Богородица Донецкая
События на киевском Майдане 2013-14 гг. и развязанная новой украинской властью война на Донбассе всколыхнули, навсегда изменили (а кому-то и поломали и сгубили) жизни сотен тысяч людей. Линия фронта прошла не только по донецкой и луганской земле – он прошла по сердцам людей, навсегда разделив их на «наших» и «ненаших», постепенно превращая людей или в братьев, или во врагов.
Война как луч прожектора высвечивает все стороны человеческой натуры. Рентгеном просвечивая их души. Заставляет сделать непростой выбор, за который многие платят своей жизнью. Люди острее чувствуют жизнь перед лицом смерти, ярче переживают её ценность, задумываются о её глубинном смысле и о том, что находится за пределами земного бытия. И кто-то открывает для себя существование иного, духовного мира, обретает веру в Бога и находит помощь и утешение, обращаясь к Нему, к Божией Матери и к святым.
На войне атеистов не бывает...
Для жителей Донбасса одним из источников утешения и духовной силы, чудесной помощи и благодати стала икона Богородицы, которая получила имя Донецкой.
Санкт-Петербург - Донецк
В 2015 г в Санкт-Петербурге в выставочном зале «Союза художников» проходила выставка «Мир войны». Два зала были посвящены Донбассу. Это была первая масштабная выставка, в которой принимал участие «Музей Новороссии», открытый 9 мая того же года в Санкт-Петербурге. Туда пришла молодой петербургский художник, жившая с семьёй на Донбассе, выпускница одного их художественных вузов. В осенью 2015 года она написала картину на религиозную тему. По словам художника она была написана не в каноне ине претендовала быть иконой, хотя имеет её атрибуты. На выставке художник приняла решение подарить свою картину «Музею Новороссии» ( теперь это «Музей воинской доблести Донбасса»). Картина изображает Богоматерь с задумчивым печальным лицом, Которая держит на руках спящего Младенца. Уставший Младенец в характерной для спящего ребёнка позе уткнулся лицом в плечо Пречистой Девы Марии. По замыслу художника, Младенец олицетворяет Донбасс, уставший от войны и ищущий покоя и защиты в объятиях Богоматери. Картину была написана за три дня. Как будто кто-то водил её кистью. Или как будто она сама стала кистью, которой водили. Хотя, художник всегда пишет настоящую картину в синергии в Высшей Силой. Автор картины говорит об этом: «Есть какие-то необъяснимые вещи, думаю, это вообще никто никогда не объяснит. Работа писалась с большим эмоциональным напряжением, для народа, для его мира и добра. И я очень рада, что она ушла в народ и служит ему.» Имя своё художник просила не называть. Думаю, вы догадываетесь почему.
А дальше картина зажила своей жизнью, заняв особое место в «Музее воинской доблести Донбасса». Рассказывает его директор Герман Владимиров: «Наша картина, которая получила имя Богородица Донецкая ездит с нашей экспозицией по всем городам России (сейчас музей не имеет постоянного помещения и существует в виде передвижной выставки). Богородица Донецкая всегда будет ездить с нами по городам, помогать в нашем благом деле и хранить нас! Вообще в музее несколько уникальных иконы: Богородица Донецкая; копия иконы Семистрельной (иконы которая с 2014 года мироточит в Донецке). Есть ещё икона Всех Святых, подаренная легендарному казачьему полевому командиру Павлу Дремову на свадьбу; и вышитая бисером икона Богородицы, принадлежавшая Герою ДНР Михаилу Толстых («Гиви»).
Все больше людей узнают об иконе Богородицы Донецкой. Земля слухами полнится. Но хотелось бы, чтобы эта икона была признана каноничной, - добавил Герман, - и рано или поздно это случится. Потому что она ходит в народе и помогает людям.»
Когда Богородица появилась в музее, а у нас тогда было ещё постоянное помещение, она стояла в особом углу с другими иконами. Каждую неделю приходил человек лет за 50, он становился на колени перед иконой и молился. Потом оставлял пожертвование музею и уходил. Вот такие люди…»
В осенью 2016 года в музей пришла другая молодой петербургский художник Светлана Щиблёва, которая написала список с картины, изображающей Богородицу. Когда в 14-м году начались события на Донбассе Светлана не могла пройти мимо. «Хотя я не была погружена в политику в то время и была занята своими делами, - рассказывает Светлана, - но тут меня всё это очень всколыхнуло. И у меня, как у художника, сразу в голове стали возникать какие-то образы. Я стала собирать информацию. Тогда было очень много материалов, репортажей, фотографий. И эти образы стали складываться в эскизы. Весь 15-й год я писала эскизы, которые потом переросли в композицию моего дипломного проекта». Светлана тогда заканчивала Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Её дипломной работой стал триптих, посвящённый войне на Донбассе. «Меня поразило мужество этих людей, тот единый порыв, с которым они встали на защиту». Когда в 2017 году художник представила свои картины на суд экзаменационной комиссии Российской академии художеств, то зал встал и аплодировал стоя, а её работа была признана лучшей. Всего у Светланы более 20 работ, посвящённых теме войны на Донбассе, в основном это портреты ополченцев.
