В школьные годы меня и моих одноклассников сильно смешила следующая «шутка юмора» из детского фольклора.
Ученые провели эксперимент: в абсолютно пустые, гладкие шарообразные комнаты посадили трех испытуемых. И дали им по два стальных шарика. Задание: придумать, что можно сделать в этих условиях с этими предметами.
Первый участник стал катать шарики. Второй – стучать ими друг о друга. А третий сорвал эксперимент: один шарик поломал, а второй потерял.
Теперь, со своей взрослой колокольни, с большой вероятностью я могу предположить, что первые два испытуемых были взрослыми, а третий – ребенком.
И вот почему.
Как малолетний ребенок по-особому исследует мир
С «исследованиями» своего чада сталкиваются все родители и члены семьи. И часто бывают ошарашены его методами и результатами.
Почему?
Да потому, что по законам нейрофизиологии, взрослые давным-давно забыли об этом этапе своего развития. Разве что старшие члены семьи рассказывали, что видели со своей колокольни. Но и сами они, по тем же законам, наверняка неоднократно «переписали» эту историю.
Вот и у меня есть пара таких историй
Мой двухлетний первенец рассматривает новогоднюю елочку, которую мы от греха подальше поставили на холодильник. Под елочкой игрушечный Дед Мороз с красным мешочком в руке.
Я вижу любопытство малыша и говорю:
- Придет Дед Мороз, даст подарки.
- Не придет, не даст, - отвечает Илюшка.
- Почему не придет? – удивляюсь я. – И придет, и даст.
-Нет, не даст! – твердо заявляет малец. Он протягивает руку к Деду: - Дай! Дай!! Видис, не дает!
Он же, через полгода, рассматривает книжечку «Где обедал воробей» Самуила Маршака. И комментирует: - Это носорог. Мы в зеопак не пойдем. Он нас съест.
Я уверяю, что не съест. Сын упорствует. Я говорю, что носорог не ест людей.
Для достоверности добавляю: - Вот ты же не ешь людей?
- Но я же не носорог, - спокойно отвечает ребенок.
Детям достаточно лишь несколько наблюдений, и они немедленно строят гипотезы. Иногда смешные, но вполне со смыслом.
Стратегии ученого в колыбельке
Известный американский психолог Элисон Гопник за 30 лет провела множество замечательных экспериментов с малышами. И выяснила несколько ключевых вещей,, как детишки изучают мир. Она считает, что ребенок - это такой ученый в колыбельке, который с двух лет впитывает данные, находит причины и создает модели.
Маленький исследователь при этом пользуется сразу двумя удачными стратегиями:
Первая - идти от сырых данных, то есть непредвзято исследовать мир, не имея никаких изначальных представлений о нем.
Вторая - появляется какая-то гипотеза, абстрактная идея, и только потом ребенок проверяет ее.
Дети постоянно переходят с одного подхода на другой. Они все время с помощью зрения, слуха, наощупь руками и ртом ищут новые данные, строят гипотезы, снова собирают данные и смотрят, согласуются ли эти новые данные с гипотезой, и так бесконечно.
Есть множество примеров, как дети делают такие выводы. Например, это описано в великолепной книге прекрасного русского писателя и психолога Корнея Чуковского «От двух до пяти». Я с детства обожала эту книгу, но тогда она меня просто смешила.
А сейчас заставляет серьезно размышлять.
Любой мозг, который познаёт мир, неважно взрослый, детский,
или инопланетный, сталкивается с противоречием: ты можешь что-то либо исследовать, либо использовать. Нельзя одновременно делать то и другое одинаково хорошо. Дальше Гопник выдвигает простую и красивую гипотезу, что детство - это просто ответ эволюции на этот выбор.
На ранней стадии жизни малыш должен в основном исследовать. А использовать то, что он узнал, в это время помогают родители. Чтобы быть хорошим исследователем, ребенок должен допускать в своих суждениях огромную долю парадоксального, необычного, странного. Только так можно постоянно расширять свой мир, и в этом преимущество ребенка над взрослым. И постоянный источник неприятностей для родителей.
До поры уберите подальше кофемашину
Допустим, у вас дома есть любой прибор или аппарат, например, продвинутые микроволновки или робот-пылесос, которые работают по определенным правилам. У них есть более простые правила, и есть схемы посложнее.
Взрослые очень быстро выберут простое одномерное правило, и даже не будут пытаться получить результаты, нарушающие это правило.
А дети из-за своей импульсивности попытаются протестировать автомат, и начинают получать все больше и больше новых данных. В итоге они могут получить новые правила, которые учитывают одновременно несколько разных параметров. А могут просто вывести прибор из строя.
Вывод: Если у вас есть какие-то сложные домашние приборы, например, кофемашина, то вы, конечно, можете показать ребенку, как надо с ней обращаться. Но он с высокой вероятностью попробует «как не надо».
Дальше решайте сами.
Наказать или нет мелкого экспериментатора
Есть ещё один интересный аспект исследований Элисон Гопник. По классике обучения с негативным подкреплением, если ты ошибаешься, то можешь потерять результат или быть наказанным.. Так вот, взрослых это делает очень осторожными.
Но дети, особенно дошкольного возраста, даже если они расстроены результатом, все равно желают узнать, что же произойдет, если попытаться сделать что-то еще. Они продолжают экспериментировать, хотя им может грозить риск потери достижений.
И исследовательница сделала вывод, что одна из причин, почему дети обучаются лучше чем взрослые – то, что они не боятся рисковать, чтобы получить новую информацию.
И тогда наблюдаем нечто неожиданное
Когда девятимесячным детям давали игрушку, которая по воле экспериментаторов перед этим нарушала законы гравитации, малыши пытались бросить ее на пол. А когда им показывали игрушки, которые «проходят сквозь стены», детки стучали ими об стол
То есть их схемы, как играть, зависели от того, какая именно гипотеза была нарушена. Игрушки не летают и не проходят сквозь твердое. В каком-то смысле дети совершали абсолютно новое действие, которое они обычно не совершали бы.
Эти действия зависели от их представлений о мире, и что они считали предсказуемым, а что неожиданным. Любознательный интеллект младенцев отмечает вещи случайные, неожиданные, содержащие максимальное количество новой информации, но при этом имеющие отношение к их гипотезам.
Мы, взрослые, получаем удовольствие от уникальных суперспособностей наших детей. Малышам в процессе исследования мира очень нужна наша похвала. Но и присмотр, иначе маленькие ученые, увлекшись, основательно попортят нам стальные шарики.
#ребенок #родители и дети #развитие мозга
#3 года #отношения с детьми #игра