Превед, вышивальщеги! А как еще я должен вас приветствовать, если сегодня начинается сборник, посвященный различным катаклизмам и попыткам выжить в них? Правда, произносить я это должен, сидя за столом в бункере, занимаясь чисткой автомата Калашникова под идущий по старенькому ноутбуку «High school of the Dead», а за моей спиной фоном должны стоять стеллажи с коробками тушенки, круп и прочими полезными вещами. Но, увы, с реквизитом не срослось. Тем не менее, не буду изменять традиции, и сперва, поскольку я и сам являюсь пациентом 151 палаты оружейного форума guns.ru, а именно раздела «Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях», немного истории. Сильно вдаваться в историю самого движения выживальщиков (они же сурвайверы или сурвивалисты) не буду, а то, боюсь, не смогу вовремя остановиться, так что поисковик в помощь. Стоит отметить, что, так или иначе, предрекали конец света и по своему готовились к нему большинство уважающих себя религий и сект. Движение же в настоящем его виде зародилось в Америке как реакция на ядерную угрозу со стороны злых русских, то есть Советов, приправленная советами правительства США населению самостоятельно готовиться пережидать удар, последующие за ним катаклизмы и вторжение иванов путем устройства убежищ и запасания продуктов, оружия и прочих полезных в хозяйстве предметов. Американцы же сформировали принцип TEOTWAWKI – «The End Of The World As We Know It». К нам движение пришло в двухтысячных. В Союзе была уверенность, небезоснавательная, что население защитит родное государство, в девяностые как-то большинству больше думалось о выживании здесь и сейчас, чем во время мифического армагеддона. Впрочем, вспоминая цикл передач «Следствие вели», об одном советском выживальщике там упоминали. Собственно, сурвайвер или преппер - человек, в той или иной степени готовящийся к тому, что привычная жизнь может резко поменяться в худшую сторону. А уж что это будет - марсиане прилетят, родная планета орбиту изменит, прапорщик Сидоров нечаянно на пульт управления сапог поставит или его коллега за океаном туда же стаканчик кофе разольет, а по другую сторону не поймут шутки и решат - гулять, так на все ракеты... Или же банально с работы уволят (или безработица накроет все население). У каждого свои тараканы. Но среди представителей движения есть как на голову отбитые, кричащие на каждом углу «The end is near», так и вменяемые умеренные люди. Ну и диванные эксперты никуда не делись, разумеется.
Честно говоря, не помню, когда точно заразился я сам. Кажется, это был предпоследний курс специалитета. Хотя еще до того в голове временами всплывали сопутствующие вопросы. Как я к такому пришел? Это еще страньше, поскольку началось все с идеи построить какой-нибудь шушпанцер. Но, поскольку просто так я что-то делать не могу, то для этого потребовалась какая-то идеологическая база. Которая в итоге, под воздействием прочитанной литературы и фильмов, в частности «Дрожи земли» и присутствующего там Берта Гаммера, выкристаллизовалась в идею подготовки к концу света. Самыми вероятными из которых я видел описанное в «Мародере» - анархия и «Черном дне» - ядерный удар и последующая зима, сопровождающаяся все той же анархией. Плюс мое хомячество так же требовало выхода. Да, сейчас острая стадия болезни уже прошла. Бункер на даче я так и не дорыл, да и сильно переоценил имеющиеся тога финансовые возможности. Сейчас на его месте огурцы растут. Впрочем, если все сложится, ненадолго. Да и идея загонять себя под землю при детальном рассмотрении оказалась тупиковой. Но мысль завести себе ДОТик в деревне не отброшена совсем. Просто откорректирована. Драпнабор, или тревожный чемоданчик, так же признан нерациональным решением - не с моим семейным составом, а эвакуироваться одному - как то не комильфо. «Конец света - праздник семейный», как говорила Мардж Симпсон. Но иметь запас продуктов на полгода - год, как и необходимых лекарств - вполне здравое, как мне кажется, решение, вне зависимости, верите вы появление в ближайшее время огненного гриб на горизонте или нет. Впрочем, с учетом нагнетаемой истерии, мне все больше кажется, что пора тушенки докупить.
