В январские дни 1943 года в результате наступательной операции советских войск под кодовым названием "Искра" была прорвана блокада города Ленинграда. Неоценимый вклад в победу защитников города внесла Дорога Победы, по ней доставляли грузы в блокадный Ленинград с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года.
Дорога Победы была проложена по левому берегу Невы, некоторые её участки находились в нескольких километрах от вражеских позиций.
Строительство Дороги Победы
Появилась возможность по суше связать Ленинград с остальной страной, обеспечить город всем необходимым. Ледовая "Дорога жизни" решить эту проблему не могла.
На строительство дороги Государственный комитет обороны отвёл 20 суток. Трассу предстояло проложить через болота и лесные массивы, построить 3 моста, только через Неву требовалось проложить мост длиной 1300 метров.
Прокладке трассы мешали неразорвавшиеся боеприпасы. При строительстве было найдено и обезврежено 1730 мин, 7 авиационных бомб и 52 артиллерийских снаряда. Усложняли прокладку трассы сильные январские морозы, постоянный вражеский артиллерийский обстрел.
Дорогу ввели в эксплуатацию раньше отведённого срока, 5 февраля, то есть через 17 дней после прорыва блокады, железнодорожная ветка Шлиссельбург - Поляны была готова к эксплуатации. Было проложено 33 километра путей, построено 3 моста, оборудованы устройства для электро- и водоснабжения.
Работа на Дороге Победы
Поначалу в течение суток удавалось пропускать 2-3 пары поездов. Затем применили караванный способ. В одну ночь все поезда шли в Ленинград, а возвращались следующей ночью. Этот способ позволял за ночь пропускать до 25 составов. Постепенно были налажены и пассажирские перевозки. Для маскировки от огня противника были привлечены химические подразделения Ленинградского фронта. Они масштабно применяли дымы по всей трассе.
По мере освобождения к январю 1944 года нашей территории от врага, был начат ремонт и восстановление основных участков железнодорожных магистралей, связывающих Ленинград с другими регионами страны. Поэтому 10 марта 1944 года "Дорога Победы" свою работу завершила.
Роль железнодорожников в помощи Ленинграду
Железнодорожники обеспечили жителей города питанием, в результате их героического труда вскоре паёк в Ленинграде сравнялся с пайком в Москве. Они внесли огромный вклад в эвакуацию людей на большую землю. Они снабжали войска оружием и боевой техникой. Их героический труд оказал неоценимую поддержку городу. 15 000 железнодорожников были награждены медалью "За оборону Ленинграда". Бригадир поезда Василий Михайлович Елисеев стал Героем Социалистического Труда.
В 2018 году на экраны страны вышел фильм "Коридор бессмертия", посвящённый малоизвестному эпизоду блокады.
Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии.
За лайки отдельное вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