В июле я побывала на встрече с выпускниками по случаю 30-летия окончания института. Было тепло и трогательно, как и всякий раз, когда мы видимся. Но эта встреча запомнится мне одним принципиальным признанием. Зря, что нет времени что-то в судьбе менять, а тем более вернуться назад, в юность. Пусть хоть молодые прочтут это и поймут, что все в жизни нужно делать вовремя, не откладывая на потом.
Поступив в институт, я, девушка из глухой деревни, очень долго не могла прижиться в чужом городе. Скучала за домом, за родителями и подругами, за пастбищем, за лесом. Часто плакала. Когда слезы подступали к горлу, выходила в общежитий, чтобы девушки в комнате не видели и ни о чем меня не расспрашивали. Но они замечали мои красные глаза и успокаивали, развеселяли, как могли.
Однажды возвращаюсь после пар в комнату, а за дверной ручкой – букет хризантем. В нем листок, где красивыми буквами, которыми писали на плакатах, выведено: «Улыбнись, Оля. Тебе подходит». Я даже не знала, как говорится, в какую сторону думать. Поставила цветы в литровую банку, потому что вазы не имела.
С тех пор таинственный поклонник часто оставлял в дверях моей комнаты или букет, или один цветочек с записками «Все так не будет», «Люблю, когда ты улыбаешься», «Доброе утро», «Радуйся жизни». В этих записках были красивые стихи или изречения о любви, молодости, жизни…
Неожиданно я находила в своей сумочке конфеты, открытки, билеты в кино, концерты. Признаюсь, что эти милые сюрпризы украшали мои студенческие будни, улучшали настроение. Мы с подругами устраивали «охоту» на романтика, но тщетно. Я присматривалась к ребятам из группы и из потока, но их было так много, потому что институт — технический. Я изучала почерки своих сокурсников, заглядывала в их конспекты с надеждой заметить там знакомые завиточки букв.
То, что мой поклонник учился со мной на одном потоке, сомнений не вызывало, потому что был в курсе всех моих пар, дел, даже оценок. В дни, когда в моей жизни случалось что-то радостное или грустное, я ждала вести от своего романтика, потому что так мы с девушками его называли между собой. Часто выходила во двор общежития, садилась на лавочку и ждала, не подойдет ли он. Ребят, которые подбивали ко мне клинышки (а их было немало), я разглядывала, как в «микроскопе». Каждого подозревала, но рано или поздно мои подозрения рассыпались.
Со временем я подружилась со всеми ребятами, особенно своей группой. Мы ездили работать в колхоз, ходили в походы, организовывали разные вечера с танцами, нам было весело — и студенческая жизнь мне нравилась.
На третьем курсе меня постигла любовь. Сначала я даже подумала, что мой избранник романтик, но, к сожалению, он был очень приземленным. Уже работал, зарабатывал деньги, жил в городе, так что подруги и родители убеждали меня, что лучшего мужчину не найти.
А я колебалась. С одной стороны, он мне нравился, с ним было надежно, спокойно, а с другой… Кто-то продолжал меня радовать цветами, записками, сладостями. Возлюбленный начал меня ревновать. К концу третьего курса я вышла замуж и переехала к нему. Все было хорошо, но как мне не хватало романтических записок моего тайного поклонника! Еще находила несколько сюрпризов в своей сумочке, на полочке под партой, за которой сидела, но все реже и реже.
Получила я диплом, устроилась на работу, родила двоих детей и… рассталась с мужем. Ибо я рождена летать, а он всю жизнь тянул меня к земле и норовил припясти возле себя. В его голове были только деньги, работа и охота.
И вот этим летом я узнала, кто так мило украшал мою студенческую юность. Это был мой хороший товарищ, одногруппник, проживавший в общежитии двумя этажами выше и с которым я тоже когда-то делилась своими «подозрениями». Выяснилось, что он влюбился в меня еще в начале первого курса. Однако не осмеливался признаться, как теперь сказал, такой красавице первой девушке на потоке.
Долго не мог меня забыть. Поздно женился. Во время встреч с выпускниками боялся признаться в своих чувствах, потому что мы оба имели семьи. Когда моя распалась, он думал позвонить по телефону, но не смог предать своей семье.
Мы говорили и не могли наговориться. Вспоминали студенческую жизнь. Он помнил много такого обо мне, что я уже забыла – и это так приятно. Я спросила, как бы он поступил, если бы можно было повернуть время вспять. Сказал, что не отдал бы меня никогда и никому. Был бы гораздо более решительным и украл бы меня даже из-под загса. А я призналась, что на протяжении всей жизни, когда мне было тяжело и грустно, грела душу воспоминаниями о его сюрпризах с записками.
Не знаю, как бы сложилась наша жизнь, будь мы вместе. Но чувствую, что могли бы оказаться счастливыми. Потому что он тоже крылатый. Мы очень похожи.
Кстати, он мне звонит по телефону. Каждый раз, когда вижу его номер, волнуюсь, радуюсь и словно сбрасываю с плеч три десятка лет. Он возвращает меня в молодость. И мне снова хочется красиво одеться, принарядиться, ярко накрасить губы…
…Какая же глупенькая все-таки молодость. Если бы она имела хотя бы немного опыта зрелости, люди не допускали многих ошибок и их дороги к счастью были бы гораздо легче.