Найти тему
Про реальные события

Как через "коридор смерти" был проложен путь к Победе

Оглавление

В январские дни 1943 года в результате наступательной операции советских войск под кодовым названием "Искра" была прорвана блокада города Ленинграда. Неоценимый вклад в победу защитников города внесла Дорога Победы, по ней доставляли грузы в блокадный Ленинград с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года.
Дорога Победы была проложена по левому берегу Невы, некоторые её участки находились в нескольких километрах от вражеских позиций.

Любая поездка здесь оказывалась игрой со смертью, так как проходила под огнём вражеской артиллерии и ударами фашистской авиации. Железнодорожники называли её "коридором смерти".
Любая поездка здесь оказывалась игрой со смертью, так как проходила под огнём вражеской артиллерии и ударами фашистской авиации. Железнодорожники называли её "коридором смерти".

Строительство Дороги Победы

18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду города, объединившись на левом берегу Невы.
18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду города, объединившись на левом берегу Невы.

Появилась возможность по суше связать Ленинград с остальной страной, обеспечить город всем необходимым. Ледовая "Дорога жизни" решить эту проблему не могла.

На строительство дороги Государственный комитет обороны отвёл 20 суток. Трассу предстояло проложить через болота и лесные массивы, построить 3 моста, только через Неву требовалось проложить мост длиной 1300 метров.

Прокладка моста через Неву. Кадр из фильма "Коридор бессмертия".
Прокладка моста через Неву. Кадр из фильма "Коридор бессмертия".

Прокладке трассы мешали неразорвавшиеся боеприпасы. При строительстве было найдено и обезврежено 1730 мин, 7 авиационных бомб и 52 артиллерийских снаряда. Усложняли прокладку трассы сильные январские морозы, постоянный вражеский артиллерийский обстрел.

Дорогу ввели в эксплуатацию раньше отведённого срока, 5 февраля, то есть через 17 дней после прорыва блокады, железнодорожная ветка Шлиссельбург - Поляны была готова к эксплуатации. Было проложено 33 километра путей, построено 3 моста, оборудованы устройства для электро- и водоснабжения.

Работа на Дороге Победы

Подготовка к очередному рейсу. Кадр из фильма "Коридор бессмертия".
Подготовка к очередному рейсу. Кадр из фильма "Коридор бессмертия".

Поначалу в течение суток удавалось пропускать 2-3 пары поездов. Затем применили караванный способ. В одну ночь все поезда шли в Ленинград, а возвращались следующей ночью. Этот способ позволял за ночь пропускать до 25 составов. Постепенно были налажены и пассажирские перевозки. Для маскировки от огня противника были привлечены химические подразделения Ленинградского фронта. Они масштабно применяли дымы по всей трассе.

По мере освобождения к январю 1944 года нашей территории от врага, был начат ремонт и восстановление основных участков железнодорожных магистралей, связывающих Ленинград с другими регионами страны. Поэтому 10 марта 1944 года "Дорога Победы" свою работу завершила.

Роль железнодорожников в помощи Ленинграду

Железнодорожники обеспечили жителей города питанием, в результате их героического труда вскоре паёк в Ленинграде сравнялся с пайком в Москве. Они внесли огромный вклад в эвакуацию людей на большую землю. Они снабжали войска оружием и боевой техникой. Их героический труд оказал неоценимую поддержку городу. 15 000 железнодорожников были награждены медалью "За оборону Ленинграда". Бригадир поезда Василий Михайлович Елисеев стал Героем Социалистического Труда.

Паровоз его бригады в 1974 году был установлен на станции Ладожское Озеро.
Паровоз его бригады в 1974 году был установлен на станции Ладожское Озеро.

В 2018 году на экраны страны вышел фильм "Коридор бессмертия", посвящённый малоизвестному эпизоду блокады.

Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии.
За лайки отдельное вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