Представьте себе исхудалого музыканта в холодном кабинете горисполкомовского начальника. Ленинград, первая половина марта 1942г.
Б.И.Загурский Элиасбергу: Есть указание городского комитета Партии открыть столовую, где вы, помимо карточек, будете получать горячий завтрак и горячий обед. Это будет столовая для работников искусств оставшихся в городе. Но главным образом, это будет столовая для того, чтобы поднять оркестр. - Что у тебе в оркестре делается? (Из воспоминаний К.И.Элиасберга )
Продолжение. Статья Когда звучал лишь метроном. - см.
_
#седьмая симфония
Возвращаемся к моменту первой встречи Карла Элиасберга с предс.Комитета по делам Искусств Ленинграда Борисом Загурским в начале марте 1942г. в управление культуры. В сериале Загурский предлагает оркестру сразу готовиться сыграть Седьмую симфонию Шостаковича. И все зрители, кажется, этому охотно верят, хотя такого на самом деле не было. В Ленинграде требовалось восстановить работу Оркестра как такового, безотносительно к исполнению 7 Симфонии. Смещение акцентов на Шостаковича в кино позволяет сконцентрировать внимание зрителя именно на самом существенном и запомнившемся в событии Ленинградской симфонии - концерте 9 августа 1942 года. Сериал не "распыляется" на значительный блокадный репертуар оркестра..
В сериале Загурский (Валерий Дьяченко) говорит Элиасбергу (Алексей Гуськов): "Партитуру (7 симфонии) скоро доставят." Напомним, что обсуждаемый разговор происходит в первой половине марта 1942, а партитуру симфонии доставят в Ленинград, согласно сообщению газеты Ленинградская правда от 2 июля 1942г. спустя почти 4 месяца. Возможно, газета с сообщением о доставке нот сильно задержалась, внеся путаницу в эту историю. Как пишет Пулковский меридиан №3 2015 (ист. музей "А музы не молчали"), в летной книжке летчика В.С.Литвинова появилась запись "партитурного" рейса Ленинград-Куйбышев-Ленинград в мае 1942г. Если это так, то доставка происходит после 18 мая, так как 18 мая 1942г. Радиокомитет Ленинграда принимает решение: "Добиться получения из Москвы 7 симфонии. " Сам Элиасберг относит дату прибытия нот уже на лето: "Летним вечером 1942г. в Ленинград с большой Земли прорвался военный самолет. Летчик доставил ценнейший груз."
Задержка с нотами не досадная накладка с исполнением приказа. Повторим предыдущие статьи по сериалу, - никто свыше не приказывал Элиасбергу играть Седьмую симфонию в осажденном городе. Это была инициатива не из Москвы и не из Смольного. Это была мечта.
Кстати, в следующем кадре мы видим Элиасберга, который спускается на набережной к плещущейся Неве. Интересно, кто-нибудь видел волны Невы, кроме киношников, в в марте 1942 года? В тот год была поздняя весна, а ледовая дорога жизни по Ладоге действовала до 24 апреля. Что-то начнется сходиться во второй серии, если мы к реальной датировке событий прибавим ещё один месяц. Но вернемся в кабинет Загурского перед символическим выходом дирижера на Набережную, на которую настоящий Карл Ильич едва ли выходил по причине слабости и морозности в тот день.
Элиасберг говорит Загурскому (см. выше Вспоминания в первом абзаце): Я ответил, что я ничего не знаю, не знаю, что отворится в оркестре. Я сам больше 2 месяцев валяюсь в Астории (в стационаре на лечении - О.Д.), жду Прессера (зам.по орган. части Элиасберга, инспектор оркестра - О.Д.).
Загурский: "Шествуй обратно в Асторию, тебе помогут (дойти и подняться на верхний этаж - О.Д.), и завтра к 12 часам я пришлю за тобой."
Элиасберг: "Я попросил, чтобы он привел ко мне живого или мертвого Прессера. На следующий день я был в кабинете Загурского и застал там Прессера, который держал в руке бумагу - список оркестрантов, который я не забуду до скончания века. Большинство фамилий (27) было обведено черным карандашом, их уже не было, из оставшихся незначительное число (примерно 17-27? - О.Д.) было обведено красным карандашом - это живые, но к труду абсолютно неспособные. И, наконец, были фамилии (16) без пометки, которые в какой-то степени видимо могли что-то делать."
Причем здесь #театр музыкальной комедии ?
