В 1930-х годах немецкий психолог Хедвиг фон Ресторфф сделала полезное, хотя не такое уж неожиданное открытие: то, что каким-либо образом выделяется, мы запоминаем лучше, чем нечто типичное. Допустим, группе людей зачитали список слов, а потом попросили повторить:
«Яблоко, грузовик, ожерелье, помидор, стакан, собака, скала, зонт, ложка, леди Гага, подушка, карандаш, шоколад, парта, банан, жук, суп, молоко, галстук».
Даже если вы не германский психолог, вы сообразите, что большинство запомнит «леди Гага», даже если забудет «яблоко» и «жука». В этом перечне «леди Гага» — буквально торчит, потому и запоминается. Эффект фон Ресторфф в действии.
А теперь посмотрим, как проходит процесс отбора на должность. Компания размещает объявление о вакансии, множество людей присылает резюме, прошедшие через первое сито являются на собеседование, а по результатам собеседований некая группа людей из компании решает, кого взять. Каждый, кто побывал «с той стороны», знает: обсуждение кандидатов в значительной мере опирается на те мелочи, которые комиссия успела уловить и запомнить. Разумеется, принимают во внимание и конкретные моменты (факты из резюме, данные тестов и т.д.), но субъективные «воспоминания» также играют существенную роль.
— Этот малый вел себя довольно дерзко.
— А по-моему, он был очень вежлив.
— Он же все время перебивал, когда ему задавали вопросы.
— Нет, у него прекрасные манеры. Всех дам пропускал вперед в лифт и из лифта — настоящий джентльмен.
— Значит, я имел в виду одного из тех, других. А тот, который в лифт пропускает, — это он сечет в джазе?
— Точно, он.
— Этот мне понравился. Крутой парень».
В толпе соискателей — а нынче, куда ни сунься, их толпа — «один из тех» всегда окажется в проигрышной ситуации. Его не запомнят.
Из разговоров с сотнями обладателей MBA, которые в поте лица ищут работу, я выяснил много подробностей. В том числе понял, что соискатели боятся риска. На собеседовании они тщательно избегают любых «странностей».
Но если принять во внимание открытие фрау фон Ресторфф, станет ясно, что осторожность в данном случае идет во вред.
Персонаж романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» предостерегает как раз от подобных тактических ошибок: «В свете есть вещь похуже, чем когда о тебе говорят: самое страшное — если не говорят».
Папка с вашим делом окажется среди других таких же папок: все соискатели учились в одних и тех же университетах, и профессиональный опыт у них схож. Как заставить комиссию запомнить именно вас? Чем выделиться? Не так уж принципиально, 10 лет у вас стажа или 12, 16 человек состояло у вас под началом или 32. В чем ваша нетипичность? Вспомнят ли вас после собеседования? Еще раз: вас запомнят или вы останетесь «одним из тех»?
Леди Гага понимает эффект Ресторфф так же хорошо, как предвидел его персонаж Оскара Уайльда, и этим объясняется ее успех. В песне «Слава» она заявляет: «Я одержимо бьюсь против стереотипов». Да и само имя «леди Гага» не так уж типично (А кто-нибудь в состоянии запомнить имя Стефани Джерманотта? Если что, это реальное имя леди Гаги).
Итак, когда начнут перебирать личные дела соискателей, что выделит вас среди прочих? Может быть, объясняя, почему вы решили заняться частными акциями, вы сослались на Джея-Зи, а не на Уоррена Баффета (кстати говоря, они дружат)? А может, внимание привлекла татуировка с пауком у вас на большом пальце. Или вы после колледжа два года работали барменом в Камбодже? Главное, вы были самим собой, не пытались стать «типичным кандидатом», подстроиться под воображаемые стереотипы.
Поверьте леди Гаге и боритесь со стереотипами. Не бойтесь показаться другим (все мы странные, по правде говоря): главное — чтобы вас запомнили. Потому что есть вещь похуже, чем когда в вас запомнят какую-нибудь чудинку…