В рамках портфельного управления портфели сегментируются по различным типам. Если этого не сделать, то стратегия «размоется», возникнут вопросы, какие проекты к каким стратегическим целям привязаны, «посыплется» наполнение портфеля и Delivery, реализация инициатив, потому что вы к разным сегментам будете применять одинаковую экономику.
Портфельное управление как таковое помогает диверсифицировать риски, распределить их и снизить.
Вы не вкладываете все средства в один проект. Следуя закону Парето, вы, например, помещаете в портфель ряд инициатив, которые соответствуют одному и тому же страт. приоритету, или одному revenue stream, продуктовому направлению. Все ваши инициативы должны достичь общей цели. Это разрозненные инициативы могут конкурировать между собой, забирать друг у друга рынки. Вы как стратеги делаете ставку на то, что какие-либо или даже какая-либо из них выстрелят.
Сегментировать корпоративный портфель инициатив можно по различным признакам.
- Cost reduction
Cost reduction - это сегмент инициатив, который направлен не на новую прибыль, вид экономики, а на то, что вы сокращаете расходы. В период падения рынков, кризиса Cost reduction в обязательном режиме должен занимать минимум 20-30% портфеля. Иначе, если у вас весь портфель переложен в новую прибыль, вы не будете модернизировать текущую операционную модель, которая у вас есть, и у вас эта операционная модель просто своей неэффективностью поглотит всю новую прибыль.
Еще одно преимущество Cost reduction связано с балансировкой портфеля - благодаря Cost reduction его часть вы перекладываете в short leg, короткий рычаг.
- Функциональная сегментация
Функциональная сегментация инициатив в портфеле может осуществляться от первичного портфеля: вы наполнили первичный портфель и думаете, как распределить инициативы по функциям.
Второй способ функциональной сегментации – от функций.
В этом случае важно не допустить ошибку - обособленно, только внутри одной функции анализировать, чем бы она могла быть полезна.
- Сегментация портфеля по драйверам
Драйвер – это определенная концепция, подход, инструмент, у которого есть потенциал роста и который дает возможность запустить ряд инициатив с его использованием.
Драйверы очень хорошо работают, они иногда позволяют достигать целей, находить источники новых денег там, где другими способами это сделать сложно. Причина этого в том, что драйвер иногда сильнее, чем весь бизнес.
Например, один из драйверов роста – это дашбордирование, внедрение дашбордов.
- По экономикам
Группы инициатив имеют разное экономическое обоснование, по-разному приносят прибыли корпорации, соответственно, чтобы управление ими было эффективным, оно должно происходить по-разному.
- Есть инициативы прямой экономики, которые сводятся к конкретной EBITDA, конкретному обороту - годовому, двухгодовому. Они имеют прямое экономическое обоснование.
- Есть инициативы с относительной экономикой.
- Есть отложенная экономика.
- Есть интегрированные экономики.
Интегрированная экономика - это экономика, которая интегрируется в какой-то другой экономический субъект - например, это комиссионные модели, связанные с тем, что "я как банк привлекаю клиентов, но получаю деньги за счет процента их покупок на маркетплейсах".
Нужна помощь в обучении управлению корпоративным портфелем инициатив? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.