Если же захотите что-нибудь почитать, то посоветую уже упомянутые «Мародер» Беркема аль Атоми и серию «Черный день» Алексея Доронина, не по разу мной прочитанные. Как по мне - наиболее приближенные к реальности книги без всяких мутантов и аномалий, написанные хорошим на мой неискушенный взгляд языком, с хорошей историей, в которой не приходится вычленять на фоне шелухи хоть что-то интересное. Если же отходить от художественной литературы к теории и практике, то могу посоветовать уже упомянутый 151 раздел форума guns.ru, довольно подробно разобранный там и раскритикованный «Метод Кошастого» и рассказ человека о том, «как он и его клан выживали в течение года в городе с населением в 60000 во время войны в Боснии в 1992 году». А вот в плане поиграть мало что могу посоветовать, поскольку к тому времени уже отошел от одиночных игр, о чем рассказывал в игровой ностальгии перед Новым годом. Впрочем, приятные воспоминания от упомянутых там «Мародера» и «This war of mine» никто не отменял.
Что же касается аниме, то, с одной стороны, сюжет, в котором в мир или отдельно взятое место пришел северный пушной зверек - немало. Но обычно основные события происходят какое-то время спустя, когда окружающие уже приспособились и привыкли к новым условиям. А вот поведение в первые часы или дни после катастрофы на экране увидишь не часто. Тем не менее, с моего погружения в мир аниме я успел посмотреть десять (и даже чуть больше, но ограничимся пока ими) произведений, происходящее в которых можно охарактеризовать как «Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях». И открывает эту подборку аниме «Выжить на необитаемой планете». Но прежде чем продолжить, напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.
Сборник 3. Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях в аниме. № 1 Аниме «Выжить на необитаемой планете»
Аниме «Выжить на необитаемой планете» или «Mujin Wakusei Survive» основано на оригинальной идее, уместившейся в пятидесяти двух сериях, и выходило в период 2003 – 2004 годов. И на первую строчку оно попало не за примитивность или минимальный состав элемента выживания, а исключительно из-за объема, поскольку относительно спокойный период после новогодних праздников – единственный ближайший, когда я смог его нормально пересмотреть.
Но не будем о грустном, тем более что и сам сериал начинается мрачновато – с катастрофы на какой-то космической станции, расположенной непонятно на какой планете или ином куске суши в космосе, на которой в самом разгаре авария. Взрывы, вызванные ими пожары и разрушения, вой сирены. И мужчина, добравшийся до спасательной капсулы. Засунув в нее дочь и ее робота-компаньона, сказав пару напутственных слов на прощание, он запускает капсулу в космос, а его самого поглощает пламя очередного взрыва. И после openinga нас переносят на шесть лет вперед, а все виденное ранее оказывается приснившимися Луне воспоминаниями о безрадостном детстве. Впрочем, грустить ей некогда, поскольку, как оказывается, она уже опаздывает. Немного попрепиравшись с робокошкой и быстро приведя себя в порядок (местные технологии мне чем-то напомнили «Джетсонов»), Луна спешит в свою новую школу. И ее первый день оказался весьма насыщенным. Попала на карандаш главе школьного совета Минори, завела знакомство с девочкой-изгоем Шарлой, поцапалась с местным мажором Говардом и встретила еще несколько примечательных личностей. Знакомство с которыми продолжилось и после школы, вылившись в весьма напряженную, но разрешившуюся благополучно, кризисную ситуацию. Параллельно нам вкратце рассказывают историю мира. О бурном росте космических технологий, о расселении человечества по планетам и другим небесным телам, и о плачевной участи Земли, зелени на которой не стало от слова совсем. А так же сообщают, что через неделю весь класс отправляется на космическую экскурсию.
Собственно, неделя в школе пролетела где-то за кадром и, немного потоптавшись в общественном транспорте, Луна оказывается в космическом порту. Класс делится на группы. И Луна попадает в группу, возглавляемую Минори, куда, как сказал Шинго, собрали всех проблемных детей. Иными словами – всех ранее встреченных одноклассников Луны, ну и ее саму. И наслаждаться бы ей спокойно космическим полетом, но корабль внезапно попадает в сильнейший гравитационный шторм, и, пока команда старается выбраться из ловушки, пассажиры спешат согласно инструкции занять места в спасательных челноках. Возглавляемая Минори группа – тоже. К счастью, капитан попался опытный, да и корабельный ИИ не зря энергию получает, и транспорту удается сбежать из аномалии, совершив прыжок. Чего не скажешь о шаттле с Луной и остальными – челнок в последние секунды перед прыжком внезапно отстыковывается от корабля и улетает как раз в гравитационный шторм, где их перерабатывают на фарш космические силы. Все, расходимся. Аниме – 10 из 10 за озвучку робокошки… Простите, не смог себе отказать. Видимо, пересмотрел Металлиста. Нет, конечно. Спасательный челнок благополучно пролетев через шторм, оказывается на орбите неизвестной планеты и так же благополучно, насколько это возможно в ситуации, когда автопилот отказал, половина приборов сгорела, а за штурвалом – Луна, выполняющая команды своего робокота, приводняется на нее. К счастью для семерых школьников будущего, довольно похожую на Землю в плане климата, состава атмосферы и так далее. И у меня невольно всплывает аналогия с «Прометеем». Вот только если колонисты в фильме сами, просто по фану, поперлись на неизвестную планету, наплевав на сверхважную миссию, а по приземлению пошли гулять по ней в ушанках и буденовках… Не хватало только чекиста с наганом в костюме замкнутого цикла, гонящего этот штрафбат на убой. Но они и сами справились. То в аниме особого выбора у ребят не было – челнок практически сразу попал под воздействие гравитационного поля планеты. А по приземлению о первом, о чем подумали пришедшие в себя, прежде чем выйти наружу – пригодна ли для дыхания атмосфера? Впрочем, запоздало, поскольку воздух и так уже поступал через разошедшиеся швы корпуса. И прежде чем кратко рассказать о жизни, а вернее выживании группы школьников на планете на протяжении оставшихся сорока девяти серий, поговорим о персонажах.
