядником Иваном Калмыковым и Василием Казаковым.1

Через год Покровская часовня на Монастырском урочище была торжественно освящена при многолюдном собрании казаков из Новочеркасска и окрестных донских станиц.

Памятник – часовня представляла собой четырехугольную пирамиду со шпилем. Ее передняя часть была украшена продолговатым фронтоном с двумя гранитными колоннами. Увенчанная главой с восьмиконечным вызолоченным крестом, часовня имела железную крышу. По бокам памятник украшали четыре креста. Священник (и историк) Григорий Левицкий отмечал, что памятник сооружен по типу той старинной часовни, которая существовала здесь в достопамятном 1637 году, когда казачья рать отправилась на штурм Азова. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшая тогда на Монастырском городке, в начале 1730-х годов была переведена в государственную Аннинскую крепость под Черкасском, а оттуда в начале 60-х годов ХУШ столетия – в крепость Димитрия Ростовского, но здесь уже была сооружена не часовня, а Покровская церковь*

Внутрь Монастырской часовни вело трое дверей с каменными ступенями перед ними. Там с восточной стороны находился небольшой, но красивый иконостас, верх которого украшали ангелы, выше которых художник написал Бога Саваофа с распростертыми руками. В середине иконостаса располагалась главная икона Покрова Пресвятой Богородицы.2 С правой стороны находилась икона, изображавшая явление защитникам Азова Иоанна Предтечи и еще одна икона с ликом этого, весьма почитаемого казаками, святого. На тыльных простенках часовни было три вида надписей: первая рассказывала об истории Азовского «осадного сидения», на второй перечислялись фамилии командиров донских казачьих полков, внесших свою лепту в сооружение этого памятника, на третей надписи приводился церемониал ежегодного празднования в честь героев Азовской эпопеи.1

Вокруг часовни тянулась металлическая ограда с каменными столбами, а вокруг нее росла «азовская сирень с цареградскими розами». Впереди ограды на чугунных лафетах стояли пушки.

Ежегодно, в первую субботу перед 1 октября, здесь совершались панихиды. Эта дата была выбрана потому, что 27 сентября это – день окончания Азовского «осадного сидения». Информацию или отчет о панихиде обычно давали все ведущие газеты Области Войска Донского и юга России. Вот, например, что сообщал корреспондент ростовской газеты «Приазовский край» в своей информации «Панихида по воинам» от 25 февраля 1899 года: «К числу местных исторических воспоминаний, имеющих важное для войска Донского значение, принадлежит совершаемая ежегодно в субботу сырной недели на Монастырском урочище (на правом берегу Дона) панихида по донским воинам «живот свой за Веру и Отечество положившим». В настоящем году предположено панихиду эту совершить с особенною торжественностью. Для отдания воинской почести, кроме обычного наряда одной конной сотни из Новочеркасска и команд из близлежащих к Монастырскому урочищу станиц, туда предназначается еще несколько орудий от донской артиллерии, чем вполне достойно будет почтена память тех, по ком творится панихида».2

Как же проходила панихида в дореволюционное время. Сохранилось подробное описание этой волнующей церемонии, состоявшейся в конце сентября 1911 года. С утра в станицу Старочеркасскую из Новочеркасска прибыл конный отряд: полусотня юнкеров Новочеркасского казачьего училища, 1-я отдельная сотня и два орудия льготной батареи с хором войсковых музыкантов. В станице к ним присоединилась сотня льготных конных казаков и полусотня конных подростков – казачат. Все собрались на майдане. Выстроившись в походную колонну, конники по команде походного атамана с боевыми песнями двинулись в сторону Монастырского урочища. Одновременно туда же двинулся и собравшийся из соседних станиц люд. Местное духовенство и хор певчих ожидало процессию на урочище. Сюда же вскоре прибыл в сопровождении окружного атамана Черкасского округа наказной атаман.

Началась панихида. Сначала зачитали грамоту царя Михаила Федоровича от 2 декабря 1641 года о мужестве казаков, отстоявших Азов от превосходящих сил басурман. Потом началось богослужение. Во время пения «со святыми упокой, вечная память» раздалась стрельба из пушек. Затем наказной атаман пропустил войска церемониальным маршем, в котором участвовали и конные казачата. Все участники панихиды возвратились в Старочеркасск и отслужили панихиду в Преображенской церкви, где на церковном кладбище есть также несколько могил павших в битве за Азов донских казаков. После этого войска выстроились на майдане перед Войсковым собором. Наказной атаман принял рапорт походного атамана и, следуя по фронту выстроившихся войск, провозглашал здравицу, которая покрылась дружным «ура!» и залпами орудий. Оркестр исполнил народный гимн «Боже, царя храни».

