Найти тему
Анастасия Миронова

Общество колеи: почему плохо образованные и необразованные стали жить раздельно

Я тут вдруг поняла, что у нас уходит последнее поколение людей, росших в смешанной социальной среде. Завершается процесс расселения состоятельных и маргиналов, появляются школы для бедных и богатых, определенные районом. Раньше слесарь получал квартиру в одном доме с ученым, их дети играли вместе, при наличии задатков ребенок слесаря мог притронуться с другой культуре и вынести из нее что-то полезное. Сейчас все это уходит.

Картинка: Gazeta.ru
Картинка: Gazeta.ru

Сегодня у меня вышла в Газете.ру колонка, в которой я подробно пишу об этом явлении. Называется "Дети из колеи". Я много видела подобного за границей. Помню, что еще в 2000-е мне такой расклад казался очень диковинным, я в принципе не сразу поняла, как устроено то же общество в Великобритании, где границы между стратами почти непроницаемы.

Написала о мелких деталях, которые прямо сейчас наступила пора подмечать. Например, что раньше москвичи очень быстро все усваивали одну орфоэпическую норму условного московского койне, а теперь люди могут годами жить с говором в городе, потому что не общаются с теми, у кого говора нет: у них жилье для бедных приезжих, работа...

Сейчас закладываются непреодолимые препятствия для многих детей. И реально у нас, пожалуй подрастают последние поколения, которые еще могут увидеть смешанное общество. Когда сын поварихи или не очень образованной портнихи еще может завести в школе или дворе дружбу с детьми интеллигентных людей, деятелей культуры или просто тех, кто побогаче и успел за границей немного пообтесаться.

И беда детям, чьи родители "тупят по вечерам под Комеди", говорят "рестик", "полтоха", "рубль" и не понимают, что у них вообще последний шанс повлиять существенно на будущее детей

И речь не только о том, что ребенок может от людей из более приличных семей научиться интересу к чтению, брать книги, что-то узнавать. Люди недооценивают язык, бытовые привычки. Кто сегодня говорит "ржака", "жрачка", у того дети через двадцать лет будут вынуждены, если захотят куда-то прорваться, очень много над собой работать и, скорее всего, не добьются успеха - перед ними будет стена из привитой им сниженной культуры, сниженной лексики, неумения держать лицо. Все, чему мы могли научиться, общаясь с более образованными семьями (я, например).

Это колея. Раньше много было всего ужасного, но смешанное проживание позволяло перескочить на другой путь. Сейчас так почти не получается делать, а через несколько лет колеи уже оформятся и мало кто из них сможет выбраться. Собственно, любое западное общество это тоже система колеи. И нет там никакого равенства. Да, возможности одинаковые, даже университеты могут быть бесплатные, но если устройство жизни не предусматривает твоего общения с теми, кто не чавкает за столом, не ковыряет в носу на виду у всех и не говорит на диалекте/просторечии, ты вряд ли сможешь преодолеть проклятие своей страты...

Мне кажется, это интересное наблюдение и его никто еще не делал. Мы еще до конца не знаем, что такое потомственная бедность. Не знаем, что к ней ведет расселение людей по уровню достатка, в результате чего бедные учатся говорить и вести себя так, что их потом отторгают более благополучные.