Главная героиня – четырнадцатилетняя девочка Луна. Восемь лет назад от лучевой болезни умерла ее мама, еще через два года, чему мы стали свидетелями в самом начале, погиб отец. В настоящее время живет под присмотром довольно развитого робопэта Чако. Причем уже с первого знакомства предстает в довольно хорошем свете. Да, в школу проспала, но попала в нее благодаря полученному гранту, то есть талантами не обделена и от работы не бегает. Да и школа не простая, с учетом того, кто в ней еще учится. Мечтает, как и отец, стать специалистом по планетарному заселению и терраформированию. За словом в карман не лезет, всегда готова придти на помощь слабому и не пасует перед трудностями, насколько бы опасной ситуация ни была. В общем, умница и красавица. Вскоре после приземления остальные, по совокупности личных качеств, выбрали ее лидером, с обязанностями которого она более или менее справляется на протяжении всего времени пребывания на планете. Как и с ролью громоотвода или, скорее, маяка для остальных, помогая ребятам справиться с их внутренними проблемами, страхами и сомнениями. Помимо этого Луна обладает некой силой, слыша чей-то голос, который выручает ее и остальных в самые опасные моменты и является катализатором для более глубокого изучения острова, на который приземлилась команда.
До смены руководства, группу, как и на корабле, возглавляла Минори – глава школьного совета, дочь члена планетарного правительства, если не самого губернатора. Всегда действует по правилам. Вследствие влияния строгого характера отца, очень редко проявляет свои эмоции, спокойна и сдержанна. Если честно, не припомню, чтобы она за все время на кого-то повышала голос. А если и повышала, случаи можно пересчитать по пальцам. Этакая Гермиона Грейнджер, или, если прибавить к ее образу любовь играть на скрипке, которую, я об инструменте, она сохранила на всем протяжении пребывания на планете, Кортни из франшизы Total Drama. По крайней мере, ее первоначальная версия. Но не суть. Один из голосов разума группы, зачастую удерживающая остальных от опрометчивых шагов или, по крайней мере, озвучивающая отличный от большинства взгляд на проблему. Впрочем, порой, наоборот, Минори проявляет излишнюю осторожность, что, послушай ее группа, могло бы привести к плачевным последствиям. А вот зачем ее устами предложили оставить найденного ребенка на месте, я так и не понял.
Еще один персонаж с непростыми родителями – Говард. Пользуясь положением отца и зависимостью от него окружающих, использует это для давления на одноклассников. Ну и любовью к выеживанию не обделен. Стоит ли говорить, что именно он и стал причиной отстыковки челнока? Поскольку только попав на борт, тут же сел в кресло пилота и стал бездумно жать во все кнопки. Среди которых оказалась и та самая, большая и красная. Думаю, говорить о том, что на планете он был одним из самых бесполезных людей, не стоит. Страдая синдромом штурмовика, по приземлению высадил в подвернувшуюся зверушку весь заряд лазерного пистолета, зацепив ее только единожды. Постоянно ноет и регулярно создает окружающим проблемы. Крадет еду, сводит на нет многодневные усилия остальных по постройке душа, покидает воронье гнездо во время вахты, идет на переговоры с бандитами, после которых остальным приходится его вытаскивать из плена, срывается на товарищей… Впрочем, все же смог найти в себе силы наконец признаться, что в случившемся виноват именно он, да и под конец истории рискнул своей жизнью ради спасения Шарлы.
