Под гром оваций
Вожак "Великолепной семерки"
Когда в начале 1960-х годов на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Великолепная семерка», то он моментально покорил зрителей. Суровыми, но благородными героями искренне восхищались, им подражали как дети, так и взрослые. И мало кто при этом знал, что Юл Бриннер - актер, сыгравший предводителя отважных стрелков, - является русским по происхождению и родился на Дальнем Востоке.
Если кого-то и можно назвать «гражданином мира», так это голливудского актера Юла Бриннера. Он родился в придатке Советской России - Дальневосточной республике, детство и юность провел в Китае, Франции и Швейцарии. А в итоге стал американцем. Удивительные способности этого человека позволили ему стать звездой в каждой стране, где он жил. Правда вот на родине, которую он покинул в раннем детстве, слава пришла к нему довольно поздно. Зато она была абсолютно оглушительной.
Почетный гражданин
Дед Юла Бринера (тогда эта фамилия писалась так), швейцарец Жюль Бринер был талантливым предпринимателем и вел весьма успешную торговлю китайским шелком. В 1890 году он принял российское подданство. После чего сменил имя, став Юлием Иванови чем, и очень быстро превратился в одну из самых заметных и уважаемых персон Владивостока. Бринер строил дома, открывал верфи, разрабатывал рудники и организовывал лесозаготовки. Одновременно он выделял немалые деньги на просветительскую деятельность. Поколебать его позиции не слишком смогла даже революция 1917 года - настолько велико было уважение окружающих. Почетный гражданин Владивостока Юлий Бринер мирно скончался 10 марта 1920 года. А 11 июля того же года у его сына родился первенец, которого назвали Юлием, в честь деда. Увы, когда маленькому Юлию было всего 4 года, семья распалась - отец ушел к московской актрисе Екатерине Корнаковой. Тем временем жизнь на советском Дальнем Востоке становилась все сложнее. И вскоре Юлий с матерью и сестрой Верой переехали в китайский Харбин. Устроиться как следует там не удалось, так что в 1934 году они двинулись в Европу.
Париж встретил Юлия Бринера с распростертыми объятиями. Здесь он получил образование. И здесь же в одном из ресторанов впервые услышал цыган, которые совершенно его очаровали. Впечатление оказалось настолько сильным, что мальчик очень быстро научился играть на гитаре и уже летом 1935 года выступил с первым концертом как исполнитель цыганских песен. С того времени стало очевидно, что сцена — это его призвание.
Помимо музыки Юлий проявил себя как талантливый цирковой артист. Его номер «летающий клоун» бил все рекорды популярности. Успех позволил Бринеру войти в круг парижской богемы. Он свел знакомство с Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ. Увы, искушения светского общества не минули юношу. Он всерьез пристрастился к наркотикам.
Для избавления от зависимости пришлось переехать в Швейцарию к родственникам и лечиться в течение года. Пристрастие к опиуму он победил, а вот курил всю жизнь очень много — до трех пачек в день.
Король из Голливуда
Перед началом Второй мировой войны Бринеры вновь переехали в Харбин. Здесь Юлий восстановил контакты с отцом и много общался как с ним, так и с Екатериной Корнаковой, которая увлекла его рассказами о русской театральной школе.
В 1941 году у матери Юлия обнаружили лейкемию. На лечение решили ехать в США. Тем более что юноша всерьез рассчитывал добиться там успеха на театральных подмостках. Увы, лечение оказалось бессильно, и в 1943 году Мария Бринер умерла. После этого Юлий сосредоточился на карьере.
Добавив в фамилию еше одну букву «н», чтобы она звучала более по-американски, и сократив имя до Юл, он продолжал выступать как певец. Теперь к цыганским романсам добавились песни в стиле кантри. А вскоре амбициозному эмигранту удалось пробиться на Бродвей. Впервые громкий успех пришел к Юлу Бриннеру в феврале 1951 года, когда он сыграл роль короля Сиама в мюзикле «Король и я». Постановка держалась на сцене три года, а в 1956 году по ней был поставлен фильм, окончательно превративший Юла Бриннера в звезду. За эту роль он получил «Оскар», обойдя при этом таких сильных конкурентов, как Лоуренс Оливье и Кирк Дуглас. Как ни удивительно, это единственная кинематографическая награда актера.
