Почему святитель Игнатий решил, что институт старчества оскудел?
Какой другой, верный путь, открылся ему?
В 20 лет по велению сердца Дмитрий Брянчанинов (в будущем — святитель Игнатий) оставляет мирскую жизнь, аристократическую жизнь и уходит в монашество. Мотив души — быть с Богом. Достичь полноты и совершенства христианской жизни.
Этот и только этот мотив, по опыту святых Отцов, является главным и истинным для такого решения (прп. Иоанн Лествичник, прп. Исаак Сирин Ниневийский).
В то время будущий святитель, имеющий прекрасное светское и военное образование, но не имеющий духовного, активно изучает Священное Писание и святоотеческую литературу. Подходит к этому тщательно, вдумчиво, осознанно и осмысленно.
Зная, от святых Отцов, что лучше бы иметь духовного наставника, он ищет таковых.
Он находит будущего преподобного Льва Оптинского и с радостью готов последовать ему в послушании, с радостью вступает в него. Но...вскоре сильно разочаровывается.
У будущего святителя возникает диссонанс. В святоотеческой литературе он встречает примеры полезного послушания, а в реальности находит, по его пониманию, душевредное.
Полезное послушание, когда наставник видит в душе послушника Божье семя, и с любовью поливает его, чтобы взрастить пшеницу Царства Божьего.
Здесь же он видит полувоенные методы, которые только подавляют в нем человеческое достоинство. Разве, чтобы быть Божьим, надо перестать быть человеком? Или выполнение бессмысленных хозяйственных поручений открывает врата в смыслы Вечные, Высшие?
Невдомек тогда ему, еще молодому иноку, что преп. Лев пытается «выбить из него аристократа», приземлить к простоте.
Разочаровавшись в таком послушании, будущий святитель Игнатий уходит от своего наставника (подробности этого были в другой статье на канале, ранее).
Попытки найти других наставников тоже не увенчались находками.
Тогда то, будущий святитель пишет с болью строчки о современном ему старчестве:
«Подвиг послушания в том идеале, о котором пишут святые отцы, в наше время практически невозможен по причине отсутствия тех по-настоящему духоносных наставников, могущих вести по пути послушания» (Св. Игнатий Брянчанинов «Духовный алфавит» М.2010).
История этим не закончилась.
В более поздние годы, когда уже отошел к Господу преподобный Лев, возродивший, вместе со старцем Макарием Оптинским, старчество Оптиной Пустыни, архимандрит Игнатий Брянчанинов приезжает в Оптину Пустынь. Зная об этой святой обители Руси, он желает остаться там и даже пишет благочинному Калужской епархии о своей просьбе. Но братия Оптиной противиться этому, благочинный не дает ему благословения.
Преподобный Лев, в свое время, поделился опытом наставничества над Игнатием в Оптиной, и с горечью заметил, что не прошел инок Игнатий его, не смог преодолеть в себе аристократа. А пройди, он мог бы стать вторым Арсением Великим.
Но вот большой вопрос: нужны ли Богу вторые, подобии, копии святых? Разве Бог, Мудрый Творец столь ограничен в Своем творчестве? Схож ли по свойствам, Богом данной души, Арсений Великий со святителем Игнатием?
Преподобного Арсения, как знаем из святой истории, Бог вел путем полного отшельничества, вдали от людей, давая возрастать в добродетелях. Игнатий же, прославился во святых другим. Этот неутомимый труженик Божий, штудировал святых Отцов, проверял их опыт на своем и вошел в историю, как истинный патриот русского православия.
На минутку предположить, а если б он тогда прошел послушание у святого Льва, что могло бы быть? Возможно, он стал бы одним из святых оптинских старцев. А может остался бы безвестным послушником.
Воля Божья, как и история человеческая, не терпит сослагательных наклонений. Есть единый путь, им ведет Бог и идет человек. Варианты решений, кажущиеся человеку, подчас, это непонимание Воли Божьей и фантазии на тему. Есть путь. Им идти. Заблудился — вернись по Компасу Бога.
И святитель Игнатий шел этим путем. Удивительным путем. Более того, скажу, путем...послушания, как бы не парадоксально это не звучало со сказанным выше.
Наставниками его были святые отцы Древности. Того изумительно чистого, «золотого» православия, по которому мы все сейчас духовно тоскуем. Это и египетские подвижники благочестия, и сирийские наставники, и многие другие великие святые.
Ведь святитель Игнатий не просто читал их глазами, или выписывал в тетрадку, как студент, их наставления. Он последовал их рекомендациям практически. Святитель не писал много. Он оставил после себя только 6 томов духовных трудов, назвав их «Аскетическими опытами». Это и правда были его опыты, святые опыты благочестивой и совершенной христианской жизни.
Посему, святитель Игнатий вошел в святую историю (канонизирован в 1988 году) не как второй Арсений Великий, а как первый Игнатий. Богу, как доброму пастырю, любящему, дорога и ценна каждая душа. Он не хочет клонировать души, или творить бесформенное стадо, потерявшее уникальность душ, но каждой душе открывает Свой путь. Где душа сможет проявить все дары Им данные. Во благо Бога, для спасения и чистоты своей души, для ближних.
Опыт святителя Игнатий ценен и сейчас. И монашествующим, и мирянам.
Трудно найти наставников живых в современном мире, но они есть во святых. Их труды, их советы, их подсказки. Бери и делай, если хочешь обрести себя цельного, совершенствовать свою христианскую жизнь, жизнь. Бог всегда будет в помощь.
Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.