Если вам повезло и с детства кто-то заставлял вас читать, чем привил вам любовь к литературе, вы скорее всего или стали снобом, или разочаровались в этом. К сожалению, третьего или не дано, или это такая же редкость как фанаты паучка от Тоби Магуайера в 2021 году. Но не вешайте нос, чтобы он от вас потом не сбежал, нацепив фрак (хе-хе). В нашей рубрике «Изучаем литературу с...» мы постараемся помочь вам лучше понять тот или иной литературный прием на примере чего-то нового и современного. В этой статье мы покажем как эпатажный Моргенштерн использует постмодернистский прием: отсылку - а также объясним, так ли этот прием прост.
Теория
В первую очередь нам надо понять, что такое интертекст или интертекстуальность. Для этого приведем цитату ученого словесности Барта: «Любой текст - это не закавыченная цитата». Короче говоря, что бы человек не написал - он это уже где-то видел, слышал или читал. То есть, представим человека в вакууме. Он, например, живет с грозным батей. Мы в вакууме, так что школы нет, друзей нет, соседей нет. Только условный грозный батя и все. После этого он читает, опять же условные, «Мертвые души» Гоголя. Смотрит он на Собакевича и думает: есть похожие черты с моим отцом. И задумывает он свою версию, «Медведевича» какого-нибудь. Берет частью свои впечатления и ощущения, частью наработки Гоголя. Получившаяся штуковина - по сути новое произведение. И то, что мы понимаем откуда взялся тот или иной образ, структура, слова, язык - и есть интертекстуальность.
Названий и типизаций отсылок, цитат и всего похожего очень много, но мы разберем основные. Цитата - это выдержка из какого-либо текста, чье-либо изречение, вставка видеофрагмента, аудиофрагмента, вольное изложение мысли, что-угодно. Она может подаваться с кавычками и упоминанием автора или без этого. Например: «Пушкин однажды сказал: “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей”» или «Как говорили классики, чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Отсылка - это любое упоминание текста, фразы, видео, аудио, мысли или чего-либо другого. Например: «Да, почитывал я как-то Ницше» или «А как вы смотрите на идею сверхчеловека?». Кстати, цитата - это тоже отсылка. Также отсылкой можно назвать и другие формы интертекстуальности. Например, пастиш или самоповтор.
Пастиш - это комплементарная пародия. То есть, это попытка воссоздать что-либо, но не с целью осмеять, а с целью выразить уважение. Ну, например кавер или ремикс могут быть пастишами. В литературе это выделить сложнее, но... Например, считается, что Гоголь в «Мертвых душах» пытался адаптировать «Божественную комедию» Данте, взяв оттуда структуру. То есть пытаясь повторить что-то, что ему кажется прикольным и классным, автор намеренно пытается воссоздать это в своем произведении. Что-то подобное можно увидеть даже в нашумевших мешапах из Тик-тока. Например, когда на Верку Сердючку накладывают тексты современных реперов или на Молчат дома накладывают Влада А4.
Ну и самоповтор. Самоповтор - это по сути отсылка к самому себе (к своему произведению). Это может быть цитата, это может быть пастиш - что-угодно. Например, камео Стюарта Ли в фильмах Марвел. Добрый старичок появляется во всех картинах в незначительных эпизодах. Он не влияет на сюжет, но является крупной отсылкой на авторитетнейшего создателя комиксов. Этот прием был придуман в первой картине условной «киновселенной” и начал использоваться во всех последующих фильмах как фирменная фишка.
На практике
Теперь постараемся найти все это в треках эпатажного репера. Начнем с того, почему Алишер в принципе можно назвать постмодернистом. На это есть несколько причин. Во-первых, он разделяет собственное творчество и себя самого. «Моргенштерн - это проект, а не я” - говорит артист. Таким образом, он отстраняется от авторства собственных выходок, клипов, треков, идей (не в плане, что это кто-то за него делает, а в плане что это делает Моргенштерн, а не Алишер). Также поступает и Набоков в «Лолите», и Умберто Эко в «Имя Розы», и многие другие постмодернисты.
Во-вторых, игра с слушателем. Например, в «Клипе за 10 лямов» примерно в середине композиции Моргенштерн заявляет, что Альфа Банк - это не рекламная интеграция. Весь клип - это и есть реклама. Ваш взгляд на увиденное переворачивается. Теперь вы смотрите на видео как коммерческий продукт, сравнивая его с кампанией других банков, а не с клипами других музыкантов. Примерно таким же приемом пользуется и Сорокин. Например, в «Настеньке» он показывает нам семью из 19 века. С любящими родителями аристократами, придворными, убранством и прочим. Однако уже к середине оказывается, что все эти люди каннибалы. Что в таком обществе норма отрезать конечности живым детям в качестве подарка друзьям. В общем, переворачивает наше представление, заставляя переосмысливать прочитанное.
Что же насчет отсылок? Это у нас будет в-третьих, Алишер собрал их почти все. Например, ремикс «Новой волны» с DJ Smash это пастиш, конечно. То есть он берет готовое произведение и из него делает свое, с уважением к первоисточнику. Что получается вполне самобытно. Причем Алишер показывает свою симпатию к треку Смэша не только бережным воссозданием «прототрека», то есть оригинального трека диджея, но и возможностью старичка тусовать в клипе. Сами подумайте, для Smash’a это серьезный буст в медиа-пространстве. Кроме того, несмотря на разнообразие вокального сопровождения, самоповторы у Моргенштерна тоже довольно интересные. Вспомните хотя бы ремикс «Crystal & МОЕТ». Почти точно такое же музыкальное сопровождение с другими артистами звучит интересно. В рамках маркетинга этот прием тоже сработал, ведь название Алишер не менял.
Помимо самоповторов в тексте (например, прием из «Клипа за 10 лямов», повторяющийся в «Дуло») у Моргенштерна можно найти и не совсем обычные отсылки. Например, скит из песни «Быстро» - вставка с новостного канала об успехе прошлого альбома «Легендарная пыль»- отсылает нас к событиям годичной давности, когда Слава Марлоу и Моргенштерн впервые сделали что-то вместе. Есть и визуальные цитаты. Вспомним обложки двух последних альбомов «Million Dollars». Цветовые решения и общая мысль разных образов артиста - явная отсылка на альбомы Скриптонита «Уроборос».
Вывод
Как нам кажется, почти у каждого современного артиста есть те или иные черты постмодернизма. Потому что культура у всех одна и влияет она на всех. Пиши в комментариях, какого своего любимого артиста или писателя и мы постараемся разобрать его приемы. А также, если тебе было интересно, не забудь поставить лайк и подписаться.