Гражданская война привнесла свои зловещие краски в панораму Монастырского урочища: здесь появились новые могилы… 1 октября 1917 года (на день Покрова Богородицы по старому стилю) на панихиду сюда прибыл войсковой атаман генерал А.М.Каледин и председатель Донского правительства М.П.Богаевский. Как вспоминала жена Митрофана Богаевского Елизавета Дмитриевна, «был чудесный день, солнце ярко светило», когда они на машине прибыли из Новочеркасска на Монастырское урочище. «…Началось богослужение: молебен, панихида, а затем на большой поляне – речи и парад, - вспоминала она. – Над полем летали аэропланы. А потом общая казачья трапеза здесь на поляне. Подошел летчик Баранов, …предложил мне подняться в воздух. Раздалось властное: «Не разрешаю…» (атамана Каледина – М.А., Е.А). Все поняли, что вопрос закончен. Раздались стройные звуки «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», а затем полились и другие казачьи песни. Любил их атаман, как и все казачьи песни, и слушал внимательно, как молитву. …Но не пришлось Алексею Максимовичу наслаждаться казачьими песнями – его и Митрофана Петровича окружила толпа, жаждавшая услышать от них самих о том, что творится в революционной России, о том, что будет дальше…».1 Больше ни Каледин, ни Митрофан Багаевский не побывают на Монастырском урочище, ибо первый из них застрелится 29 января 1918 года в Атаманском дворце в Новочеркасске, а второй будет убит выстрелом в голову на окраине Ростова-на-Дону 14 апреля того же года…*

В 1918 году дроздовцы расстреливали здесь казаков, по их мнению сочувственно относившихся к красным.1 Старочеркасский краевед А.И.Ткаченко в 70-х годах ХХ века опросил старожила этой станицы Митрофана Стрюкова, которого дроздовцы везли на расстрел на Камплицию, но ему удалось спрыгнуть с судна, развязав на руках веревки.2

На Монастырском урочище похоронены бойцы 12-й стрелковой дивизии Первой Конной армии, погибшие в начале января 1920 года в станице Старочеркасской. Захватив Старочеркассск 7 января, на Рождество Христово, красноармейцы, измотанные маршем и боями, расположились на ночлег. Рано утром со стороны хуторов Арпачин, Алитуб и Рыков в станицу ворвались сотни Гундоровского белоказачьего полка. В завязавшемся бою красные были разбиты и отступили в сторону хутора Большой Лог и уже захваченного войсками Первой Конной армии Ростова. Захваченных в плен две сотни красноармейцев гундоровцы расстреляли на следующий день у здания «Томатки» (ныне здание кафе «Старочеркасск»).3 Первоначально погибших красноармейцы были погребены в станице Старочеркасской, а в 1924 году их останки торжественно перенесли на Монастырское урочище. Несколько позже здесь появился памятник с надписью на мраморной доске «Вечная слава павшим бойцам 12-й стрелковой дивизии в гражданскую войну 1918-1920 гг.». В 1950-х годах, при углублении входа в подвал здания «Томатки», по воспоминаниям участника этих событий А.П.Кашкинова, на глубине 1 метра были обнаружены останки еще 15 расстрелянных красноармейцев.

В 1928-1929 годах комсомольцы станицы Старочеркасской во главе со своим секретарем В.Д.Матёкиным собрали по окрестным местам, заросшими камышами, останки и белых и красных казаков, погибших в бессмысленно-братоубийственной гражданской войне. В нескольких гробах их погребли на территории Монастырского урочища: так смерть примирила в гражданскую войну непримиримых казаков… Об этом в 1980 годах рассказал в своих воспоминаниях полковник юстиции В.Д.Матёкин, тот самый комсомольский секретарь далеких 20-30-х годов лихого ХХ столетия.

В годы Великой Отечественной войны на Монастырском урочище появилась еще одна братская могила. Это было время, когда Дон поднял на защиту Родины своих лучших сыновей и дочерей, когда газета «Правда», вспоминая славную боевую историю Дона, писала: «всем нам дорог любимый тихий Дон, река русской свободы и героических преданий. Здесь в течение веков шла непримиримая борьба с врагами русского народа. Здесь от смертельного удара пало монгольское иго, и Дмитрий Донской завоевал историческую свою славу. …Здесь росли поколения отважных воинов, передававших из рода в род традиции беззаветной преданности Родине и бесстрашия в бою».1

…В октябре 1941 года перед экипажем канонерской лодки «Ростов-Дон» была поставлена задача поддержать своим огнем оборону Таганрога и вывезти из города документы и ценности. Экипаж выполнил поставленную задачу, потеряв при этом одиннадцать своих товарищей. Проплывая по Дону мимо Монастырского урочища, оставшиеся в живых предали земле этого священного места погибших. Вот их имена: командир отделения комендоров А.Парамонов, дублер капитана В.К.Макаров, командир отделения рулевых Д.Филатов, командир отделения химиков В.А.Колодяжный, комендоры лодки О.А.Бычков, С.Бурлаченко и Г.Гончаров, машинисты Н.Самойленко, С.М.Тимонин и И.Е.Чернов, строевой И.Е.Низиков.

