С запросом обратилась воспитатель второй младшей группы. Воспитанник часто приходит поцарапаный. Сам говорит, что царапает его кошка. Но бабушка говорит, что это дело рук его сестрички. Воспитатель хочет помочь родителям в этом вопросе. Попросил консультацию.
Сестра мальчика (пусть она будет Лизой, а он Антоном в этой публикации) тоже ходит в детский сад. В первую младшую группу. С братом они погодки.
Воспитатели её группы характеризуют девочку, как не агрессивную. Царапаться или укусить в группе Лиза может, отстаивая свою правоту. Понимает, что отстаивала свои интересы не правильно, но сдержать эмоции в острый момент, в силу возраста, еще не может.
Совет родителям, если маленький ребенок царапается
Если ребенок царапается, скорее всего это импульсивная реакция на то, что ему не нравится. Хотя к этому возрасту, дети уже овладевают речью, но бывает, что выражают протест царапаньем, кусанием, толканием.
Братик отказался дать игрушку, которую так хочется взять немедля. Или что-то сам, без объяснения взял из рук сестрички. А может игра развивается не так, как хочется девочке и в душе нарастает протест.
Если вы были свидетелем ситуации
Сразу же строго посмотрите в лицо девочке и твердо скажите: Царапаться нельзя!». После паузы в 2-3 секунды объясните ребенку, из-за чего она поцарапала брата. Это поможет ей осознать что случилось.
Маленькие паузы в речи нужны, чтобы ребенок лучше воспринимал вашу речь.
Ваш диалог, например, может быть построен так: «Тебе захотелось взять зайца из рук Антона, а он не дал, потому что играл сам. Ты стала забирать, а он стал держать еще крепче и тебя толкать. Тебе это еще сильней не понравилось, и ты поцарапала брата. Теперь ему очень больно. Он плачет. И царапины заживут не скоро.
Чтобы этого больше не было, нужно сказать так:
– Антон, когда ты поиграешь зайчиком, дай мне, я тоже хочу играть, как ты.
Антон поиграет и отдаст тебе зайчика, будешь играть им так же долго, как и он. И всем будет хорошо!»
Если вы не были свидетелем ситуации
Когда дети прибегут жаловаться, выясните, чем они были заняты, что же случилось?
Расспрашивайте заинтересованно, но без лишних обвинений и эмоций со своей стороны.
Назидания типа «Нужно играть дружно» должны подытоживать разобранную с детьми ситуацию. Сказанные сами по себе, без анализа, они не продуктивны.
Вы, как следователь, которому важно собрать факты. Ваша задача – помочь детям разобраться в этой ситуации, подсказать им правильные варианты действий.
Импульсивность у детей постепенно убирается, если учить договариваться, побуждать активно пользоваться речью в общении и учить немного подождать.
Проблемная стороны, с которыми родитель может столкнуться при отучении от импульсивности
Сторона, с которой договариваются, может не вступать в переговоры, упрямиться, нарушать очередность, в этом случае вы уже обращайтесь к сыну:
– Сестра тебя просит. Она не царапается. Лиза поступает хорошо. Тебе не хочется отдавать игрушку. Но ты же с ней сначала поиграешь, а только потом отдашь. А когда она поиграет, то вновь тебе отдаст.
Казалось бы, фраза простая, но детям она нужна, так как сами они не столь дальновидны в силу возраста. Этими словами вы расширяете для них временную перспективу события.
Еще полезная информация:
Как быстро пресечь драку из-за игрушки
Важно указывать на то, что правила едины, очередность должен соблюдать каждый. В заключении подчеркивайте, что важнее ссор – дружба между братьями и сестрами.
#консультации психолога из детсада