В юности фильм «Афоня» представлялся мне типичной советской комедией о приключениях сантехника. Таких бесшабашных персонажей в то время было много. А его подвиги на работе и дома воспринимались очень весело. Но с возрастом эта комедия открылась мне совершенно в ином свете.
Георгий Данелия снял гениальное, но на самом деле очень грустное кино. Живет себе слесарь-сантехник. Руки у него золотые, и починить он может что угодно – было бы желание. Но работает наш сантехник спустя рукава, не особо напрягаясь на вверенной ему территории. И вообще ни на чем не заморачивается. Новостями не интересуется. Телевизор не смотрит – у него его даже нет. Любит выпить в компании приятелей, которым он вечно «рубль должен».
Однако парень наш не совсем пропащий. Есть своя квартира, рядом – вроде как любимая женщина в исполнении Нины Руслановой. Все стабильно и предсказуемо. Только от такой стабильности становится душно и его женщине (она от него уходит), а позже – и самому Афоне. Он и живет точно так же как работает – спустя рукава. Ни к чему не стремится и не задумывается о будущем.
Ничего веселого в такой жизни, естественно, нет. Какая уж тут комедия. Окружающие же вообще не воспринимают его всерьез. Вспомните, как Афоню регулярно песочили на собраниях, да и отпускали с миром. Мол, какой с него толк. А с каким пренебрежением к нему относилась героиня Нины Масловой, называя «Борщов А.Н.».
Волею случая в жизни нашего героя появляются два человека, которые пытаются наставить его на «путь истинный». Само их появление как бы говорит Афанасию: больше так жить нельзя. Этими людьми становятся «друг по несчастью» Коля, которого наш герой укладывает спать в ванной. И милая девушка Катя Снегирева. Вот именно эти люди, пожалуй, единственные, кто воспринимают Афанасия совершенно серьезно – таким, какой он есть. Но при этом стремятся разбудить в нем самые лучшие качества.
На мой взгляд, так или иначе, им это удается. Афоня начинает борьбу с самим собой, своими внутренними тараканами. В душе героя происходит душевный надлом. В кульминационный момент он даже пытается сменить привычную для себя среду обитания – уезжает к тетке в деревню. На этом моменте хочу остановиться отдельно. Дело в том, что Афанасия воспитывала тетя Фрося. Но он ее не видел много лет – с тех пор, как ушел в армию. Тетя же очень любила своего племянника. Настолько, что даже писала самой себе письма – якобы от него.
Спохватывается Афанасий слишком поздно. Когда он приезжает в деревню, тети Фроси уже нет. С досады наш парень пытается улететь, куда глаза глядят. Но, как мне видится, то была лишь минутная слабость. От себя все равно не убежишь. Финал этой грустной кинокартины кажется немного фантастичным. Особенно с позиций сегодняшнего дня. Но как по мне – в лице Катюши судьба дает герою второй шанс. А уж воспользуется он им или нет – пусть каждый зритель решает сам.
На первый взгляд, получилось типичное такое кино, обличающее пороки нашего общества. С тех пор, как был снят фильм, в нашей стране мало, что изменилось, не так ли? Но это слишком поверхностное суждение. Фильм вышел гораздо тоньше и глубже, чем задумывался изначально. Это кино, прежде всего, о людях. Потому оно и интересно до сих пор.
Друзья, пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.
#кино #фильмы #комедии #леонид куравлев #георгий данелия #афоня