Найти тему
Наука наизнанку

Древнегреческий диолк – технология каменных дорог того времени

Во все времена Греция была крупным торговым центром. В это место стекались суда со всего средиземноморья. При этом и тогда стремились выбрать оптимальный маршрут доставки.

Центральная Греция соединяется с Пелопоннесским полуостровом через Коринфский перешеек. Ширина его в самой узкой части всего 6 км.

Грузы из Турции удобно было бы переместить с кораблей по суши этого перешейка и опять погрузить на корабль, чем огибать полуостров. Либо прокопать канал для прохода судов. Впрочем, позже так и сделали. Был прорублен в горных породах перешейка Коринфский канал. Но его эксплуатация началась лишь в 1893 году.

По официальной истории первые попытки прокопать канал пытались аж в 6 веке до н.э. Потом римский император Нерон три раза рылся прокопать здесь канал. Тогда работало 6000 рабов и каторжников. Позже это пытались сделать венецианцы. Лишь в период с 1881 по 1893 годы 2,5 тысячи рабочих с помощью ручного труда и паровых машин сумели осуществить проект.

Но до канала, еще в Древней Греции поперек перешейка была построена каменная дорога. Как считают историки – это был волок для перемещения грузов на полозьях. Не исключают, что перетаскивали даже небольшие суда , предварительно разгруженные. Построена эта дорога, как говорит история, в начале XVI века до н. э.

Историки решили, что это был волок по той причине, что в каменном основании осталась колея, протертость. Сама дорога напоминает римские дороги, в которых тоже есть колея.

Это явно сделано специально, но для чего? Так глубоко протереться камни от колес или полозьев не могли. Протертый след остался бы шире. Я считаю, что колея вдавлена в пластичный или непрочный камень. Дороги мостили из геобетона, минерального туфа или еще каких пород на тот момент еще неокаменевших.

-5

Мне это напомнило апшеронскую каменную колею в аналогичной породе, колеи в камне на Мальте, Турции (Фригийская долина) и в Крыму.

-6

Мое мнение, что строители выложили каменную породу, а торговцы не стали ждать пока порода окаменеет и начали перемещать грузы. Образовалась колея. Аналогичное происходило и на римских дорогах. Не было времени ждать пока камень наберет прочность. Т.к. на это уходили, возможно, месяцы. Либо порода каменела с поверхности. По ней можно было ходить, но вот тяжелые повозки она еще не выдерживала. Образовывалась колея.

Вырезать пластичные камни простым инструментом легче, чем пилить или колоть прочную каменную породу в каменоломне. Подогнать или формовать пластичную породу в блоках тоже проще, чем подгонять из камня.

Еще интересный факт – это то, на какой глубине расположено каменной основание дороги. Дорога засыпана грунтом, где-то на 0,5-1 м и даже более. Но это же не может быть культурным слоем. Почему вообще дорогу забросили? Ведь коринфский канал открыли лишь в конце 19 века!

Возможно, с появлением паровых двигателей на судах, оснащенных двигателями дешевле и быстрее было обогнуть полуостров, чем разгружать судно, перевозить грузы и загружать в другое. Но за несколько сот лет могла ли дорога так затянуться на метр и более грунтом?