Индивидуально - психологические свойства личности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях.
Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности - это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта.
Характер - это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной действительности.
Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:
- к другим людям, коллективу (например, доверчивость - недоверчивость, сопереживание - безразличие, щедрость - скупость, общительность - замкнутость и др.);
- к самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.);
- к своей деятельности (трудолюбие - лень, ответственность - безответственность, старательность и др.);
- к обществу, социальным институтам, моральным ценностям (целенаправленность, принципиальность, убежденность и др.).
Структура направленности складывается из следующих компонентов поведения:
- потребности (биологические и социальные) как выражения нужды субъекта в определенных объектах, необходимых для его физического существования и социального развития;
- интересы - форма познавательной и профессиональной ориентации, влияющая на выбор вида учебной и трудовой деятельности;
- идеалы - ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности;
- убеждения, выражающие единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.
Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач. Выделяют различные виды способностей.
По отношению к объему решаемых субъектом задач различают:
- общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др.);
- специальные (профессиональные) способности как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Так, деятельность адвоката требует определенного набора интеллектуальных, коммуникативных, речевых, характерологических качеств, которые должны быть указаны в профессиограмме специалиста данного профиля.
По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности:
- исполнительские, обеспечивающие выполнение стереотипной деятельности по заданному образцу;
- творческие, проявляющиеся в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач.
По уровню сформированности различают:
- задатки как природную основу развития способностей;
- одаренность - благоприятное для развития конкретных способностей сочетание задатков;
- способности - комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности;
- талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности;
- гениальность - высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности.
Способности не являются врожденным даром для человека. В их основе лежит природная одаренность, но она превращается в способности только при благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания личности. Способности можно определять только с помощью целенаправленно подобранного комплекса методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, профессиографии и психограммы, оценки успешности решения конкретных задач, целенаправленности, мотивации, тестовой психодиагностики.
Как личность человека в целом, так и присущие ей индивидуальные свойства являются результатом воспитания в социальной среде. Структура этой среды, а также формы взаимодействия с нею субъекта в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации.