Статья может быть полезна наемным руководителям, собственникам.
Статья поможет:
- Оценить работу компании
- Обратить внимание на узкие места
- Учесть необходимые факторы при росте объемов предприятия
Производственные мощности предприятия — краеугольный камень прибыли. Предлагается: структурированная схема зависимости факторов, влияющих на показатели производительности,
и краткое описание каждого пункта.
Схема:
Производительность труда
Тот самый показатель, который необходимо повышать и контролировать – чтобы тратить меньше, делать лучше, зарабатывать больше. Большее количество выполненной полезной работы надлежащего качества с меньшим количеством затрат за одну и ту же единицу времени по сравнению с конкурентами дает преимущество. Сам труд выполняют сотрудники.
Сотрудники
Потребитель оплачивает деньги за проделанную работу. Работу делает команда. Соответственно, выручка компании — прямой результат совокупного труда команды.
Сотрудники — важны. Финансовое положение предприятия,
а вместе с ним и собственника, напрямую зависит от производительности труда сотрудников.
На эффективность труда сотрудника влияют следующие факторы:
- Качество сотрудника
- Мотивационная система
- Условия труда
Качество сотрудника
Два подпункта:
- Личные психологические качества сотрудника
- Профессиональные навыки
Личные психологические качества сотрудника
Практика показывает, что люди сформированы по двум полярным настройкам. Третьего и среднего не дано. Ниже следуют примеры поведенческих характеристик, которые можно выявить только в процессе работы.
Симптомы деструктивного сотрудника:
- Не заинтересован в результате
- Не заинтересован в качестве своей работы
- Склонен к прокрастинации
- Саботирует (как правило, по мелочи)
- Не ладит с коллективом
- Врёт
Симптомы адекватного сотрудника:
- Отсутствие симптомов деструктивного сотрудника
Полезно понимать:
Никого никогда перевоспитать не получится.
Деструктивных сотрудников надо менять на адекватных.
Спокойно увольнять деструктивных, внимательно анализировать новых, чутко беречь адекватных.
Профессиональные навыки
Полезно:
-Вести учет коэффициента полезного труда по каждому сотруднику в цифрах
- Не бояться привлекать высококвалифицированных, высокооплачиваемых специалистов – это окупается
- Организовать регулярный обмен опытом между более квалифицированными и менее квалифицированными сотрудниками (это должна быть система, просто сказать "Учись у него" не достаточно)
- Организовать систематическое качественное обучение для повышения квалификации и знакомства с более современными и более эффективными технологиями
Мотивационная система
Два подпункта:
- Деньги
- Качество общения с сотрудником
Деньги
Размер оплаты труда не должен быть ниже общей ставки на рынке, но и выше тоже делать не стоит. Исключение — конкурентное предложение другого работодателя, в этом случае, стоит рассмотреть возможность удержания ценного сотрудника повышением заработной платы.
Постоянный заработок должен системно повышаться, чтобы сотрудник чувствовал профессиональное движение и осознавал перспективу роста в компании. Не стоит повышать сразу на много, люди быстро привыкают. Лучше стимулировать меньшей суммой, но чаще.
О задержках:
Люди работают, чтобы получать деньги. Важно не задерживать зарплату, ни при каких обстоятельствах.
К сожалению, сотрудник после задержки зарплаты очень быстро теряет показатели производительности и очень долго их потом восстанавливает даже после того, как выплаты вернулись к регулярности. Пример: Задержали на две недели, а человек потом не может заставить себя работать на 100% в течении четырех месяцев. Кто-то посчитает это не справедливым и не логичным, но это факт.
Лирическое отступление:
А еще, интересное наблюдение: периодически встречаются руководители или владельцы, которые не осознают, что сотрудникам действительно физически нужны деньги. И те суммы задолженности, которые кажутся боссу незначительными, являются для работника единственным средством для существования: питания, жилья, здоровья.
Качество общения с сотрудником
Общение, касающееся работы.
Основное — это культура делегирования и постановка задач
Данную тему вынесем в отдельную статью.
