Найти тему
Друг Истории

Блокада. "Радиокомитет просит всех граждан Ленинграда, умеющих и желающих играть в симфоническом оркестре." Седьмая симфония.

Представьте себе исхудалого музыканта в холодном кабинете горисполкомовского начальника. Ленинград, первая половина марта 1942г.

Б.И.Загурский Элиасбергу: Есть указание городского комитета Партии открыть столовую, где вы, помимо карточек, будете получать горячий завтрак и горячий обед. Это будет столовая для работников искусств оставшихся в городе. Но главным образом, это будет столовая для того, чтобы поднять оркестр. - Что у тебе в оркестре делается? (Из воспоминаний К.И.Элиасберга )

Продолжение. Статья Когда звучал лишь метроном. - см.

некая угодливость в лице Загурского в разговоре с дирижером Элиасбергом - это современная киноверсия его поведения, также как и визит начальника в стационар Астория
некая угодливость в лице Загурского в разговоре с дирижером Элиасбергом - это современная киноверсия его поведения, также как и визит начальника в стационар Астория
Б.И.Загурский (1901-1968) слева. Как и Элиасберга (1907-1978), Загурского в кино сильно состарили. Идейно такое старение можно обосновать тяготами блокады. В любом случае актер Дьяченко играет какого-то другого Загурского, нежели его рисует в воспоминаниях дирижер Элиасберг
Б.И.Загурский (1901-1968) слева. Как и Элиасберга (1907-1978), Загурского в кино сильно состарили. Идейно такое старение можно обосновать тяготами блокады. В любом случае актер Дьяченко играет какого-то другого Загурского, нежели его рисует в воспоминаниях дирижер Элиасберг

_

#седьмая симфония

Возвращаемся к моменту первой встречи Карла Элиасберга с предс.Комитета по делам Искусств Ленинграда Борисом Загурским в начале марте 1942г. в управление культуры. В сериале Загурский предлагает оркестру сразу готовиться сыграть Седьмую симфонию Шостаковича. И все зрители, кажется, этому охотно верят, хотя такого на самом деле не было. В Ленинграде требовалось восстановить работу Оркестра как такового, безотносительно к исполнению 7 Симфонии. Смещение акцентов на Шостаковича в кино позволяет сконцентрировать внимание зрителя именно на самом существенном и запомнившемся в событии Ленинградской симфонии - концерте 9 августа 1942 года. Сериал не "распыляется" на значительный блокадный репертуар оркестра..

В сериале Загурский (Валерий Дьяченко) говорит Элиасбергу (Алексей Гуськов): "Партитуру (7 симфонии) скоро доставят." Напомним, что обсуждаемый разговор происходит в первой половине марта 1942, а партитуру симфонии доставят в Ленинград, согласно сообщению газеты Ленинградская правда от 2 июля 1942г. спустя почти 4 месяца. Возможно, газета с сообщением о доставке нот сильно задержалась, внеся путаницу в эту историю. Как пишет Пулковский меридиан №3 2015 (ист. музей "А музы не молчали"), в летной книжке летчика В.С.Литвинова появилась запись "партитурного" рейса Ленинград-Куйбышев-Ленинград в мае 1942г. Если это так, то доставка происходит после 18 мая, так как 18 мая 1942г. Радиокомитет Ленинграда принимает решение: "Добиться получения из Москвы 7 симфонии. " Сам Элиасберг относит дату прибытия нот уже на лето: "Летним вечером 1942г. в Ленинград с большой Земли прорвался военный самолет. Летчик доставил ценнейший груз."

Задержка с нотами не досадная накладка с исполнением приказа. Повторим предыдущие статьи по сериалу, - никто свыше не приказывал Элиасбергу играть Седьмую симфонию в осажденном городе. Это была инициатива не из Москвы и не из Смольного. Это была мечта.

В конце 2 серии Загурский приносит ноты партитуры Элиасбергу. Это сильное забегание вперед. Ноты были доставлены в Ленинград только 1 июля 1942, о чем 2 июля сообщила газ. Ленинградская правда.
В конце 2 серии Загурский приносит ноты партитуры Элиасбергу. Это сильное забегание вперед. Ноты были доставлены в Ленинград только 1 июля 1942, о чем 2 июля сообщила газ. Ленинградская правда.

Кстати, в следующем кадре мы видим Элиасберга, который спускается на набережной к плещущейся Неве. Интересно, кто-нибудь видел волны Невы, кроме киношников, в в марте 1942 года? В тот год была поздняя весна, а ледовая дорога жизни по Ладоге действовала до 24 апреля. Что-то начнется сходиться во второй серии, если мы к реальной датировке событий прибавим ещё один месяц. Но вернемся в кабинет Загурского перед символическим выходом дирижера на Набережную, на которую настоящий Карл Ильич едва ли выходил по причине слабости и морозности в тот день.