Загурский чуть иначе говорит о численности наличных музыкантов в книге Искусство суровых лет : "Окрыленные успехом нашего театра (Музыкальной комедии) и видя, что публика валом валит, мы решили открыть симфонические концерты (помимо прямых радиотрансляций - О.Д.). Из филармонического оркестра в городе осталось только 3 человека, из оркестра им.С.М.Кирова 7 чел. и оркестра Радиокомитета 14 человек."
Элиасберг: "Было решено после короткого совещания, просить Ходоренко - председателя Комитета по городской трансляционной сети -несколько раз в день давать объявление: "Радиокомитет совместно с управлением Культуры просит всех граждан Ленинграда, умеющих и желающих играть в симфоническом оркестре, пройти регистрацию для получения работы по специальности, ежедневно с такого то часа по такой то час." Судя по воспоминаниям гобоистки Ксении Матус (1916-2001), это объявление стало звучать по Радио незадолго до её зачисления в штат Оркестр 20 марта 1942г.
Объявление на Радио во второй серии сериала о наборе музыкантов показано, как и сам набор. Снято все это отлично.
Но только перед этим объявлением создатели сериала внедряют в оркестр лейтенанта НКВД Серегина, который занимается штучным поиском музыкантов. Приходит лейтенант в кино и к Гале Ершовой.
Настоящая Ершова никакого Серегина из НКВД не помнит и не знает. "Я, - Лелюхина Галина Федоровна, в прошлом Ершова, до Великой Отечественной войны училась в музыкальном училище им. Мусоргского по классу флейта. Когда началась война, я, как патриот, пошла работать на завод им. Молотова. В 1942г., в марте, придя с работы домой, а работала я на Петроградской стороне, куда был эвакуирован завод, жила я на Лиговской ул., д.235, - и вот такой конец приходилось ходить, пешком, голодной и изнуренной, - я вдруг услышала шипение репродуктора, а радио в то время не говорило (большую часть времени - О.Д,), и диктор объявил, что все музыканты, оставшиеся в живых, должны прийти в Дом Радио и зарегистрироваться. Я не отдыхая, взяла флейту и еле-еле пошла, у меня была сильная цинга и дистрофия. В Доме Радио меня зарегистрировали и зачислили в симфонический оркестр, которым руководил Карл Ильич Элиасберг" (Из книги Е.Линд "Седьмая")
Молоденькая Галина Ершова (1921-2012) в 1942г. была еще не очень опытным музыкантом, она не была солисткой. Солировали в 1942г. мужчины флейтисты. Тем не менее Елизавета Боярская (ее собирательная роль Веры Преображенской одна из основных ) играет соло на флейте, причём сама на съёмках. Откуда такая звучная фамилия? В блокадном Ленинграде выступала певица Софья Преображенская (1904-1966), друг Элиасберга, у неё была дочь Верочка.
А сам #Элиасберг что-то долго доходит до мысли, что для набора музыкантов нужно не НКВД, а объявление по Радио. Перед объявлением по Радио в сериале мы видим трамвай на улицах Города, который пустили 15 апреля 1942г. А на Радио видим и слышим поэтессу Ольгу Берггольц, вернувшуюся из Москвы в Ленинград 20 апреля 1942г.
И видим затем ещё 4 "калик музыкантов" оркестра, которые в ожидании прихода пополнения ждут спецпайка в огромной комнате с камином.
Кроме того, мы слышим бред сценаристов о том, что НКВД волнуют несчастные музыканты, поскольку они, видите ли, допущены к Радиовещанию! Эти занимательные выдумки добавляются к "киношной жертве" НКВД жене Элиасберга - Надежде Бронниковой.
Жили музыканты всю зиму на казарменном положении в Радиокомитете, но на этом их допуск к Радиовещанию заканчивался, если не считать прямой трансляции музыкальных выступлений. Чего не сделаешь ради интриги с НКВД в кино! Только вот первый концерт оркестра состоялся ещё 5 апреля 1942г.!
Из дневника скрипача оркестра Радиокомитета Маргулиса: "С 23-го марта, когда у меня кончились карточки на хлеб и крупу, вдруг нам дали спец. столовую, где я и обедаю до сих пор без карточек."
Продолжение следует
Подборку очерков по военным фильмам на моем канале смотрите здесь. Смотрите обзоры по историческим фактам в фильмах на Друг Истории
Подборку по блокаде Ленинграда см. на Друг Истории здесь
Познавательна ли статья? Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал анализа и Истории. Признателен за поддержку
Олег Душин, журнал №80 Друг Истории, анонсы публикаций - Tелеграмм канал Друг Истории.