Найти тему
106,8K подписчиков

«Аллея кошмаров». Великолепный триллер, который слишком хорош для современного Голливуда

5,2K прочитали

Почему новый фильм Гильермо Дель Торо не получит никаких наград, хотя он явно сильнее «Формы воды»?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

20 января 2022 года до российских кинотеатров добралась «Аллея кошмаров» (Nightmare Alley) — первая полнометражная картина режиссёра Гильермо Дель Торо после «Формы воды» (The Shape of Water), завоевавшей в 2018 году «Оскары» за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Во многом новая работа мексиканца похожа на предыдущую: это мрачная драма с элементами триллера о людях и монстрах. Правда, если в «Форме воды» присутствовал мощный фэнтезийный элемент, то в «Аллее кошмаров» перед нами исключительно суровая реальность, и монстры здесь обходятся без плавников и жабр, что делает их намного-намного страшнее.

Новая картина Дель Торо является экранизацией одноимённого романа 1946 года, написанного американским писателем Уильямом Линдсеем Грешемом и год спустя получившего экранное воплощение, которое сейчас считается классикой нуара. В свежей версии «Аллеи кошмаров» мы следим за тем, как загадочный герой Стэн Карлайл (Брэдли Купер) прибивается к бродячему цирку, где производит хорошее впечатление на его хозяина (Уиллем Дефо) и находит себе наставника в искусстве «ясновидения» — престарелого пьянчужку Пита (Дэвид Стрэтэйрн). Быстро постигая азы обмана людей, главный герой соблазняет цирковую красотку Молли (Руни Мара) и уезжает с ней в Нью-Йорк, где добивается успеха со своим сольным шоу.

Если первая часть фильма это впечатляющий образец «цирковой» драмы, то в дальнейшем картина превращается в нечто вроде «Гражданина Кейна» (Citizen Kane) — эпос о взлёте таинственного и харизматичного персонажа к вершинам социального успеха. Правда, если герой Орсона Уэллса сам был представителем высшей американской элиты, то персонаж Купера проникает в неё в качестве наглого фокусника, плюющего на все моральные нормы и жаждущего избавить богатеев от лишних денег. Однако неспешная величественность повествования, его эпический размах и в то же время глубина тёмных бездн человеческой личности, в которые нас погружают создатели «Аллеи», не могут не навевать ассоциаций с Золотым веком Голливуда.

В фильме Дель Торо собран великолепный актёрский ансамбль, все члены которого, от солирующего Купера до появляющегося в финальной сцене Тима Блейка Нельсона, не дают зрителям оторвать взгляд от экрана. Развязка картины впечатляет не меньше, чем предшествующие два с лишним часа: здесь и тонкая психологическая игра, и грубое физическое насилие, доходящее до любимых режиссёром шокирующих степеней, и мощнейший закольцованный финал с бенефисом главного актёра.

Если «Форма воды» была в первую очередь романтической сказочной мелодрамой, то «Аллея кошмаров» — фильм взрослый и беспощадный, не пытающийся пожертвовать даже толикой художественной правды ради того, чтобы угодить зрителю. По всем параметрам новая картина Дель Торо — его главный успех за 15 долгих лет, со времён «Лабиринта Фавна» (El laberinto del fauno). Вот только подобающих такому моменту лавров мексиканский режиссёр не получит.

Брэдли Купер в фильме «Аллея кошмаров»
Брэдли Купер в фильме «Аллея кошмаров»

Увы, но в «Аллее кошмаров» совсем нет сексуальных, расовых и всех прочих меньшинств, за присутствие которых в «Форме воды» Гильермо и вручили позолоченные статуэтки четыре года назад. Вряд ли что-то светит и Куперу, несмотря на блестящую, полную тончайших нюансов перевоплощения актёрскую игру — и ровно по той же причине. Увы, но Золотой век Голливуда от Голливуда нынешнего бесконечно далёк, и теперь в Штатах чествуют исключительно фильмы вроде «Власти пса». Но тем важнее, что такое кино как «Аллея кошмаров» ещё кто-то снимает и на его примере можно увидеть, что мир искусства куда шире, прекраснее и удивительнее, чем современное американское расово-гендерное шапито.