Самой миролюбивой из прибывших на планету является Шарла. До появления Луны в школе друзей не имела, была избегаема остальными, этакая серая мышка. Соответственно, и самооценка у нее была ниже плинтуса. Чего не скажешь о ее весьма ярком внутреннем мире. Впрочем, под влиянием Луны, начала верить в свои силы. Попав на планету, была вынуждена меняться еще быстрее, поскольку любовь ко всему живому с методами выживания оказывается несовместима. С другой стороны, временами именно Шарла заряжает остальных позитивом, когда они уже повесили нос и не знают, куда двигаться дальше. И даже закосплеила одну сцену из «Чужих». Правда, вместо королевы чужих противостояла ей группа преступников.
Младшим по возрасту и, одновременно, самым технически грамотным среди потерпевших крушение, является Шинго, оказавшийся в одном классе с ребятами, перепрыгнув два класса школы. И так же получивший несколько грантов. Впрочем, на необитаемом острове его навыки сперва нужны не сильно, и ему, как и Шарле, приходится приспосабливаться к первобытным условиям работы. Впрочем, не без успеха. Впоследствии на пару с роботом разработал конструкцию дома, который разместили на большом дереве. Да и что такое простейшие механизмы вроде блока быстро вспомнил и приспособил к работе, собрав их из деталей разбитого шаттла. Чуть позже старался починить передатчик, что бы послать сигнал SOS – увы, безуспешно. Зато в исследовании высокотехнологичных руин пребывавшей ранее на планете цивилизации вместе с Чако преуспел. Первый прилет корабля на планету – в основном их заслуга.
Помочь им в этом вполне бы мог Каору, до перевода в школу Луны обучавшийся в какой-то академии на пилота. Из которой ушел после одного инцидента. И нет, его замкнутость от окружающих не следствие этого. Волком одиночкой Каору был всегда. А вот то, что шаттл на планету сажала именно Луна, а он даже не обмолвился о своих навыках пилотирования, скорее всего – да. Впрочем, не смотря на молчаливость и отстраненность, к выживанию на планете Каору подготовлен едва ли не лучше остальных. В целом логично – наверняка в программу подготовки входил и этот раздел.
И если Каору, предположительно, получил знания о выживании из специфической школьной программы, то источником знаний для Белла стал его богатый опыт проживания вместе с семьей на не самых приятных в климатическом плане космических телах. Например, Плутоне. И пример отца, что сыграет существенную роль в сюжете. Однако, если подготовки и опыта ему хватает с лихвой, то внутреннего стержня недостает. Поэтому в школе был вынужден терпеть все нападки Говарда. С другой стороны, терпеть этого придурка ради семьи тоже требует определенной силы воли, пусть и выглядит со стороны не в лучшем свете. Впрочем, попав на планету, меняется, и смог дать мажору отпор. При этом является автором двух вполне здравых жизненных уроков мультфильма. В экстремальной ситуации не важно, как ты стараешься, важен результат. И то, что если остальные не слушают твоего совета, но ты уверен, что так и надо, все равно делай это, как бы остальные к этому не относились.
И последний в нашем списке, но не по полезности – робот-котэ Чако, местный аналог кота Матроскина, которую так же не обделили своей историей, поскольку к Луне, как раз в тот период переживавшей потерю матери, она попала, едва не померев в мусоросжигателе, будучи спасенной отцом Луны. Так что можно будет наблюдать пусть и простенькую, но довольно интересную историю налаживания их взаимоотношений. Ну и не будем забывать, что последние шесть лет она заменила Луне семью, присматривая за ней. Что говорит и о серьезном софте этой игрушки. Разные функции вроде набора датчиков, инженерной и так далее баз – это одно, но ИИ, создавший полноценную личность, способную воспитывать ребенка. И не только способную, но и достаточно надежную, что бы местная ювенальная юстиция это одобрила.
О найденном группой на острове инопланетном мальчике Алдураме Гьете, которого они для простоты назвали Адамом, механике Порте, появившемся на планете одновременно с бандитами и других немногочисленных (планета все же необитаемая) персонажах говорить особо не буду. Хотя должен отметить интересное развитие взаимоотношений между Минори и Адамом, а так же влияние Порте на всех ребят. Причем даже механика своей трагичной историей не обделили.
