Мюнхенский сговор (договор) был заключён на фоне ультиматумов властолюбивых лидеров, окольных переговоров и — неизвестного в то время — заговора с целью свержения Гитлера с сюжетом прямо из шпионской драмы. Таким образом, идеальный фон для ещё одного захватывающего псевдоисторического романа Роберта Харриса . Харрис находится на знакомой почве — он быстро погружается в обстановку середины 20-го века, которая сделала «Отечество» и «Энигму » такими неотразимыми, а ощущение клаустрофобии на конференции продолжает прошлогоднее исследование политики Ватикана «Конклав» . Действительно, когда Харрис был политическим редактором «Обсервера» в конце 1980-х годов, он снял телевизионный документальный фильм, посвященный 50-летию Мюнхена: его название «Да благословит вас Бог, мистер Чемберлен» говорит всё о том, как был оклеветан британский премьер-министр, который изображен в его новом романе.
Действие происходит осенью 1938 года, в преддверии Второй мировой войны, в нём тихо и достойно Джереми Айронс играет премьер-министра Невилла Чемберлена, который готовится к встрече с Адольфом Гитлером (Ульрих Маттес). Политический помощник Хью Легат (Джордж Маккэй), которому, в свою очередь, даёт информацию бывший университетский приятель Пауль фон Хартман (Яннис Нивёнер), ныне немецкий дипломат. Нивёнер прекрасен, он привносит в своей игре четкую ясность, перед которой нельзя устоять. Айронс великолепен в роли Чемберлена. В его актёрстве британского премьер-министра есть хитрый подтекст мошеннического остроумия, что интригует. Хотя исторические записи о Чемберлене не особенно добры, Айронс придает ему захватывающую, сдержанную сложность. Есть намеки на то, что он знает гораздо больше о том, что должно произойти и как будет восприниматься его историческая роль в этих событиях.
Слабым звеном, к сожалению, является Маккэй, хотя я не думаю, что это полностью его вина. Согласно сценарию, Легат - в основном реактивный персонаж, вынужденный обстоятельствами и замыслом проводить большую часть истории, постоянно шокируя, ужасаясь или изумляясь всему, чему он становится свидетелем. Маккэю редко удается взять на себя ответственность за ситуацию.
Это красивый фильм, сделанный с точностью и заботой. Режиссёр Швохов превосходно справляется с последним актом, вызывая волнообразное напряжение, когда фон Хартман и Легат мчатся на всех парах, чтобы раскрыть правду Чемберлену в надежде остановить Гитлера до того, как произойдёт невообразимое. Хотя история рассказывает нам, что будет дальше, это не делает «Мюнхен: на грани войны» менее захватывающим. Однако, англосаксы перетягивают историческое одеяло на себя, его сильно деформируя, и совсем забыта роль Франции, нет Муссолини, вычеркнута Чехословакия. Поэтому при просмотре фильма следует учитывать, что великолепный романист Роберт Харрис всего лишь исторический ревизионист и не более того.
Фильм можно смотреть на Netflix.