Эта сцена прогулки Эласберга после разговора с Загурским призвана усилить впечатление от Ленинграда, но в марте 1942 года улицы и река Нева были покрыты снегом и льдом.
Эта сцена прогулки Эласберга после разговора с Загурским призвана усилить впечатление от Ленинграда, но в марте 1942 года улицы и река Нева были покрыты снегом и льдом.

Элиасберг говорит Загурскому (см. выше Вспоминания в первом абзаце): Я ответил, что я ничего не знаю, не знаю, что отворится в оркестре. Я сам больше 2 месяцев валяюсь в Астории (в стационаре на лечении - О.Д.), жду Прессера (зам.по орган. части Элиасберга, инспектор оркестра - О.Д.).

Александр Романович Прессер, помощник Элиасберга, фото из книги Е.Линд "Седьмая"
Александр Романович Прессер, помощник Элиасберга, фото из книги Е.Линд "Седьмая"

Загурский: "Шествуй обратно в Асторию, тебе помогут (дойти и подняться на верхний этаж - О.Д.), и завтра к 12 часам я пришлю за тобой."

Элиасберг: "Я попросил, чтобы он привел ко мне живого или мертвого Прессера. На следующий день я был в кабинете Загурского и застал там Прессера, который держал в руке бумагу - список оркестрантов, который я не забуду до скончания века. Большинство фамилий (27) было обведено черным карандашом, их уже не было, из оставшихся незначительное число (примерно 17-27? - О.Д.) было обведено красным карандашом - это живые, но к труду абсолютно неспособные. И, наконец, были фамилии (16) без пометки, которые в какой-то степени видимо могли что-то делать."

В фильме сразу двух помощников Элиасберга - Аркина и Прессера сыграл в роли Рейснера артист Сергей Барковский. Из этой сцены подсчета наличных музыкантов в сериале выкинули Загурского.
В фильме сразу двух помощников Элиасберга - Аркина и Прессера сыграл в роли Рейснера артист Сергей Барковский. Из этой сцены подсчета наличных музыкантов в сериале выкинули Загурского.

Причем здесь #театр музыкальной комедии ?

5 марта 1942 театр Музыкальной комедии возобновил работу. ист. https://present5.com/blokada-leningrada-2005-god-leningrad-v/
5 марта 1942 театр Музыкальной комедии возобновил работу. ист. https://present5.com/blokada-leningrada-2005-god-leningrad-v/

Загурский чуть иначе говорит о численности наличных музыкантов в книге Искусство суровых лет : "Окрыленные успехом нашего театра (Музыкальной комедии) и видя, что публика валом валит, мы решили открыть симфонические концерты (помимо прямых радиотрансляций - О.Д.). Из филармонического оркестра в городе осталось только 3 человека, из оркестра им.С.М.Кирова 7 чел. и оркестра Радиокомитета 14 человек."

Элиасберг: "Было решено после короткого совещания, просить Ходоренко - председателя Комитета по городской трансляционной сети -несколько раз в день давать объявление: "Радиокомитет совместно с управлением Культуры просит всех граждан Ленинграда, умеющих и желающих играть в симфоническом оркестре, пройти регистрацию для получения работы по специальности, ежедневно с такого то часа по такой то час." Судя по воспоминаниям гобоистки Ксении Матус (1916-2001), это объявление стало звучать по Радио незадолго до её зачисления в штат Оркестр 20 марта 1942г.

Печатная информация в сериале дополнила ежедневное объявление по Радио
Печатная информация в сериале дополнила ежедневное объявление по Радио

Объявление на Радио во второй серии сериала о наборе музыкантов показано, как и сам набор. Снято все это отлично.

Прослушивание Элиасбергом валторны, голодные музыканты не смогли подняться по лестнице. Очень сильная сцена
Прослушивание Элиасбергом валторны, голодные музыканты не смогли подняться по лестнице. Очень сильная сцена

Но только перед этим объявлением создатели сериала внедряют в оркестр лейтенанта НКВД Серегина, который занимается штучным поиском музыкантов. Приходит лейтенант в кино и к Гале Ершовой.