И вот с одной стороны, кажется, что жаловаться на персонажей, за исключением Говарда, и их подачу нет причин. Каждого наделили собственным характером, за немаленький хронометраж рассказали об их прошлом, показали, как и почему у них сформировался характер и привычки и как они поменялись с течением времени. На разные жизненные невзгоды на планете ребята так же реагируют по-разному. Но… Не знаю, хотелось, наверное, более значимых изменений или, вернее, ситуаций, показывающих это более четко и ясно. Например, Минори. Согласно заветам отца, всегда «стоит в стороне от простых людей, чтобы направлять их, когда стадо пойдет по неверному пути». Но после нескольких разговоров с Луной немного меняется, становится менее надменной или более приветливой и открытой, что ли. Однако почему бы не показать порочность ее подхода более ярко? Ведь именно в то же время она пошла на поиски еды. Точнее – разорение птичьих гнезд, которые пернатые устроили на отвесной скале. И что делает примерная папина дочка? Лезет одна вверх, без страховки, не предупредив никого, куда точно пошла. И едва не гибнет несколько раз, пока не достигает цели. Да, нам показали, что помимо наставлений отца она вспомнила еще и слова уже погибшей матери. Что надо выкладываться на полную… И они оказались более к месту. Но почему бы не показать всю порочность ее отстраненности? Не загнать ее в патовую ситуацию, когда она без посторонней помощи ни слезть, ни подняться уже не сможет? И тут ее находят беспокоящиеся о подруге остальные и помогают выбраться? Как мне кажется, вполне поучительный бы эпизод получился. Или Говард. Сколько раз он создавал проблемы? И его ни разу не осадили. Вернее, говорили то ему все, что о нем думают, постоянно, но слова на этого уникума не действовали никак. И никто его не припугнул с позиции силы? Ладно, девочки и Шинго на это бы не пошли. Хотя относительно Минори все же не был бы так уверен. Но Каору… Наиболее серьезный из группы, которого Говард реально побаивается. Нет, пару раз он злобно на него зыркнет, и все. Не говоря уже о том, что он не отобрал у Говарда пистолет, как только тот его нашел. Думаю, просчитать, что это идиот может натворить с оружием, вполне было по силам. Да и заряд мог бы вам пригодиться. Или Белл. Да, он, как и остальные, стал увереннее в себе, но вот настоять на своем мнении так и не смог. С другой стороны, урок «делай то, что должен, не смотря на мнение окружающих» тоже вполне работает. Но хотелось все же увидеть его и в другой ситуации тоже.
И вот так, постепенно меняясь под влиянием обстоятельств и окружающих, школьники переживут довольно много интересных событий, которые можно разбить на пять больших арок. Сперва они будут просто выживать на неизвестной планете, приспосабливаясь к жизни в первобытных условиях. Чуть позже получат возможность выяснить тайну приютившего их острова, что даст им шанс, в конце концов, вернуться домой и пополнит их компанию вышедшим из анабиоза молодым представителем жившей здесь ранее расы. Адамом. Впрочем, отправленный таки сигнал SOS обернется приземлением на планету трех головорезов, с которыми героям предстоит сразиться. К сожалению, в процессе свой шанс вернуться домой или, по крайней мере, убраться с планеты, ребята теряют. Потом вспоминают о еще одной возможности, что требует от них пересечь океан. Что они благополучно и делают, попадая на материк, где постепенно узнают историю приютившей их планеты. Однако прежде чем поделиться впечатлениями от приключений восьмерки на большой земле я проанализирую остальное произошедшее с ними.
И сперва о плюсах. Первая часть, полностью посвященная выживанию, смотрится довольно здраво. Добыча огня, сбор пищи и воды, изготовление орудий труда, таких как пила, из обломков шаттла, и простеньких удочки, копья, лопаты, ножей и топора из подручных палок, камней, костей, лиан и прочих даров природы. Не забывают и о картографии. Справившись с первичными потребностями, группа не стоит на месте. Под влиянием обстоятельств переезжает ближе к воде, строя уже упомянутый дом на дереве. Причем первая его итерация, на которую было потрачено приличное количество сил и времени, не выдерживает и рушится. И приходится делать вторую, уже из обломков разбитого шаттла. И довольно удачно группе удается приручить, или, по крайней мере, заручиться поддержкой, местного животного, схожего со слоном. С рогатым слоном. Им и куски обшивки таскать получилось, и на дерево их же затащить с помощью системы блоков и слонопотама смогли.
Меняются постепенно и методы добычи еды. Полностью отойти от собирательства группа не смогла, но рядом с домом у озера начала возделывать грядки, огородив их забором. Арсенал для охоты и рыбалки постепенно расширяется. Каору для ловли рыбы соорудил ловушку, и группа смогла запасать ее впрок, высушивая и засаливая. А Белл озаботится добычей соли из морской воды. Причем процесс будет показан пусть не очень подробно, но заинтересовать кого-нибудь из юной аудитории сериала сможет. Позаботились и об удобствах. Сделали посуду, развитой очаг, масляную лампу и прочую полезную утварь. Соорудили отдельный туалет типа «сортир» в стороне и чуть позже – достаточно подробно покажут строительство душа. Причем упомянут связанные с его отсутствием проблемы с личным пространством. Хотя использование в виде резервуара мешка какого-то хищного цветка все же несколько странно. Мертвая органика по идее должна быстро приходить в негодность. Что еще понравилось, что не смотря на постоянно меняющиеся условия и новые обстоятельства, с которыми сталкивается группа, о пополнении своих запасов они никогда не забывают, и этим ребята будут заниматься на всем протяжении сериала, не отодвигая этот аспект выживания на задний план.
С наступлением зимы построили еще одно убежище – тот самый случай с Беллом. Когда он с самого начала похолодания предупредил о такой необходимости, но Минори убедила остальных (впрочем, они и сами желанием не горели и на идею товарища сразу смотрели со скептицизмом), что более актуально запасать провиант, и не факт, что температура опустится до совсем уж низкой. Тем не менее, Белл взялся за работу сам, и к тому моменту, как необходимость этого осознали остальные, на пару с Каору (тот еще и охотиться успевал) сделал половину работы. И что сказала Минори, если ее правильно перевели, когда устройство убежища закончили уже совместными усилиями? Мы славно потрудились. Ага, «мы», блин. Хоть бы спасибо сказала сыну пролетария, что он спас твою изнеженную тушку от незавидной участи. Но нет, слов извинения мы от нее не услышим. А стоило бы. К холодам так же запасли дрова, соорудили снегоступы, припасли зелень и для прирученного слонопотама Пагу. Правда, я сомневаюсь, что при минусовой температуре в буран они могли спокойно разгуливать в своей привычной одежде, всего лишь накинув плащи, сшитые из обивки сидений шаттла, без нормальных шапок и рукавиц. Мне кажется, единственное нормальное восприятие и реакцию на холод я видел только в «Юго-переговорщике» и «Крыльях спасения».
Впрочем, опасность несет не только ландшафт и флора, но и фауна. Практически сразу по приземлению группа будет вынуждена держать оборону в шаттле против гигантского морского змея. Эпизод получился довольно напряженный и интересный. На острове же они убьют напавшего на лагерь ящера и придавят камнем гигантского краба. А чуть позже будут вынуждены вступить в противостояние с группой бежавших бандитов, откликнувшихся на сигнал о помощи. И, с одной стороны, получилось весьма неплохо. Детишки, прекрасно осознавая разницу в силе и опасность, стараются не вступать в открытый бой со взрослыми противниками, предпочитая прятаться и устраивать ловушки. А если все же пришлось выступить лицом к лицу, то тщательно продумывают план действий. С другой стороны, к образу самих бандитов есть большие вопросы. Нет, они получились довольно серьезными, чувствуется исходящая от них опасность, в их обещания в стиле «живые позавидуют мертвым» вполне веришь. Да и действуют они весьма целеустремленно и грамотно. Но все же некоторая карикатурность и шаблонность присутствует. Встают в картинные позы, медлят, прежде чем нажать на курок, пока в них не запустят булыжник и так далее. Про сцену с мультяшно пятящейся при его упоминании ящером я вообще промолчу. Да, забавно вышло, но не очень к месту.
