Найти тему
Авто Энциклопедия

По жизни с «копейкой»! Первые "Жигули"

В 2000-м «миллениумном» году авторитетныйроссийский автожурнал провел массовыйопрос с целью выявить, какой же отечественный автомобиль можно назвать лучшим за все ХХ столетие. Львиная доля респондентов таковым признала не «Волгу», «Ниву» или«Москвич», а непритязательную с виду ВАЗ-2101. Действительно, первая модель «Жигулей» в СССР долгие годы считалась непревзойденным образцом надежности и комфортабельности. Вдобавок она была красноречивым признаком зажиточности и финансового благополучия. Поэтому неудивительно, что «копейка» разошлась гигантским тиражом в 2,7 млн. экземпляров.

-2

Советизация «итальянца»

Внешностью первые «Жигули» практически не отличались от своего «донора» Фиат-124. Однако в плане агрегатной части они оказались кардинально другими по одной простой причине: нужен был массовый автомобиль, соответствующий жестким условиям эксплуатации на советских дорогах. Поэтому нежный «итальянец» подвергся существенной доработке: увеличен диаметр накладок дисков сцепления, модернизирована коробка передач, доработаны амортизаторы и т. д. Всего в конструкцию «копейки» советские инженеры совместно с итальянскими внесли порядка800 явно не косметических изменений, что в итоге обеспечило поразительную живучесть модели.

-3

Вопреки народной молве, ВАЗ-2101 имел почти стопроцентную степень локализации. Никаких поставок деталей из Италии не было! Да и не нужны они, так как большая часть узлов «Жигулей» имела существенные различия по сравнению с фиатовской моделью. Просто на первых порах многие компоненты машины выпускались на итальянском оборудовании, поэтому и штампы и клейма ставились оригинальные. И как только импортная технологическая оснастка стала изнашиваться, она заменялась на отечественную. Другой вопрос, что качество изготовления узлов, деталей и агрегатов наравне со сборкой «копейки» с годами только снижалось – это была общая тенденция всей советской промышленности.

-4

«Жигули» как признак отношения к советскому народу

«Квартира, машина, дача» – вот идеал советского гражданина, к которому он, буквально вылезая из кожи, стремился неустанно. Что касается автомобиля, то ВАЗ-2101 в 70-е годы не входил в эту святую троицу, ибо народной мечтой считался «Запорожец» и мотоцикл. Чтобы купить дефицитные «Жигули», нужно было проявить изрядное терпение (стоять в очереди на «копейку» приходилось годами) и немалый финансовый ресурс. Цена в 5 620 рублей отпугивала многих, потому что при средней зарплате по стране в 121 рубль для накопления нужной суммы требовалось почти 4 года. Это, как говорится, не пивши и не евши. А если откладывать только половину, то ждать покупки можно было не раньше, чем через 7 лет.

-5

Почему так дорого стоили первые «Жигули»? Ведь по прейскуранту, утвержденному Совмином, цена на них составляла лишь 2 300 рублей. Дело в том, что данная сумма касалась только промышленных предприятий. То есть для населения «накрутка» на машину составляла 150%!

Впрочем, продажа легковых автомобилей в розницу в то время всегда облагалась неимоверными поборами. Хотя стоит признать, что повышение отпускной цены на «копейку» в дальнейшем было умеренным: за 10 лет она увеличилась всего на 70 рублей, в то время как средняя зарплата почти на 53 рубля. То есть гражданину, страждущемуобладать первыми «Жигулями», приходилось жить «на бобах» уже не 4 года, а 2,5 лет.