Найти тему
CityWalks

Прогулка по Красноярску. День третий: модернизм, пароход и вокзал

Весь вчерашний день я посвятил прогулке по центру Красноярска. Но, согласитесь, одного дня маловато для полноценного знакомства. Пусть центр Красноярска не такой большой, как я ожидал, осталась в нем одна улица, которую я сознательно обходил стороной, дабы выделить ей больше времени в другой день. Это проспект Мира - главная тусовочная улица Красноярска, где сосредоточено большинство исторических зданий города, а также множество магазинов, кафе и ресторанов. Так что я решил посвятить большую часть своей сегодняшней прогулки именно ей.

Проспект Мира
Проспект Мира

Начать я решил с площади Мира - места, откуда берет начало вышеупомянутый проспект. Здесь сосредоточено довольно большое количество разных интересных зданий, формирующих туристическое лицо города.

Первое, что встречает человека, приходящего на площадь - это триумфальная арка 375-летия города Красноярска. По правде говоря, довольно спорная достопримечательность. У нее есть явные проблемы с пропорциями, она кажется какой-то тонкой, не основательной. Тем не менее, сейчас она выглядит гораздо привлекательнее, чем в изначальном виде. Построенная по проекту архитектора Арэга Демирханова в 2003 году, она была облицована дешевыми пластиковыми панелями, а на верху стояли вазоны. Если честно, от арки явно отдавало провинциальным колхозом. Впрочем, жители Красноярска тоже не оценили подарка городу. Однако в 2018 году была проведена реставрация арки. В ее ходе она потеряла многие детали декора и стала гораздо сдержаннее. Вместо пластиковых панелей была использована штукатурка, а вазоны вовсе исчезли. Однозначно нынешний вид арки мне нравится гораздо больше, но все равно она имеет явные проблемы с архитектурной составляющей. Хотя, по моему мнению, триумфальная арка уже стала символом Красноярска, который по своему ценен. С исторической же точки зрения данная достопримечательность интересна тем, что она расположена на месте острога, от которого город ведет свою историю.

Триумфальная арка у входа на площадь Мира
Триумфальная арка у входа на площадь Мира

Доминантой площади Мира является башня "КАТЭК НИИ Уголь". Это второе по высоте здание в Красноярске. Башня имеет довольно богатую, но не очень завидную историю.

Турист, увидев эту высотку, возможно подумает, что это действующий бизнес-центр. Его можно понять, ведь здание, видное отовсюду, издалека кажется достроенным. Но на самом деле это не так. Башня "КАТЭК" является, наверное, самым грандиозным недостроем в истории Красноярска. Но давайте по порядку.

Еще в 1970-х годах уже знакомому нам архитектору Арэгу Демирханову пришла идея ансамбля площади Мира. Впрочем, проектировал башню не он, а два других красноярских архитектора. В начале 1980-х годов началось строительство. Здание должно было стать самым высоким за Уралом. Строительство шло быстрыми темпами с применением различных инновационных технологий. И, когда башня была уже близка к завершению, власти решили прекратить финансирование строительства. Это был 1989 год. Так, на долгие годы в центре Красноярска появился модернистский недострой.

В 2004 году начался новый виток в истории башни. Она была выкуплена, после чего строительство продолжилось. Было достроено 4 дополнительных этажа, а фасад застеклен. Так, здание приобрело свой нынешний вид. Но строительство не было завершено, и сейчас башню пытаются продать. Таким образом, башня "КАТЭК", ведущая свою историю с 1983 года, имеющая высоту 104 метра и долгое время являвшаяся самым высоким зданием Красноярска, остается недостроенным.

-3

И снова вернемся к зданию, построенному по проекту Арэга Демирханова. Это Красноярская краевая филармония, стоящая все на той же площади Мира. Она была возведена в 1984 году. Я бы сказал, что здание очень странное, оно имеет какую-то причудливую форму. На самом же деле Демирханов, проектируя филармонию, хотел придать ей форму рояля, что, в общем, у него и получилось.

Завершением ансамбля площади Мира является еще одно модернистское здание, построенное по проекту того же Арэга Демирханова в 1986 году. Это музейный центр "Площадь Мира". Невероятно мощное здание, впечатляющее своими объемами.

Интересным фактом является то, что Демирханов, прежде чем проектировать здания музея, объездил многие крупные города СССР с целью посмотреть все подобные музеи, существовавшие в стране.

Также Демирханов постарался максимально сблизить здание с природой, гармонично вписав в окружающий ландшафт: горы, реку, остров. Получилось необычно.

В нескольких метрах от музейного центра стоит на вечном приколе пароход "Святитель Николай". Это довольно скромное судно, построенное еще в 1886 году, сыграло значимый вклад в истории Красноярска. С его именем связаны две личности, сыгравшие немаловажную роль в истории всей России.

Итак, 1 июля 1891 года именно на этом пароходе в Красноярск прибыл цесаревич Николай - будущий император России Николай II. К этому приезду жители города тщательно готовились, приводя город в порядок. К посещению же другого человека, также связанного с пароходом, вряд ли кто-то готовился. Им был Владимир Ленин. Это было 30 апреля 1897 года, когда он вместе с другими революционерами отправился на пароходе из Красноярска до места ссылки. Этим фактом воспользовались в дальнейшем советские власти, сделав из парохода музей Ленина, в котором можно узнать о подробностях его пребывания на судне.

-6

Находясь под впечатлениями от грандиозной модернистской площади Мира, я решил немного изменить свой маршрут и пройтись вдоль набережной Енисея. Так я очутился около Речного вокзала, пожалуй, одного из самых красивых зданий Красноярска в стиле сталинский ампир. Он был построен в 1952 году, хотя первоначальный проект был разработан еще в 1940 году. За время возведения вокзала у него поменялись архитекторы. Изначально здание строилось по проекту московского архитектора Курносова, но его идеи подверглись критике, и тогда ответственным за вокзал стал местный архитектор Голубев.

Здание вобрало в себя все лучшие черты, присущие сталинскому ампиру. Вокзалу присущи мощность, помпезность, величественность и, при этом, утонченность, получаемая за счет шпиля. Жители сразу полюбили свою новую достопримечательность. А уже в постсоветское время даже не раз боролись с владельцами за грамотную реставрацию, дабы не уничтожить оригинальный облик здания.

Сейчас речной вокзал уже не функционирует. В здании находится бизнес-центр. По своему это хорошо, что вокзал приспособили под современные нужды, а не стали сносить, как это часто бывает.

Затем я направился к проспекту Мира. По пути я наткнулся на Красноярский художественный музей имени Сурикова. В сам музей я не заходил, меня больше заинтересовало здание, в котором он находится. Это особняк Гадаловой. Он был построен в 1909 году в стиле модерн по проекту Соколовского, бывшего в то время губернским архитектором в Красноярске. Несмотря на то, что здание одноэтажное, оно может похвастаться великолепным декором: портиком, лепниной, куполом.

Также особняк Гадаловой интересен тем, что в нем в 1913 году принимали знаменитого путешественника и географа Фритьофа Нансена.

На этом первая часть моей сегодняшней прогулки по Красноярску завершается. В следующей же статье я уже подробно расскажу про сам проспект Мира, а также некоторые другие интересные здания города.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки. Пишите комментарии. До следующей статьи!

Другие статьи по теме:

Прогулка по Красноярску. День второй: церкви и современная архитектура

Прогулка по Красноярску. День первый

Прогулка по Ангарску

#красноярск #модернизм #советский модернизм #архитектура #достопримечательности #прогулка по городу #советское наследие #путешествие #история #сибирь