Найти в Дзене

Им осталась одна забава?..

Очень хочется поддержать версию, что источник информации о массовых минированиях крымских школ в минувшую пятницу находится где-то на недружественной, хоть и соседней с Крымом территории и имеет целью создание нам лишних проблем и дестабилизации ситуации. Понятно, что на самом деле никто ничего не минировал, теракты такого масштаба невозможны в принципе, однако в условиях информационной войны все способы хороши, если они сеют панику среди населения. Но, похоже, тут какая-то другая история…

Волна «минирований» в российских городах началась в конце 2019 года. Она коснулась судов, торговых центров, станций метро, объектов авиационной и железнодорожной инфраструктуры, школ и больниц. Каждый раз угрозы не подтверждались. Теперь вот докатилась до Крыма. 21 января произошла массированная информационная атака, в ходе которой письма с угрозами о минировании поступили в школы Симферополя, Ялты, Алушты, Джанкоя, Армянска, Бахчисарая, Евпатории, Керчи, Феодосии, Севастополя и других городов. Затронуты были не менее 60 объектов, в том числе школ, колледжей и вузов. Занятия в них отменили, детей отпустили домой, а помещения обследовали спецслужбы. Ничего не нашли…

Контроль за безопасностью в школах усилен
Контроль за безопасностью в школах усилен

Как и в Москве, где 11 января неизвестными были разосланы письма о минировании Мосгорсуда и двенадцати районных судов столицы, заложенных взрывных устройствах в прокуратурах, следственных изоляторах, торговых центрах, школах, логистических центрах. 12 января под удар кибертеррористов попали Екатеринбург, где «заминировали» 151 школу, Санкт-Петербург (там предупредили о наличии свыше четырёхсот бомб, заложенных в учреждениях ФСИН, судах, магазинах), Ростов-на-Дону с заявлениями о взрывных устройствах в судах, Архангельск. На днях администрация Владивостока сообщила, что полиция проверила свыше 50 школ на наличие взрывных устройств после получения нескольких сообщений о минировании зданий. Интересно, что одновременно с Крымом взрывами школ угрожали неизвестные на Украине — в Киеве и Львове, несколькими днями ранее — в Черкассах, Ровно, Бердянске, Николаеве, Кривом Роге… В понедельник снова был сигнал — о «минировании» школы в Пензе. Кому и зачем это надо? Ответов пока нет, но не покидает ощущение, что всё это — какая-то большая нехорошая и бессмысленная игра, в которую оказались втянуты десятки тысяч человек.

Впрочем, выдумывать сложные конспирологические теории мы, конечно, не будем, дождёмся ответа от специалистов из компетентных структур. В Крыму по факту ложных сообщений о готовящихся терактах в образовательных учреждениях полуострова возбуждено уголовное дело, сообщили в Главном следственном управлении СК РФ по региону. Следствие по делу поручено группе по расследованию особо важных дел, рассказали в ведомстве и напомнили, что максимальное наказание за совершение такого преступления — лишение свободы на срок от 6 до 8 лет. А пока советы, как правильно вести себя в подобной чрезвычайной ситуации, крымчанам дают психологи и специалисты МЧС.

Совершенно очевидно, что при получении информации о террористической угрозе вне зависимости от наших рассуждений действует чётко прописанный алгоритм: эвакуация людей из школы, колледжа или университета. В каждом учебном заведении существует план, разработанный на случай ЧП, который подробно описывает действия персонала и учащихся, пояснил на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» в Симферополе помощник Главы РК, в прошлом — командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут» Юрий Абисов.

Если существует угроза минирования, наличия взрывчатых веществ, должна быть проведена немедленная эвакуация на безопасное расстояние, чтобы представители спецслужб проверили помещения. Если же речь идёт о стрельбе из огнестрельного оружия, педагогам будет предписано забаррикадироваться в классах.

«В любом случае при угрозе жизни и здоровью учащихся и персоналу в школах должна быть включена система оповещения: сигнал «внимание всем», — продолжил эксперт. При этом главным действующим лицом на этом этапе остаётся педагог. Чёткие и грамотные действия сотрудников учреждения достигаются тренировками и помогут избежать паники в случае реальной угрозы. Все действия должны быть доведены до автоматизма, кроме того, очень важно разъяснить ученикам, как поступать при различных чрезвычайных ситуациях. Речь идёт не только о террористической угрозе, но и других возможных ЧП: землетрясении, пожаре, разливе ртути.

Сколько ресурсов и сил отнимают такие «минёры»
Сколько ресурсов и сил отнимают такие «минёры»

Лучший способ не допустить паники — продемонстрировать: вы знаете, что делать. С этой темой лучше многих знаком психиатр, доцент кафедры психологии КИПУ им. Ф. Якубова Анатолий Гребенюк.

Когда все знают, что делать, тогда спокойно, напоминает он. При этом протокол исполнять необходимо: ведь среди тысяч ложных сигналов один может оказаться реальным. В целом же, как показывает мировая практика, поводом для информационного терроризма могут быть корыстные мотивы, дурные розыгрыши, подражательство, псевдопатриотические идеи — да что угодно. К корыстным относятся, например, желание продлить каникулы или дистанционное обучение, сорвать экзамен или сессию, дискредитировать конкурентов по бизнесу, отомстить обидчику. Подражательные распространены среди психически нездоровых людей, псевдопатриотические связаны с политикой...

Как ни крути, а этот мир принадлежит двоечникам, утверждает А. Гребенюк. С ним, конечно, хочется поспорить: «высокие технологии» ложного минирования десятков объектов вряд ли под силу тем, кто должным образом не подготовился к контрольной по математике. В то же время эксперт говорит, примерно треть подобных «минёров» — несовершеннолетние, как правило, школьники и студенты. Среди остальных преобладают мужчины в состоянии алкогольного опьянения и лица, страдающие психическими расстройствами.

Косвенно это подтверждает и следком, чьё краевое управление в Красноярске уже сообщило о задержании двух 17-летних юношей, подозреваемых в рассылке ложных сообщений о минировании городских школ, детских садов и соцучреждений.

Главные советы специалистов в этой связи для взрослых — самим не поддаваться панике, чётко следовать прописанному алгоритму действий и обучать детей правильному поведению в чрезвычайных ситуациях, не забывая при этом рассказывать о мере ответственности за противоправные действия. Каковы бы ни были игра, сценарий и технологии.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото В. ГУСЕВА и из открытых источников