Подводя итог вышеизложенному, в целом все действия ребят обоснованы. Особенно с учетом возрастного рейтинга. Однако не могу не пройтись и по недостаткам, или, скорее, упущенным возможностям и огромным роялям в кустах, на которые герои постоянно натыкаются. И начнем, наверное, с замечательного состава команды выживших. Мало того, что Каору, Белл и Луна что-то знают о выживании, так еще и Минори, как оказывается, в справочнике по руководству коллективом встречала выдержки из памятки скаутов, посвященные ориентированию на местности и прочим полезным вещам. И это не считая Чако, которая разом снимает с мясных мешков кучу проблем по выживанию. Котэ и алгоритм посадки подскажет, и химический анализ состава воздуха выяснит, и еду на наличие токсинов проверит, и с расчетами и инженерным делом вообще поможет. Правда, не могу не процитировать Красного Циника, что утверждение об отсутствии токсинов и ядов «лишь означает, что тут нет известных вам токсинов». Однако, даже если не брать во внимание наличие такого помощника, не могу не отметить большое количество моментов, когда все заканчивалось благополучно только благодаря воле сценаристов. Каору, паркурящий вниз по каменной россыпи, покрытой снегом. Несколько подъемов по отвесным скалам без посторонней помощи и страховки. Падения. Встреча с хищным цветком, который парочку пришельцев запросто поместит в свой желудок. Причем то, как на него наткнулись и спровоцировали – отдельная история. Под ноги на неизвестной планете в принципе смотреть не надо, видимо. Или, например, вы гонитесь за добычей, но внезапно находите след из костей. Тут явно погибло не одно животное, а естественных причин для этого как-то не наблюдается. Ваши действия? Конечно, пойдем вперед, вдруг местный кенгуру нас за тем обломком скалы дожидается… Дожидается – в пасти ящера. В общем, если бы за сюжет взялись авторы «Семи семян», населения острова, даже не смотря на наличие Чако, быстро как минимум уполовинилось бы. И это если не брать во внимание такие мелочи, как отсутствие насекомых и просто феноменальное здоровье школьников будущего. За все время пребывания на планете относительно серьезно заболела только Луна и, ближе к финалу, Адам. А, еще несколько раз лазерными лучами по касательной заденет руку Минори. А ведь это неизвестная планета. Для ее микроорганизмов и вирусов иммунитета у прибывших быть не должно. Ну и одежду, конечно же, все семеро сменят только в финальной серии, когда полетят домой. При этом материал у них был. Иначе как бы они пошили костюмы для театрально представления во время плавания? То, как быстро Чако и Шинго, а потом и Порте, разобрались в инопланетных технологиях, оставшихся от предков Адама, я вообще молчу. Как и про хаотичное тыканье на неизвестные кнопки на непонятном пульте управления всем составом. А если среди них была бы запрятана система самоуничтожения планеты или, хотя бы, того помещения, где вы находитесь?! Но это часть комментаторов списывали на любопытство школьников. В целом, справедливо. В дальнейшем осведомленность ребят в технологиях аборигенов немного сглаживается знакомством с местным роботом Тако, довольно раздражающим малым, появляющимся в последней арке.
К которой и переходим. В ней мы узнаем, что на планете настала экологическая катастрофа, и ее жителями был запущен процесс терраформирования с целью исправить положение. Большинство населения на это время эвакуировалось на космических кораблях в поисках еще одной планеты, которую так же можно было бы заср…, гм, колонизировать. Забегая вперед, судя по всему, не нашли. Что с этого момента прошло уже около тысячи лет… И вроде бы природа восстановилась, но где тогда все? Элементарно, Ватсон. Когда процесс показал положительную динамику, ИИ системы терраформирования, как это обычно бывает, в рамках программы решил для сохранения восстановленной окружающей среды выпилить еще и аборигенов. Что ему и удалось. И вот с этим тысячелетним ИИ, имеющим армию дронов, семеро подростков, нет, тогда уже восемь, и один робокот будут успешно бороться. Каменными ножами, копьями и стрелами крошить дронов, постоянно убегать от них, а в итоге уболтают главный процессор изменить свое решение и доверить им решить проблему спасения планеты от вернувшегося гравитационного шторма… Серьезно? Их надо переговорщиками к Скайнету направить. После пары минут общения тот начнет штамповать поней и радугу и станет лучшим другом детей. В общем, количество роялей в кустах в данной арке зашкаливает, и до сего момента более или менее нормальный выживач превращается просто в детский мультик. С клише «мы тебя не бросим», «помирать, так всем вместе», с разговорами о силе дружбы, сердце и так далее. Причем рассуждает об этом в немалой степени сам ИИ. Тут могу только предположить, что тысяча лет без диагностики и профилактики серьезно сказались на его умственных способностях. Не говоря уже о том, что как только герои решили проблему с гравитационным штормом, буквально в ту же секунду на планету вернулся покинувший ее тысячу лет назад флот. Словно до этого он за соседней планетой прятался и, жуя попкорн, наблюдал за разворачивающейся в космосе битвой за будущее планеты. Гениально. В общем, не могу сказать, что финал откровенно слит, но такой поворот со слишком большими допущениями, вроде странного ИИ и многократно, на несколько порядков, возросшими силами Луны, мне не очень понравился. Да, для юной аудитории зайдет, скорее всего, на ура. Я же предпочел бы более приземленное, выдержанное в темпе предыдущих событий, завершение истории. Немного сглаживает впечатление наличие эпилога с повзрослевшими героями. Но и тут не могу не поворчать. В своем видеособщении Луне Минори упоминает, что хочет получить пост в правительстве и внести предложение о торговле с расой Адама. То есть за десять или около того лет попытки наладить отношения с первой встреченной разумной расой, технологии которой как минимум не ниже ваших, предпринято не было?! У вас там что, сороковое тысячелетие, что бы запрос только несколько десятилетий до адресата в соседнее здание шел?
