Всем нам хорошо известна поговорка «семь пятниц на неделе». Этим каламбуром мы характеризуем того, кто не выполняет обещаний и слишком часто меняет намерения и решения.
В таком значении поговорка использована, например, в пьесе А.Н. Островского «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» (1861 г.). Вдова Антрыгина, упрекая свою знакомую в непостоянстве, говорит: «У тебя, Анета, семь пятниц на неделе; давеча хвалила мужчин, а теперь уж нехороши стали».
Как же пятница попала в такую неприятную историю?
В словаре пословиц и поговорок русского народа В.И. Даля (первая публикация в 1861-1862 гг.) поговорка представлена в тематическом разделе «Толк-бестолочь», и смыл ее возводится к древнему обычаю не работать в пятницу, если она совпадала с церковным праздником - днем памяти Великомученицы Параскевы. Следовательно, семь пятниц подряд – это семь праздников на неделе. Народные представления о пятнице формировались под влиянием самых разных обычаев, поверий и даже предрассудков: языческих, христианских, социальных, бытовых. В толковом словаре В.И. Даль приводит примеры пословиц и поговорок, «героем» которых является наша пятница: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут», «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться» и др. Первая пословица констатирует факт (в пятницу никто не работает), а вторая содержит предостережение: начатое в пятницу не сладится.
К иным культурно-историческим реалиям отсылает нас объяснение Н.М. Шанского, высказавшего два предположения:
1) примерно с XVIII в. пятница (выходной) была базарным днем, во время которого заключались торговые сделки. Взяв деньги, человек давал обещание привезти товар на следующей неделе, и, наоборот, получив товар, человек брал на себя обязательство заплатить за него в следующую пятницу. О недобросовестных людях, нарушающих договоренности, и стали говорить, что у них семь пятниц на неделе;
2) поговорка о семи пятницах возникла по аналогии с другой поговоркой – «семь раз на неделе попятиться» или с фразеологизмом «идти на попятную» (т.е. отступать), поскольку в народном сознании слова «пятница» и «пятиться» воспринимались близкими по смыслу.
Совсем другую историю предлагает В. Муравьев, писатель, историк, москвовед, убежденный в том, что современное значение поговорки возникло в XIX веке: умы московских чиновников по пятницам занимали мысли о предстоящих выходных, а не о работе (этим грешат многие из нас и сегодня). Свою интерпретацию В. Муравьев подкрепляет высказываниями Островских.
Н.Ф. Островский, отец драматурга А.Н. Островского, служивший чиновником, в одном из писем Ф.А. Голубинскому - товарищу по учебе в Костромской семинарии и Московской духовной академии – с иронией сравнивает рабочие будни преподавателей Академии и чиновников Сената: «Ваш заведенный черед не так однообразен, как наш. Шесть недель беззаботного отдыха, и еще летом, — это не шутка. У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат одна за другой» (1822 г.). Н.Ф. Островскому вторит герой очерка А.Н. Островского «Рассказ Ивана Яковлевича» (1847 г.): «А у меня вечеринка была, то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы. Завтра, дескать, суббота, день неприсутственный, так и можно и тово...».
Обе цитаты показывают, что чиновники относились к своей службе, в том числе — по пятницам, без должного радения: пытаясь побыстрее отделаться от просителей, на ходу давали им обещания, которые не менее быстро забывали. О сомнительности обещаний, данных в пятницу, писал, например, и П. Вяземский в стихотворении «Семь пятниц на неделе» (1825 г.).
Как бы то ни было, но наша пятница попала в поговорку как «бестолковый», «черный» день.
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #древнерусский язык #пятница #праздник на руси
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»