Роман белорусского писателя Саши Филипенко может показаться детективом: в нем есть трагические смерти, есть следователь и есть расследование. А еще немного роман напоминает капустку: каждый лист сочный и хрустящий, читатель срывает его с нетерпением. Вот четкий, прекрасный лист правдоруба, борца за все хорошее и детдомовца Пети Павлова. Вот слегка подвявший лист ветерана войны, несчастного в семейной жизни, но успешного профессионала следователя Козлова. Этот огрызок – судьба сиамских сестер, двух душ в одном теле, не поладивших между собой на почве присоединения Крыма. А этот вялый лепесток – это, конечно, провинциальный следователь Михаил, которому в Остроге лучше, чем в Москве, потому что здесь можно быть настоящим, а не притворным алкоголиком.
Что же за кочерыжка прячется под всеми этими листьями? Черная дыра.
Можно попробовать развернуть кочан по-другому: в центре всего, конечно, подростки, странные и страшные смерти которых едет расследовать из Москвы следователь Козлов. Вокруг них детский дом - без комментариев. Вокруг детского дома – выросший рядом с зонами городок, чем-то напоминающий родину плодовитого российского маньяка Попкова. Это не город – это тупик. В него попадает каждый из героев романа.
Скандинавский нуар против саркастического реализма русскоязычных авторов нипочем не выдюжит, у скандинавов, в конце концов, хэппи энд, пусть это заключение преступника под стражу, – обязательная часть сюжета. Но даже с учетом традиций русской литературы, где все всегда несчастны, такой высоты чуть ёрнического беспросвета, как в «Возвращении в Острог», способен добиться не каждый писатель. Это и описание ТВ-шоу, посвященного погибшим подросткам, - и сочинение про любовь к жизни, - и опытный полицейский, который для разрядки поет в караоке попсу.
Бонусом в книге поэтесса Вера Полозкова в роли самой себя.
Из книги:
Примкнувшие к экранам домохозяйки, эти цепные псы добра, жаждут массированной и всеобъемлющей справедливости.
Тест Бехдель не пройдет, моя оценка 8 из 10.