«А в 2016 году мы с друзьями в октябре собирались ехать на Донбасс, чтобы мои картины не были абстрактными, а живыми впечатлениями, чтобы я увидела это все своими глазами - продолжает рассказ Светлана. – Тогда я пришла в «Музей Новороссии». Мой знакомый, иеромонах Тихвинского монастыря о. Илия отслужил в музее молебен. А после него сказал: «Знаешь, Света, ты как хочешь, но у меня такая уверенность появилась, что вы должны ехать на Донбасс не с пустыми руками, ты должна написать образ Богородицы». Художник до этого никогда в жизни не писала иконы, хотя она хорошо знает древнерусскую иконопись. И о. Илия добавил: «Может тебе написать список с картины Богородицы, которая хранится в музее? Смотри как будет прекрасно: эта икона будет связывать два города – одна будет находиться в Петербурге, а другую вы отвезете в дар на Донбасс!» Он посоветовал Светлане подойти к владыке Мстиславу, митрополиту Тихвинскому и Лодейнопольскому, показать картину Богородицы из музея и взять благословение на написание списка с неё. «Владыка действительно меня благословил и я приступила писать икону, - вспоминала Светлана, - и написала я её за два дня и две ночи! На одном дыхании! Вообще спать не хотелось! Я даже толком не поняла, как я её писала. У меня было какое-то небывалое состояние вдохновения, воодушевления. Я запомнила только особое духовное состояние». Причём, хотя художник повторила технику и расположение фигур Девы Марии и Младенца на оригинале, она писала не картину, а икону. Глубокий взгляд Богоматери проникает в самую душу. Художник писала Богородицу, находящуюся в сосредоточенном раздумье. Она полностью погружена в Себя. А Младенца Светлана изобразила очень человечным, маленьким беспомощным ребенком, требующим заботы и защиты Божией Матери. На иконе Он спит на руках у Матери. Светлана объяснила: «Для меня, Богородица грустная, задумчивая и спокойная. В молитвенном, внутренне сосредоточенном состоянии. Вообще, когда пишешь лик, то еще и отдаешь это на волю "случая", "как напишется, сложится само", как пойдет рука. Рисуешь и даешь проявиться выражению глаз самостоятельно».
Все люди видят эту икону по-разному: кто-то видит Младенца плачущим, кто-то отвернувшимся от людей. А глубокие, полные слез глаза Богоматери, как будто вместили в себя всю боль и горе, которое пережили люди Донбасса за 5 лет войны. Так, наверное происходит потому, что икона, являясь образом Первообраза, имеет с ним таинственную связь и каким-то неведомым для нас способом общается с человеком.
«Я написала икону очень близко к нашей поездке. Ее освятил о. Виктор, петербургский священник, освящавший «Музей Новороссии». Он нарёк ей имя «Богородица Донецкая», - продолжает Светлана. И прямо в тот же день она с директором музея Германом и своими друзьями уехали в Донецк.
Первым местом, куда привезли икону Богородицы была часовня 11-го полка Народной Милиции ДНР, бригада «Восток». Принимал икону протоиерей Борис, капеллан воинской части. Он отслужил первый молебен перед иконой и благословил ею защитников Донбасса.
