Найти тему
Дзен для авторов

Держать читателя до последней строчки: как решить эту задачу с помощью стилистики

Оглавление
Семен Шешенин, иллюстрации Марии Соколковой
Семен Шешенин, иллюстрации Марии Соколковой

Бытует мнение, что стиль не так уж и важен — текст все равно прочитают, как бы хорошо или плохо он не был написан. Это, конечно, не так. Ведь, помимо удовольствия от красоты слога или метафор, есть еще один важный аспект: стилистика способна управлять вниманием читателя, помогать ему «проходить» через текст. О том, как это работает, мы поговорили с журналистом, редактором и преподавателем Семеном Шешениным.

Стиль как способ завладеть вниманием читателя

Внимание читателя — главный ресурс, за который ведут ожесточенные бои блогеры и медиа. А стилистика — эффективный инструмент управления этим ресурсом. В идеале вы можете расположить читателя к себе своим стилем и подачей, и он станет вашим подписчиком просто потому, что ему нравится проводить время за чтением ваших текстов.

У рэпера Скриптонита есть строчка: «Я дарю стиль тем, кому до него нет дела», она прекрасно описывает то, как следует работать со стилистикой, причем на разных уровнях. Об этих уровнях мы и поговорим дальше.

Первый уровень: базовый жанр

Для начала нужно выбрать основную жанровую отсылку, которая даст читателю ответ на вопрос: «А это всё как что?» Это может быть нуар, или хоррор, или даже комический газетный фельетон в стиле раннего Чехова (вот пример такого фельетона, недавно опубликованного в журнале. — Прим. ред.).

Главное здесь то, что у каждого из жанров есть свой язык и свой набор приемов.

Качающиеся сосны на фоне серого неба в шведском хорроре, мужчины в строгих костюмах со стаканом виски в руках в нуаре. Достаточно нескольких точных деталей, чтобы «подарить» читателю стиль, погрузить его в узнаваемую атмосферу жанра.

А дальше вы просто работаете с системой ожиданий, которая образуется в голове у читателя. В нуаре он ждет женщин в вечерних платьях, сумрачных бандитов, длинных сцен, описанных большими сложноподчиненными предложениями. В фельетоне — коротких предложений, портретов в две-три черты, много языковой игры. И так далее.

-2

Вам совершенно не обязательно соответствовать всем этим ожиданиям дословно, главное, их создать — и половину работы читатель проделает за вас. Память жанра пробуждает читательские ассоциации, активирует узнавание. И чем больше такого узнавания, тем заметней будут ваши авторские новации. У вас останется огромная свобода для игры с клише, приемами и языком, а у читателя — большой запас инвестированного внимания.

И это работает для любых текстов — больших и маленьких, художественных и обычных заметок в блоге. Часто читателю достаточно пробежать глазами по нескольким первым абзацам — по интонации можно не только считать то, о чем будет текст, но и даже оценить уровень компетенции автора.

Второй уровень: сравнения

Работа с жанровой принадлежностью текста часто начинается еще до того, как вы его написали. В процессе же создания материала вам необходимо пользоваться какими-то красками для того, чтобы придать ему объем и эффект присутствия. Это особенно полезно при написании художественной литературы, но, если вы хотите, чтобы ваши фразы запомнились, а в голове читателя возникала какая-то картинка — ведь мы очень часто запоминаем что-то именно картинкой, — старайтесь работать не с описаниями и определениями, а со сравнениями.

У замечательного ростовского фантаста Владимира Данихнова есть мистический триллер «Колыбельная», в котором можно найти, в частности, такой словесный портрет: «Тварь размером с колесо обозрения». Красота этого сравнения в том, что оно создает многогранность: это наш взгляд снизу на нечто огромное и взгляд сверху на очень маленьких нас. Сравнения будят воображение читателя, заставляют его активно работать и дают в руки автора незаменимый козырь — возможность управлять вниманием, держать читателя в напряжении, и это очень действенный способ довести его до конца текста.

Глаголы вместо прилагательных

Из практической части стоит помнить, что существительные, прилагательные, причастные и деепричастные обороты субъективно замедляют действие, а глаголы, наоборот, ускоряют его. Если в тесте превалируют глаголы, то человек быстрее читает, чем сам это осознает — так включается дополнительное внимание. Примерно так же работают короткие и длинные предложения: большие сложноподчиненные конструкции лучше дробить на несколько простых.

-3

Убрать лишнее, оставить главное

Никто не любит предложения, в которых нет информации, поэтому, чтобы не терять читателя, их лучше убирать.

«Я был поражен, когда узнал, что…» — если вы об этом пишете, это уже интересно, не стоит лишний раз это подчеркивать.

«Начинаю разбираться в этой теме. Следует иметь в виду, что в ней много нюансов» — в этом предложении нет информации, его можно удалить и начать рассказ сразу с нюансов.

«Но прежде чем мы возьмемся за нюансы, нам следует обратиться к истории вопроса» — лучше сразу перейти к истории.

Помните, что лучший друг автора — клавиша backspace, поэтому, написав текст, пройдитесь по нему и удалите все фразы, которые не несут информации.

Для каждого текста необходим свой язык

Не стоит специально украшать текст, если он этого не требует. Если вы пишете о рыбалке — не нужно стараться делать текст более художественным. Простая тема требует простого языка. В такого рода текстах просторечия и жаргонизмы помогут завоевать доверие читателя. А вот рассказ о каком-то литературном или историческом персонаже эпохи Возрождения лучше вести без жаргонизмов. В информационном стиле тоже уместна профессиональная, субкультурная или другая особенная лексика. Но это все не имеет смысла, если ваш текст не будет звучать естественно и достоверно. Поставьте себя на место читателя: вам должно быть интересно и понятно все, что написано.

-4