Так, о чем-то я забыл упомянуть… Ах да, фансервис. Его, разумеется, нет. От слова совсем. Возраст героев ограничивается 12-16 годами, и нарисованы они именно детьми, без всяких гипертрофированных частей тела. Да и всякие сопли про любовь-морковь, к счастью, свели к единственной серии ближе к финалу. Но и там, с учетом возраста участвующих, реакция вполне естественная и скорее имеет вид ностальгии. Да и Луна на откровения Белла прореагировала здраво и по-взрослому. А вот подслушавший это Говард… Белл, вот тут припечатать ему по лицу за слишком длинный язык было бы в самый раз.
Вот теперь все. И раз с повествованием закончили, переходим к технической части. Рисовка приятная и яркая, пусть и зачастую довольно простая. И, как бы сказать… не складывается впечатления, что я смотрю именно аниме. Просто хороший мультфильм. С простеньким, но вполне уместным, музыкальным сопровождением. Довольно бодрый opening изменится только в тридцать седьмой серии, и то только частично. И вполне обоснованно – в связи со сменой места действия. На пополам каждую серию разделяет незамысловатая игра в пятнашки 3х3, из которой складывается какой-нибудь предмет. Смотрел в озвучке AniDUB. Никаких вопросов, разве что в паре мест не перевели несколько фраз. А вот перед переводчиками снимаю шляпу – Чако первые четырнадцать серий изъясняется так, словно недавно откинулась из мест не столь отдаленных. Впрочем, в рамках приличий. Впоследствии, к сожалению, переводчик сменился и эта изюминка пропала. А жаль, смотрелась весьма интересно.
И самое главное достоинство этого мультфильма – честные 6+. То есть вы спокойно можете смотреть его всей семьей или ставить своим кактусам, что бы не отвлекали о каких-нибудь важных дел, не опасаясь какого-то негативного влияния. Хотя, 6+ ли? Давайте опять включу предельно придирчивого моралиста и блюстителя нравственности. Пойду по порядку. Сцену убийства кенгуру напрямую не показали. Обозначили – да, прокомментировав, что попав в ловушку, зверек получил травмы. И так же через мимику и жесты окружающих показав, как Белл добил его. За моральные терзания и метания присутствующих – отдельный плюс. И в следующий раз зверушку мы увидим уже в разделанном и жареном виде. Потрошение пойманной рыбы, если не ошибаюсь, так же показали один раз, и то вскользь. Да и кто ее на кухне в присутствие детей не чистил? Единственный зверь, которого убили в прямом эфире, был напавший на лагерь ящер. Но тут как бы ситуация обязывает. Да и иллюстрации из того же учебника истории охоту показывают весьма однозначно. Что же касается темы смерти… Гибель отца Луны и смерть Порте покажут, не акцентируя внимание на деталях. Троица же бандитов просто разобьется на корабле, крушение которого все будут наблюдать с большого расстояния. А трансляцию их последних секунд из рубки зрителям никто вести не будет. В общем, если не 6+, то 10+ точно, поскольку с поднятыми темами дети в этом возрасте уже хоть сколько-то знакомы, а само аниме не акцентирует на них внимание настолько, что это может травмировать детскую психику.
Подводя итог, «Выжить на необитаемой планете» - отличное доброе легкое аниме для семейного просмотра, которое подойдет как детям, так и их родителям, особенно если последние хотят как-то заинтересовать подрастающее поколение активным отдыхом и привить им бережное отношение к окружающей среде. Точно, а то ночью придет злой ИИ и укусит за бочок. А на слова, что мне не понравилась завершающая арка, не обращайте большого внимания. Все же мои тараканы весьма странные.
Заключение
На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.
Всего же в подборку «Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях» вошло 10 аниме:
- «Выжить на необитаемой планете;
- «Бедствие ли это?»
- «Остров гигантских насекомых»;
- «Гибель Японии 2020»;
- «Токийское восьмибальное»;
- «Коппелион»;
- «Семь семян»;
- «Доктор Стоун»;
- «Школа мертвецов»;
- «Девушки в последнем путешествии».
Очень надеюсь, что в связи с небольшой продолжительностью «Бедствие ли это?» успею выпустить обзор в следующую пятницу. Если нет, вас ждет новый выпуск «Одним глазком». А пока, если на канале вы впервые, можете ознакомиться другими публикациями. В частности, сборниками статей, посвященными оружию и боевым действиям в аниме и попаданцам-прогрессорам. Приятного чтения и до встречи через неделю.
#аниме #аниме обзор