Дальше встал вопрос: где будет находиться икона? Поскольку часть Донецкой и Мариупольской епархии оказалась на территории подконтрольной Киевским властям, митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион не признал ее каноничность, не смотря на то, что она была написана по благословению епископа и освящена. Поэтому и сейчас не все храмы и монастыри принимают икону. Светлана вспоминает: “В Донецке у нас попросили отдать её в Министерство Культуры ДНР. Но когда о.Борис посоветовал нам отдать её казакам Войска Донского - у нас камень с плеч свалился, и мы повевезли её в Харцызск”. Поднявшись на второй этаж частного дома на окраине города и увидев светлую комнату от пола до потолка увешанную старинными редкими иконами, пахнущую ладаном со множеством лампадок , в которой будущий хранитель иконы усиленно молился с самого начала войны, художник поняла, что Богородица избрала для Своего пребывания именно это место. “С лёгкой душой мы отдали икону Александру! И вообще все путешествие прошло необычайно легко и радостно. На таможне, когда увидели икону в машине, пропустили нас без очереди. Божья Матерь нам везде помогала!” - вспоминает художник. Хотя осень 2016 года была тревожной - во время пребывания группы “Музея воинской доблести Донбасса” был убит Моторолла и ребятам пришлось уехать раньше, чем они планировали.
Так икона попала в небольшой донбасской городок Харцызск, неподалеку от Донецка. Вернее Богородица Сама выбрала местом своего пребывания не большой храм, а маленький намоленный домик, на окраине Харцизска.
Хранитель иконы Богородица Донецкая
Хранителем иконы Божьей Матери стал Александр Петутин (позывной «Святой»), казак Войска Донского, который с 2014 по 2016 год года служил в бригаде «Восток».
Александр происходит из старинного княжеского рода Путятиных. Его дед и дядя, брат деда, лично знали Е.Г. Распутина (дядя был с ним дружен). После революции 1917 года, семья, как и многие дворянские семьи была вынуждена бежать из Санкт-Петербурга на Донбасс, где легко можно было получить новые документы. Тогда и поменяли фамилию на «Петутины». В Великую Отечественную войну отец Александра Никифоровича служил на фронте. Семья всегда была очень верующей, в роду были священники. Сам Александр закончил высшее авиационное училище и стал штурманом. В 90-х годах служил в горячих точках, а после выхода в отставку, когда началась война на его родной земле, не мог остаться в стороне – вступил в ополчение. В составе бригады «Восток» принимал участие во многих боях и операциях: на Саур-Могиле, в Донецком аэропорту, Степановке, Дмитровке, освобождал Ясиноватую.
Саня «Святой», как его ласково называют друзья, рассказывал, что икона появилась у него не случайно: «Когда начались события 14 года, я молился и просил, чтобы Господь дал нам утешение. И в 16-м году на Покрова такая молитва была, как ручеек журчал, такой подъём был! Открываю компьютер смотрю – в Донецк приехала икона Божьей Матери из Петербурга. Я через своих друзей связался с ними и они приехали ко мне и сказали: «Это её место! Она здесь и осталась».
Богородица собирает слёзы жителей Донбасса
Через два месяца пребывания иконы Богородицы Донецкой на Донбассе произошло первое чудо. В декабре 2016 года Александр поехал с иконой в одну из воинских частей Донецка на освящение полкового знамени. Поставили икону. Освятили знамя. Приложились бойцы. Сделали фотографию, а над иконой проявился Сам Господь. «Святой» показывал мне эту удивительную фотографию.
Второе чудо было в монастыре Касперовской иконы Божией Матери. Архимандрит Никон рассказывает об иконе и говорит: «Господь на иконе плачет, что брат брата убивает»! А у иконы стоял маленький мальчик. Вспоминает хранитель иконы: «Как этот хлопчик обнял икону! Как заплакал! Родители его не могут успокоить. А он все плачет и плачет! И икона тогда первый раз замироточила. На стекле появились маленькие капельки мира».
Третье чудо было в Ждановке. Александра пригласили туда в храм. И болящие люди тогда получили исцеление от иконы. «Вот такое утешение Матушка нам даёт. По мне бы, было хорошо, чтобы каждое воскресенье Матушка Богородицу звали в какой-нибудь храм, чтобы люди могли приложиться, - вздыхает «Святой», - в такое время мы живём тяжелое!»
Вообще Матушка Богородице, как ласково называет икону хранитель, часто путешествует по городам и весям ДНР, была и в Луганске. Неоднократно икона участвовала в Крестных ходах. 19 мая 2018 года был Крестный ход, посвященный 150-летию страстотерпца Царя Николая II, который прошел от недостроенного храма Святых царственных Мучеников в поселке Горняк Октябрьского района города Донецка, сильно пострадавшего от обстрелов в 2014-15 годах, до храма Святителя Игнатия Брянчанинова, расположенного совсем рядом с передовыми позициями у Донецкого аэропорта.
