Археологи до сих пор спорят о местонахождении библейского города Вифсаиды.
Библейский город, который упоминается Евангелием в рассказе об Иисусе, совершавшем некоторые из своих самых известных чудес, теперь является источником споров среди археологов.
В Новом Завете город под названием Вифсаида упоминается как место, где Иисус, который, как считается, родился около 4 г. до н.э., исцелил слепого. Этот город находился рядом с Мертвым морем и рядом с ним Иисус ходил по воде.
Сегодня два археологических памятника, расположенные на расстоянии около 1,2 мили (2 км) друг от друга — Эт-Телль и Эль-Арадж — считаются главными кандидатами на Вифсаиду, но археологи не согласны с тем, на каком именно месте находится библейский город.
Эт-Телль
С 1987 года группа под руководством Рами Арава, профессора религиоведения в Университете штата Небраска в Омахе, ведет раскопки в Эт-Телле, месте, которое, по убеждению его команды, является Вифсаидой.
В течение десятилетий они постепенно раскапывали город, которому более 3000 лет и который был заселен на протяжении тысячелетий. Доводы в пользу того, что Эт-Телль является Вифсаидой, казались настолько убедительными, что правительство Израиля признало это место Вифсаидой примерно в 1995 году. Местонахождение и размер места были теми факторами, которые учитывались при принятии решения.
Однако по мере того, как в последние годы было обнаружено больше находок в другом спорном месте, Эль-Арадже, правительство ослабило свою поддержку, вместо этого объявив общую территорию, включающую как Эт-Телль, так и Эль-Арадж, природным заповедником долины Вифсаида.
Некоторые археологи выразили обеспокоенность тем, что Эт-Телль, похоже, не был особенно большим поселением во времена Иисуса; это стало противоречием, поскольку древние записи предполагают, что Вифсаида была значительным городом.
Джоди Мэгнесс, профессор кафедры религиоведения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, которая не связана с раскопками ни на одном из участков, отметила, что останки железного века (1200–550 гг. до н.э.) в Эт-Телле «очень существенны» и они указывают на то, что в то время это был развитый город. Но важно также и то, что останки раннего римского периода, когда жил Иисус, «относительно скудны», и это позволяет предположить, что к тому времени Эт-Телль стал относительно небольшим поселением, добавила Мэгнесс. Однако она предупредила, что нельзя делать никаких выводов до тех пор, пока археологические артефакты с обоих участков не будут полностью описаны.
Арав не соглашается, говоря, что римские находки в Эт-Телле значительны и включают римский храм, который, по его мнению, был построен после того, как Вифсаида была преобразована в город, а ее название было изменено на Вифсаиду Юлию в честь Юлии (также называемой Ливией), жены римского императора Августа.
«Мы обнаружили статуэтки, свидетельствующие о том, что храм был посвящен Юлии/Ливии, жене Августа», — сообщил Арав каналу Live Science в электронном письме. Он отметил, что вокруг Эт-Телла была обнаружена городская стена, построенная Филиппом, сыном царя Ирода. Тот факт, что Филипп взял на себя труд построить вокруг этого места стену, предполагает, что поселение было значительным и важным во времена Иисуса.
Эль-Арадж
Поселение в Эль-Арадже датируется по крайней мере первым веком нашей эры в древнем Израиле, рассказывает Мордехай Авиам, директор Института галилейской археологии в колледже Кинерет на Галилейском море. Он руководит раскопками в Эль-Арадже вместе со Стивеном Нотли, профессором библейских исследований в Колледже Наяк в Нью-Йорке.
Одной из самых впечатляющих находок в Эль-Арадже является большая церковь с мозаичными полами, построенная примерно 1500 лет назад. Исследователи полагают, что текст, написанный баварским епископом по имени Виллибальд в 724 году нашей эры, упоминает церковь. Виллибальд описывает паломничество в церковь, говоря: «Оттуда они пошли в Вифсаиду, резиденцию Петра и Андрея [апостолов Иисуса], где сейчас на месте их дома стоит церковь». Археологи в Эль-Арадже также обнаружили остатки римской купальни, построенной в еще более ранние времена.
Одна из проблем с идентификацией Эль-Араджа как Вифсаиды заключается в том, что геологические исследования области показывают, что, по словам Джона Шредера, заслуженного профессора географии и науки. геологии в Университете Омахи, большая часть Эль-Араджа находилась под водой в течение первого века нашей эры, когда жил Иисус. В то время «Эль-Арадж не был бы достаточно большим или достаточно устойчивым местом у кромки воды, чтобы вместить больше, чем несколько сооружений», — писал Шредер в статье, опубликованной в «Фестшрифте в честь Рами Арава»: «И Они Пришли в Вифсаиду» (Cambridge Scholars Publishing, 2019).
Ученые из команды Эль-Араджа оспаривают эти выводы и утверждают, что достаточно большой участок суши был над водой, и во времена Иисуса существовало существенное поселение.
В статье 2020 года, опубликованной в журнале Biblical Archeology Review, Арав предположил, что часть Эль-Араджа могла использоваться в качестве временного военного лагеря в первом веке нашей эры. Он отметил, что древний писатель Иосиф Флавий упоминал лагерь, построенный в этом районе римскими войсками во время еврейского восстания против римлян между 66 и 73 годами нашей эры.
Роберт Каргилл, археолог и профессор иудаизма и христианства в Университете Айовы, сказал, что он уверен, что Эль-Арадж — это Вифсаида. «Доводы в пользу Эль-Араджа не просто убедительны; они ошеломляют и становятся все более убедительными с каждым сезоном раскопок», — сказал Каргилл. Джонатан Рид, профессор религии в Университете Ла-Верн в Калифорнии, согласился, заявив, что Эль-Арадж «весьма вероятно» является Вифсаидой.
Могут ли оба места быть Вифсаидой?
У ученых, не связанных ни с одной из раскопок, было множество точек зрения на то, какое место является настоящей Вифсаидой. Одна из возможностей состоит в том, что оба места являются библейским городом, сказал Дэвид Грейвс, который имеет докторскую степень по археологии в Абердинском университете в Великобритании и специализируется на библейской археологии. «Я считаю, что Эт-Телль — это Вифсаида, и что гавань [Вифсаиды] находилась в Эль-Арадже», — сказал Грейвс, независимый исследователь.
Авиам сказал, что исследователи Эль-Араджа не думают, что оба места могут быть Вифсаидой, потому что исторические записи говорят, что Вифсаида была преобразована в город в первом веке нашей эры, и они думают, что Эль-Арадж был более большим поселением, чем Эт-Телль в то время.
Арав согласился с тем, что оба места не могут быть Вифсаидой, но он сказал, что после того, как Эт-Телль был разрушен землетрясением в четвертом веке нашей эры, люди могли переселиться в район, охватывающий Эль-Арадж, и сохранить название Вифсаида.
Другие ученые заявили, что хотят подождать, пока не будут проведены дополнительные раскопки и не будет опубликовано больше информации, прежде чем занять какую-либо позицию. «При нынешнем уровне знаний и на таком расстоянии трудно утверждать что-либо в абсолютной уверенности», — сказал Роберт Гордон, почетный профессор иврита в Кембриджском университете.
Раскопки на обоих памятниках продолжаются.
Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь комментировать и ставить лайки. Также, буду признателен, если вы подпишитесь на мой канал "ИсториоГрад".