Найти тему
Время психологии

Зачем нужна психология в школе? И как правильно её преподавать? Размышляет будущий клинический психолог

Оглавление

Я закончила школу в Риге 16 лет назад, поэтому, как с этой темой обстоят дела сейчас, не могу судить, но что-то мне подсказывает, что ситуация не сильно изменилась, и психологию в школах, если и преподают, то тяп-ляп, хотя в наше время психологию преподавать нужно и важно на должном уровне.

В статье расскажу, как проходили уроки у меня в школе, как и что я считаю нужно преподавать в школе на этом предмете, а также, почему это важно.

фото автора
фото автора

Что мы проходили в школе?

Психология у нас длилась то ли 1 год, то ли вообще 1 семестр в старших классах. До этого я о психологии не знала практически ничего, в основном видела всяких психотерапевтов и психиатров в фильмах и, как и большинство, думала, что они просто слушают чужое нытьё и получают за это деньги.

Школьные уроки психологии не подняли завесу тайны, но немного расширили мои горизонты. Тогда впервые зародился интерес к этой науке и профессии, в 12-м классе ходила даже на день открытых дверей в один из психВУЗов.

Если я правильно помню, нам немного рассказали о том, что вообще изучает психология, рассказывали о некоторых теориях и известных фамилиях (типа Фрейда, который вовсе и не психолог, ну да ладно), но в основном мы проходили всякие тесты на определение темперамента и т.п. Это было весело, забавно, но, как я сейчас понимаю, мало дало реальных знаний и понимания предмета.

Почему психологию важно изучать уже в школе?

  1. Профессия клинического психолога – одна из самых востребованных в мире в наше время, во многих странах не хватает квалифицированных специалистов и приходится иногда даже стоять «в очереди» несколько месяцев. Если бы дети в старших классах лучше понимали, чем занимаются психологи, в чём суть профессии, это помогло бы им сделать выбор в пользу профессии, если она их заинтересует.
  2. «Открытия» в области психологии применяются в массе других сфер: педагогика, маркетинг, набор персонала, управление персоналом, менеджмент, юриспруденция, да даже в блогинге (я бы сказала – особенно в нём), поэтому такая база не будет лишней в принципе.
  3. Понимание базовых механик работы психики человека могут помочь подросткам лучше коммуницировать друг с другом, со своей семьёй, эффективнее разрешать конфликты, понимать себя, да даже лучше учиться, выбрать профессию, в конце концов!

Что нужно проходить подросткам в школе?

В университетах обычно следят за тем, чтобы студентам поступала самая актуальная информация, подкреплённая рецензированными исследованиями из научных источников. Так как школьная программа обновляется обычно сильно реже, то там за этим никто особо не следит и, наверняка, всё ещё масса школ, где старшеклассникам преподносят того же Фрейда как психолога, а его теории как нечто до сих пор актуальное, что, конечно же, не так.

В общем, чтобы не растекаться по древу, вот что точно должно быть на уроках психологии:

  • краткий экскурс в историю психологии как науки и рассказ о самых актуальных движениях психологии в наше время;
  • чёткая информация о профессиях, связанных с человеческой психикой: что делает психиатр, психотерапевт, психолог;
  • тренинги по коммуникации, тайм-менеджменту, базовые техники для релаксации (дети в наше время сильно перегружены в школе, а отдыхать надо реально учиться, чтобы делать это без гаджетов и телевизора).

Итого, получается, что уроки психологии в школе должны быть неким сочетанием теоретической базы и её практического применения, тогда от них будет толк и польза.

А что думаете вы про это всё? Хотели бы, чтобы у вас были уроки в таком формате? Были ли у вас уроки психологии в школе и что вы там проходили? Возможно, если ваши дети сейчас в старших классах, поделитесь, что на психологии проходят они? Делитесь в комментариях, буду рада обсудить! И, конечно, ставьте палец вверх, если статья понравилась 🤗

✍️ Подписывайтесь на канал «Время психологии», чтобы не пропустить новые полезные статьи!