…Прошли годы, десятилетия… Монастырское урочище влекло к себе не только пытливых краеведов-историков, но и всех неравнодушных к своей истории людей. Старый памятник, установленный еще до войны обветшал, и тогда решено было соорудить здесь новый мемориал воинской славы. 9 мая 1974 года он был открыт в торжественной обстановке в присутствии сотен людей. Каждому из поколений воинов была возведена мемориальная стена с соответствующими надписями, а на высокой стеле, вознесшейся у самого берега Тихого Дона выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.

В августе 1990 года, с началом эпохи перестройки, на Монастырском урочище была проведена первая, после октября 1942 года, панихида. Ее инициаторами стали участники Первого Всероссийского конного униформированного похода казаков, а провел панихиду старочеркасский священник о.Виктор (Посохов). Авторы этого очерка тоже имели счастье принять участие в возрожденной из небытия священной традиции. С тех пор 14 октября каждого года на земле Монастырского урочища со всех концов Дона и России собираются казаки, чтобы в торжественной обстановке молитвенно помянуть своих предков, завоевавших Дону и России бессмертную славу.

В начале 2000 года начал действовать попечительский совет по восстановлению войсковой часовни Покрова Пресвятой Богородицы. 11 октября 2005 года архиепископ Новочеркасский и Ростовский Пантелеимон в присутствии главы Аксайского района, сотрудников Старочеркасского и Аксайского музеев, казаков Черкасского округа, интеллигенции, школьников и кадетов Аксайского района освятил часовню во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время на Монастырском урочище, этом святом для каждого казака месте, проходят торжественные мероприятия, посвященные славным казачьим датам. Звучат церковные молитвы, торжественные и искренние речи, призывая все новые и новые поколения донцов прийти сюда и поклониться своим славным предкам, стойко бившимся за землю родную и завещавшим нам беречь ее как бесценную и вечную святыню, без которой не может жить человек…

Литература:

1 Рогудеев В.В. Исследования в Аксайском, Красносулинском и Тарасовском районах Ростовской области.- // «Историко-археологические исследования в г.Азове и на Нижнем Дону в 2001 г.». Вып.ХУШ.Азов, 2002. С.106-108. Здесь, в частности, обнаружены следы срубной и салтово-маяцкой культур.

2 Сухоруков В.Д. Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкасске.-// «Северный архив». № 20. 1823. С.91.

3 Быкадоров Ис.Ф. Донское войско в борьбе за выход в море (1546-1646). Париж, 1937. С.26.

4 «Дневник путешествия в южную Россию академика С.-Петербургской академии наук Гильденштедта в 1773-1774 годах». - // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей». Т.11. Одесса. 1879. С.203. Примечание 10.

1 Ригельман А.И. История или повествование о донских казаках. М.,1846. С.99.

2 РГАДА. Ф.127. 1635. № 2. Л.48.

1 Толстой Л.Н. ПСС. Т.48. М.,1952. С.123.

2 Попов Х.И. Историческая панихида на Монастырском урочище.- // «Донская церковная старина». Вып.1. Новочеркасск, 1906. С.17.

3 Смирнов Н.А. Россия и Турция в ХУ1-ХУП вв.- // «Ученые записки МГУ». Т.1. М.,1946. С.22.

1 СОВДСК. Вып.ХШ. Новочеркасск, 1914. С.134-135.

2 Реформы Петра Первого. Сб. док. М.,1937. С.253.

1 Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1990. С.362.

2 Крепость Святой Анны. Научно-проектная документация. Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Историческая справка. М.,2003.

1 «Дневник путешествия в южную Россию академика С.-Петербургской академии наук Гильденштедта в 1773-1774 годах».- // «Записки Императорского Одесского общества истории и древностей». Т.11. Одесса, 1879. С.203.

2 Ригельман А.И. Указ. соч. С.45.

1 // «Донские епархиальные ведомости». № 8. 1890. С.251-253.

* Во время археологических раскопок Кировского сквера г.Ростова-на-Дону в 2005 году был обнаружен фундамент каменного Покровского храма.

2 Левицкий Г.А. Старочеркасск и его достопримечательности. Изд. 3. Новочеркассск, 1906. С.33.

1 Левицкий Г.А. Старочеркассск и его достопримечательности. С.33.

2 // «Приазовский край». 25 февраля 1899 года.

1 Богаевская Е.Д. Рядом…- // «Станичный вестник» (Монреаль). Сентябрь 1993. С.26-27.

* Оба они: и Каледин А.М. , и Богаевский М.П. будут похоронены рядом на Новочеркасском городском кладбище.

1 См. Погодин Ник. Казаки. М,,1926. С.4. Писатель побывал на Монастырском урочище летом 1925 года.

2 Ткаченко А.И. Возродим Каплицу в знак примирения. 2 декабря 1993 года. Автограф рукописи.

3 В 1970-х годах эти сведения записал у очевидицы расстрела красноармейцев жительницы Старочеркасска М.Л.Павловой краевед А.И.Ткаченко.

1 // «Правда». 11 июля 1942. № 192.

1 Донсков П. Указ. соч. С.519.

2 Донсков П. Указ. соч. С.520.

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.

Евгений Астапенко, кандидат исторических наук.