Найти тему
Психолог из детсада

Ребенок в три года царапается, как кошка. История психологического консультирования

Оглавление

С запросом обратилась воспитатель второй младшей группы. Воспитанник часто приходит поцарапаный. Сам говорит, что царапает его кошка. Но бабушка говорит, что это дело рук его сестрички. Воспитатель хочет помочь родителям в этом вопросе. Попросил консультацию.

Сестра мальчика (пусть она будет Лизой, а он Антоном в этой публикации) тоже ходит в детский сад. В первую младшую группу. С братом они погодки.

Воспитатели её группы характеризуют девочку, как не агрессивную. Царапаться или укусить в группе Лиза может, отстаивая свою правоту. Понимает, что отстаивала свои интересы не правильно, но сдержать эмоции в острый момент, в силу возраста, еще не может.

Совет родителям, если маленький ребенок царапается

Если ребенок царапается, скорее всего это импульсивная реакция на то, что ему не нравится. Хотя к этому возрасту, дети уже овладевают речью, но бывает, что выражают протест царапаньем, кусанием, толканием.

Братик отказался дать игрушку, которую так хочется взять немедля. Или что-то сам, без объяснения взял из рук сестрички. А может игра развивается не так, как хочется девочке и в душе нарастает протест.

Если вы были свидетелем ситуации

Сразу же строго посмотрите в лицо девочке и твердо скажите: Царапаться нельзя!». После паузы в 2-3 секунды объясните ребенку, из-за чего она поцарапала брата. Это поможет ей осознать что случилось.

Маленькие паузы в речи нужны, чтобы ребенок лучше воспринимал вашу речь.

Ваш диалог, например, может быть построен так: «Тебе захотелось взять зайца из рук Антона, а он не дал, потому что играл сам. Ты стала забирать, а он стал держать еще крепче и тебя толкать. Тебе это еще сильней не понравилось, и ты поцарапала брата. Теперь ему очень больно. Он плачет. И царапины заживут не скоро.

Чтобы этого больше не было, нужно сказать так:

– Антон, когда ты поиграешь зайчиком, дай мне, я тоже хочу играть, как ты.

Антон поиграет и отдаст тебе зайчика, будешь играть им так же долго, как и он. И всем будет хорошо!»

Если вы не были свидетелем ситуации

Когда дети прибегут жаловаться, выясните, чем они были заняты, что же случилось?

Расспрашивайте заинтересованно, но без лишних обвинений и эмоций со своей стороны.

Назидания типа «Нужно играть дружно» должны подытоживать разобранную с детьми ситуацию. Сказанные сами по себе, без анализа, они не продуктивны.

Вы, как следователь, которому важно собрать факты. Ваша задача – помочь детям разобраться в этой ситуации, подсказать им правильные варианты действий.

Импульсивность у детей постепенно убирается, если учить договариваться, побуждать активно пользоваться речью в общении и учить немного подождать.

Кошка никогда не царапает просто так. Это её защитная реакция. С детьми происходит то же самое
Кошка никогда не царапает просто так. Это её защитная реакция. С детьми происходит то же самое

Проблемная стороны, с которыми родитель может столкнуться при отучении от импульсивности

Сторона, с которой договариваются, может не вступать в переговоры, упрямиться, нарушать очередность, в этом случае вы уже обращайтесь к сыну:

– Сестра тебя просит. Она не царапается. Лиза поступает хорошо. Тебе не хочется отдавать игрушку. Но ты же с ней сначала поиграешь, а только потом отдашь. А когда она поиграет, то вновь тебе отдаст.

Казалось бы, фраза простая, но детям она нужна, так как сами они не столь дальновидны в силу возраста. Этими словами вы расширяете для них временную перспективу события.

Еще полезная информация:

Как быстро пресечь драку из-за игрушки

Важно указывать на то, что правила едины, очередность должен соблюдать каждый. В заключении подчеркивайте, что важнее ссор – дружба между братьями и сестрами.

#консультации психолога из детсада