Юл Бриннер никогда не скрывал своего происхождения, и поэтому его довольно часто приглашали в фильмы, связанные с русской историей. В частности, он сыграл Митю в американской экранизации «Братьев Карамазовых» 1958 года. Хотя со своей родословной актер обращался чрезвычайно вольно. На пример, почему-то упорно утверждал, что его родители имеют цыганское происхождение, что не имело никакого отношения к реальности. Из-за этих нелепых заявлений у него даже испортились отношения с сестрой. Зато цыгане с восторгом приняли голливудскую звезду в свои ряды. В 1978 году Юл Бриннер даже стал почетным президентом Международного союза цыган, к созданию кото-рого приложил немало сил.
Свою самую известную роль Бриннер сыграл в 1960 году. Собственно, он был одним из инициаторов создания фильма по мотивам «Семи самураев» великого Акиры Куросавы на материале Дикого Запада. И очень ревностно относился к тому, чтобы его персонаж был всегда в центре внимания. Из-за этого на съемочной плошадке разгорелось соперничество между Бриннером и Стивом МакКуином, который играл вторую по значимости роль. Доходило до смешного. Бриннер, который был ниже ростом, ревностно следил за тем, чтобы выглядеть выше. Для этого насыпались специальные холмики земли, на которых стоял актер во время совместных сцен. Стив МакКуин в свою очередь мстительно растаптывал эти холмики при любой возможности и как мог «перетягивал на себя одеяло» в кадре.
Поединок с болью
Оглушительный успех «Великолепной семерки» побудил Голливуд снять несколько продолжений. Но Бриннер снялся только в самом первом из них, вышедшем в 1966 году. Вообще, как ни удивительно, ему не очень нравился американский кинематограф, и он всегда мечтал вернуться на театральную сцену. Это удалось сделать в 1974-м. Бриннера пригласили на одну из ролей в мюзикл по мотивам «Одиссеи». Сам спектакль был не слишком удачным, но принес достаточно денег, чтобы возродить легендарную постановку «Король и я».
18 мая 1977 года состоялась премьера восстановленного мюзикла. Он снова покорил сердца зрителей и шел на сценах США и Великобритании до самой смерти Бриннера, выдержав 4633 показа. Последний спектакль состоялся 30 июня 1985 года, всего за три с небольшим месяца до смерти актера.
В личной жизни Юл Бриннер отличался изрядным непостоянством. История их любви с американской актрисой Вирджинией Гилмор, начавшаяся сразу после переезда Юла в Америку, была очень искренней и романтической. Однако брак распался после того, как к Бриннеру пришел серьезный успех. После этого он был женат еще три раза. В последний раз — за два года до смерти. Тогда супругой 62-лет него актера стала 24-летняя балерина Кэти Ли.
В 1983-м Бриннер стал замечать серьезные проблемы со здоровьем. За свою карьеру он не раз получал серьезные травмы (в том числе повредил позвоночник, выступая в парижском цирке). Но на этот раз дело оказалось в пристрастии к курению. В апреле 1983 года врачи диагностировали у актера рак легкого. Болезнь затронула спинной мозг, и лечение было уже невозможно. Бриннер принял решение скрыть свою болезнь от общественности. Так что никто, кроме партнеров по спектаклю, не знал о том, что любые активные действия для него были возможны только через преодоление сильной боли.
Незадолго до смерти Юл Бриннер откликнулся на просьбу Американского онкологического общества и записал небольшое видео обращение. На экранах оно впервые появилось как раз в день его смерти — 10 октября 1985 года. Глядя прямо в камеру, Юл Бриннер спокойно говорил: «Сейчас, когда меня уже больше нет, предупреждаю вас: не курите. Что бы вы ни делали, только не курение. Если бы я мог вернуться назад и бросить курить, не было бы повода обсуждать мой рак. Я в этом убежден». По некоторым данным, к этим словам прислушались около трети курильщиков Соединенных Штатов, бросивших вредную привычку.