Помимо этого о других темах:
Регулярное общение с сотрудником
Продуктивное общение — обращение к двум рычагам управления коллективом: чувству собственной важности сотрудника и страху сотрудника, в зависимости от ситуации. Общение это должно быть регулярным.
Чем дольше мы не общаемся с сотрудником, тем меньше он ощущает важность своего существования в команде. Кроме того, регулярное общение помогает руководителю получать свежую информацию "с полей", которая, в свою очередь, может быть полезной и важной, указывать на неочевидные места, требующие принятия мер.
Профилактика ощущения застоя
Своевременное проговаривание планов по развитию предприятия и того, как это коснется непосредственно сотрудника.
Периодически задавать вопрос об идеях по оптимизации
Помимо созданной "книги отзывов и предложений", непосредственное обращение с вопросом к человеку и обсуждение способов реализации идеи.
Все внештатные события необходимо обсуждать:
За инициативу, не входящую в обязанности сотрудника — хвалить.
За промашку — проводить разъяснительную беседу в формате:
- Почему так произошло
- Предложение от Сотрудника по профилактике подобных ситуаций (чтобы сотрудник чувствовал себя вовлеченным в процесс созидания)
- Заключение. Собственный вывод или новое правило, которое проговаривается. Если вводится новое правило, от сотрудника необходимо получить подтверждение понимания и согласие на исполнение.
Грамотное пресечение деструктивного поведения
Сотрудник – живой человек, у которого меняются настроение, желания, цели. Даже самый "топчик" может захандрить. Если это негативным образом влияет на производительность его труда, необходимо углубиться в проблему, выявить для себя причину и принять необходимые меры. Какие именно – зависит от ситуации.
Условия труда
Два подпункта:
- Качество место труда
- Качество оборудования и техники
Качество места труда
Какова ни была бы специфика предприятия, на производительность труда влияет соответствие помещения работам, которые в нем выполняются.
В СНиП подробно описаны общие требования для помещений, они соблюдаются при постройке зданий.
При организации помещения для работы, стоит учитывать не только эти требования, но и специфические условия связанные с направлением предприятия.
Любое неудобное повторяющееся действие работника, вызванное несоответствием характеристик помещения, несет прямые финансовые убытки компании по причинам: нерациональной траты временных ресурсов, потери качества, демотивации сотрудника.
Какие бы функции не выполнял сотрудник, ему должно быть удобно.
Качество оборудования и техники
При требованиях от коллектива качества и скорости работы, важно не забывать оценивать качество и характеристики инструмента, с помощью которого он работает.
При снабжении предприятия оборудованием, техникой, механизмами и прочими вложениями, направленными на оптимизацию, необходимо тщательно подойти к вопросу выбора. Получить рекомендации из нескольких незаинтересованных источников.
Стоит всегда трезво оценивать пожелания коллектива о необходимом обновлении инструмента труда, так как не всегда работник может объективно оценивать экономическую целесообразность затрат.
Инструмент по своим характеристикам и стоимости должен максимально соответствовать поставленным перед ним задачам. Не иметь завышенную стоимость за характеристики, которые не используются в производстве. Также нельзя допускать отсутствие необходимого функционала.
Политика бережливого отношения к имуществу компании внедряется путем регулярной работы назначенного ответственного лица, которая состоит не только из регламентируемой правилами реакции на случаи того требующие, но и профилактики действий или бездействий направленных против данной политики.
Заключение
Предлагаю следующий чек лист, чтобы вы могли предварительно оценить ситуацию на своих предприятиях:
1) Список деструктивных сотрудников в команде
2) Какого специалиста сейчас не хватает, исключительно по причине дефицита денежных средств? И по этой ли причине?
3) Есть ли система взаимообучения сотрудников?
4) Есть ли практика повышения квалификации сотрудников?
5) Есть ли табель КТУ?
6) Не задерживается ли ЗП?
7) Есть ли лицо, ответственное за качественное общение с сотрудниками?
8) Что бы вы поменяли в помещении труда в первую очередь?
9) Соответствует ли "инструмент" сотрудников необходимому качеству результата труда?
Если есть чем дополнить статью, буду рад общению.
Желаю продуктивной работы без стресса и много честно заработанных денег!