Из письма одного из участников Крестного хода в Донецке в 2018 году Сергей Такмакова : “Мне доверили нести образ Богоматери Донецкой… Путь не короток, от Площади Ленина на Артёма, через город в сторону линии разграничения.... Немного подустали, весь путь прошли с молитвами и прославлением святых ... Но подходя к конечной точки нашего хода, я увидел, что стояли люди, прихожане... И ВОТ ! Когда мы стали подходить к храму, весь этот, встречающий люд запел «БОЖЕ ЦАРЯ ХРАНИ»... Это было неповторимо! И гордость, и осознание твоей личной причастности ко всему происходящему в настоящий момент. Это был просто восторг и гордость в душе!»
Крестный ход – это “молитва ногами”. Он воодушевляют людей, давая возможность прикоснуться к святыне, ощутить силу божественной благодати и поучаствовать в соборной молитве за многострадальный Донбасс. Крестный ход являет собой победу духа над плотью. Духа, которым только и держатся люди на Донбассе. Дух – источник сил людей, выживающих здесь пятый год. Люди, живущие в “серой зоне” и постоянно страдающие от обстрелов ВСУ (в последнее время усилившихся), встречают икону со слезами на глазах! В иконе Богородица Донецкая они видят свою Заступницу и Защитницу от реальной угрозы ранения и смерти.
Когда я побывала у иконы в мае этого года, за стеклом, по самому образу текли тягучие струйки мира. Я заметила, что капли мира выступали из глаз Богородицы, как будто Она плакала о горе, бедах, смертях и боли, которые принесла война Донбассу. И это было удивительно! Разум был в изумлении перед необъяснимым с точки зрения законов физики явлением. И от иконы исходил такой покой, такая мягкая, но могучая добрая сила, что хотелось сказать словами апостола Петра на горе Фавор обращенными к Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи…» (Евангелие от Матфея 17.4) Хотелось как можно дольше оставаться в этой светёлке рядом с Богородицей и никуда не уходить от Неё.
Ещё перед отъездом иконы из Петербурга там на деньги одного из меценатов, русских патриотов, в типографии были отпечатаны её большие и маленькии копии.
«Святому» передали рассказ о том, как одну из копий привезли в монастырь на Украине к известному православному старцу (по известным причинам не называю его имени). Он увидел икону, взял ее в руки и полчаса стоял онемевший, а потом говорит: «Где эта икона?» Ему говорят: «На Донбассе!» Батюшка сказал: «Она в Лавре должна быть! Почему она не в Лавре? Сама Богородица на Донбассе, а мы ничего не знаем!» - за голову схватился: - Пока не будут почитать и отдавать должное образу, будет война на Донбассе!» И твердо добавил: «И всё-таки икона будет в Лавре! И ей будут поклоняться тысячи людей!»
«Но пока,- замечает Александр, - Богородица не хочет идти в храм! Она по всему Донбассу ходит и собирает людские слёзы! Она во всех почти городах уже была!» Как в древнерусском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», Пресвятая Дева не прибывает в славе в раю, а ходит по земле, находясь со Своими многочисленными грешными страдающими от войны детьми.
Привезли икону в Иловайск, поставили её прямо посреди 9-ти этажек на скамейке. Пол Иловайска пришло поклонитьс. Люди плакали. Александр раздавал маленькие иконы Богородицы Донецкой. Там произошло чудесное исцеление женщины от онкологического заболевания. Она получила маленькую иконку Богородицы Донецкой. Мы не знаем как она перед нею молилась, но когда через три дня пошла на обследование перед операцией, врач схватился за голову, и она схватилась за голову: опухоль исчезла!
А еще чудо было в детском приюте в Харцызске, где живут дети, оставшиеся без родителей. Рассказывает «Святой»: « Подошла маленькая девочка лет 4-х, Викуська. Я ей говорю: «Давай помолимся, чтобы Богородица послала тебе маму». Помолились. Где-то полтора года прошло. Поехали мы с отцом Феофаном и с отцом Борисом на святой источник Тихвинскй, прямо у Саур-Могилы и заглохла у нас машина - солярка кончилась. Была у меня визитка с источника, на обратной стороне телефон написан ручкой. Звоню - там женщина. Говорит: «Привезу я вам солярку!». Женщина на такси в 10 часов вечера привозит нам канистру с соляркой. Открывается дверь машины и выскакивает малышка. Викуська! Говорит мне: «Вот моя мама!» А мама её, Людмила, рассказывает: «Усыновить-удочерить ребёнка очень трудно, люди годами документы оформляют. А я в течение месяца это сделала! Захожу в кабинет, а у меня не спрашивают ничего: бумаги берут, подписывают, печати ставят и я дальше иду!» Так Матерь Божия дала ребёнку маму.