Серегин: Ершова, английский рожок? - Да. - Собирайтесь, со мной пойдете. - Это сцена следует после объявления по Радио, но она как раз призвана усилить значимость НКВД в глазах зрителя. Галину Ершову сыграла Светлана Обидина. Среди исполнителей 9 августа 1942 Седьмой симфонии была флейтистка Галина Ершова, но роль единственной женщины флейтистки была отдана Елизавете Боярской
Серегин: Ершова, английский рожок? - Да. - Собирайтесь, со мной пойдете. - Это сцена следует после объявления по Радио, но она как раз призвана усилить значимость НКВД в глазах зрителя. Галину Ершову сыграла Светлана Обидина. Среди исполнителей 9 августа 1942 Седьмой симфонии была флейтистка Галина Ершова, но роль единственной женщины флейтистки была отдана Елизавете Боярской

Настоящая Ершова никакого Серегина из НКВД не помнит и не знает. "Я, - Лелюхина Галина Федоровна, в прошлом Ершова, до Великой Отечественной войны училась в музыкальном училище им. Мусоргского по классу флейта. Когда началась война, я, как патриот, пошла работать на завод им. Молотова. В 1942г., в марте, придя с работы домой, а работала я на Петроградской стороне, куда был эвакуирован завод, жила я на Лиговской ул., д.235, - и вот такой конец приходилось ходить, пешком, голодной и изнуренной, - я вдруг услышала шипение репродуктора, а радио в то время не говорило (большую часть времени - О.Д,), и диктор объявил, что все музыканты, оставшиеся в живых, должны прийти в Дом Радио и зарегистрироваться. Я не отдыхая, взяла флейту и еле-еле пошла, у меня была сильная цинга и дистрофия. В Доме Радио меня зарегистрировали и зачислили в симфонический оркестр, которым руководил Карл Ильич Элиасберг" (Из книги Е.Линд "Седьмая")

Молоденькая Галина Ершова (1921-2012) в 1942г. была еще не очень опытным музыкантом, она не была солисткой. Солировали в 1942г. мужчины флейтисты. Тем не менее Елизавета Боярская (ее собирательная роль Веры Преображенской одна из основных ) играет соло на флейте, причём сама на съёмках. Откуда такая звучная фамилия? В блокадном Ленинграде выступала певица Софья Преображенская (1904-1966), друг Элиасберга, у неё была дочь Верочка.

А сам #Элиасберг что-то долго доходит до мысли, что для набора музыкантов нужно не НКВД, а объявление по Радио. Перед объявлением по Радио в сериале мы видим трамвай на улицах Города, который пустили 15 апреля 1942г. А на Радио видим и слышим поэтессу Ольгу Берггольц, вернувшуюся из Москвы в Ленинград 20 апреля 1942г.

Ольга Берггольц (Виктория Толстоганова): "Там в Москве никто о нас ничего не знают. Мы тут все мрём, а о нас просто не знают."
Ольга Берггольц (Виктория Толстоганова): "Там в Москве никто о нас ничего не знают. Мы тут все мрём, а о нас просто не знают."

И видим затем ещё 4 "калик музыкантов" оркестра, которые в ожидании прихода пополнения ждут спецпайка в огромной комнате с камином.

Элиасберг говорит о 4 "каликах" Загурскому в начале 2 серии, вот они. К ним Серегин (Алексей Кравченко) приводит мальчика Колю (Макар Мозжевилов)
Элиасберг говорит о 4 "каликах" Загурскому в начале 2 серии, вот они. К ним Серегин (Алексей Кравченко) приводит мальчика Колю (Макар Мозжевилов)

Кроме того, мы слышим бред сценаристов о том, что НКВД волнуют несчастные музыканты, поскольку они, видите ли, допущены к Радиовещанию! Эти занимательные выдумки добавляются к "киношной жертве" НКВД жене Элиасберга - Надежде Бронниковой.

Жили музыканты всю зиму на казарменном положении в Радиокомитете, но на этом их допуск к Радиовещанию заканчивался, если не считать прямой трансляции музыкальных выступлений. Чего не сделаешь ради интриги с НКВД в кино! Только вот первый концерт оркестра состоялся ещё 5 апреля 1942г.!

Из дневника скрипача оркестра Радиокомитета Маргулиса: "С 23-го марта, когда у меня кончились карточки на хлеб и крупу, вдруг нам дали спец. столовую, где я и обедаю до сих пор без карточек."

Продолжение следует

Подборку очерков по военным фильмам на моем канале смотрите здесь. Смотрите обзоры по историческим фактам в фильмах на Друг Истории

Подборку по блокаде Ленинграда см. на Друг Истории здесь

Познавательна ли статья? Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал анализа и Истории. Признателен за поддержку

Олег Душин, журнал №80 Друг Истории, анонсы публикаций - Tелеграмм канал Друг Истории.