Богородица Донецкая начала шагать по миру. Хорошая знакомая «Святого» отвезла иконки Богородицы в Америку. Отдала одну водителю-дальнобойщику. Через какое-то время он попал в аварию, машина упала с обрыва. Приезжает полиция, смотрит – машина всмятку! Надо кабину разрезать, чтобы тело вытащить. Разрезали кабину, а оттуда водитель выскакивает, живой, - икона Богородицы на груди прилипла и кричит: «Где здесь храм? Мне надо в храм!» Рядом был православный храм и он сразу туда побежал. Второй раз родился – Божья Матерь спасла!
Участница одного из Крестных ходов Екатерина получила икону Богородицы Донецкой и поехала с нею в Сербию. Там есть мужской монастырь Рукумия со строгим уставом. Женщины могут заходить туда только в определенное время. Екатерина с иконой Богородицы на груди приехала в этот монастырь. Вдруг все расступаются. Ворота открываются. Она уже внутри в монастыря, смотрит – подбегает игумен отец Симеон (большой друг России), схватил икону, снимает с её груди и несёт в храм, говорит остолбеневшей Екатерине: «Ты себе ещё привезёшь!» И на центральном аналое в храме положил. Сейчас в монастыре ворота не закрываются – теперь это очень почитаемая икона в Сербии. А в прошлом году Екатерина взяла ещё четыре иконы Богородицы Донецкой – четыре сербских монастыря попросили.
Весь передний край прошёл Александр с Богородицей. Один раз по минному полю с иконой шли. Пришли на позиции минометчиков. Они говорят: «Как! Вы шли по минному полю! У нас тут собаки погибли! Мы просто в шоке!» «А откуда мы знали? – говорит Александр, - нас машиной подвезти так близко как только можно, а дальше говорят : «Пешком дуйте! Если на машине поедем, нас здесь снимут!» Ну мы и пошли. Идём с молитвой, поем: «Богородица Дево радуйся…» Вот так они и прошли минное поле с Богородицей.
«А на одну позицию пришли, - вспоминает Александр, - подбегает два бойца, икону схватили: «Мы понесем! Мы понесем!» Они как рванули по «зеленке». Мы за ними не поспеваем, идти неудобно. Пришли на позиции, поставили икону на миномётные ящики – некуда больше. А икону держать надо. Вот один парень стал, вцепился в икону – держит. Батюшка отслужил. Все бойцы проходят прикладываться. Я иконки раздаю. Вот один подходит и говорит: «Можно я приложусь, а креститься не буду?» Я говорю: « А что такое?» «Я, - говорит, - мусульманин». Я говорю: «Прикладывайся!» Он приложился и просит: «А иконку мне дашь?» «Ты же,- говорю, - мусульманин». А он: «А у меня жена православная». А через месяц ребята звонят: «Покрестился наш мусульманин!» А боец который с иконой убежал и потом держал её во время молебна, рассказывал: «Снится мне три дня назад, что к нам на позицию Богородица пришла. Как только услышал, что икону принесли, я на «глазах» сидел, меня подменили, и я побежал встречать! Прямо чудо – Богородица у нас здесь!»
Богородица ходит по Донбассу! Приходит к людям в бедах и скорбях, заходит в «серую зону», где люди уже ни на кого не надеются; и на передовые позиции, где бойцы ежедневно несут воистину адский труд, защищая мирных людей, и где сейчас практически каждый день гибнут солдаты, в основном молодые ребята. И течёт к Ней ручеек людских молитв, складываясь в полноводную реку плача и мольбы о мире, о детях, о близких, просто о возможности жить! Жить так, как хотят эти люди! Ходит Богородица по Донбассу и утирает людские слёзы. И будет ходить пока не истощится злоба людская, пока брат не прекратит убивать брата, пока люди не одумаются, не опомнятся и не обратятся к Богу.
Ибо как говорит о.Борис: «Война нам эта пропущена для того, чтобы люди пришли к Богу!» Потому что редко кто приходит к нему без скорбей и болезней…
А Богородица Донецкая смотри с иконы на своих детей с глубокой скорбью:
«Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучати конечне и научи нас пети Тебе, Богородице, весело:
Радуйся, от горя, бед и гибели спасающая нас, бедствующих, Избавительнице, Богородица Донецкая!»
( Из акафиста Богородице Донецкой)
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ЗАЩИТИ ДОНБАСС!
Ксения Климова