Найти тему

Журнал "Пожарное дело" 50 лет назад. Номер 1 за 1972 год.

Журнал № 1 за 1972 год

-2

В оглавлении мы встречаем несколько знакомых фамилий. Ну, во-первых - это будущий известный историк пожарного дела Н.Н. Щаблов. Пока - сотрудник пожарной охраны Амурской области. Ну, и во-вторых - Н. Молочный - начальник ИПЛ УПО Харьковского облисполкома. Чьи заслуги в создании оборудования углекислотного тушения мы с вами оценили в книге "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение".

* На второй странице обложки можно увидеть цветное фото старшего шофера Орехово-Зуевского учебного отряда (московской области) В.А. Дмитриева, награждённого орденом Трудового Красного Знамени.

* Ну и на третьей странице обложки размещена очень актуальная сегодня статья за авторством заместителя начальника УМС МВД СССР В. Попова и заместителя начальника Центральной санэпидстанции МВД СССР (оказывается была и такая структура!) К. Тарсуковой "Меры борьбы с гриппом".

Опускаю описание передовицы номера: "Благо народа-высшая цель партии", малоинформативную статью заместителя УВД Житомирского облисполкома о делах их житейских. Для любителей местной истории может представить интерес статья журналистки Г. Ефановой "Стройка новой пятилетки" о делах и заботах пожарных Нижнекамского нефтехимичекого комбината. Кстати, информацию о журналистах "Пожарного дела" можно найти тут.

Далее пролистываем статью о соцсоревновании пожарных Приамурья автора Н.Н. Щаблова и на странице 6 останавливаемся на списке пожарных, награждённых в январе 1972 года медалью "За отвагу на пожаре": это отличившиеся на пожарах Новокуйбышевского нефтехимического комбината, деревянного дома в Ярославле. Интересен отмеченный наградой случай произошедший при тушении пожара полуподвального помещения дома в Ереване. Командир отделения вытащил из горящего помещения заместителя начальника части, потерявшего сознание в неисправном КИПе. Так же указаны 11 случаев награждения медалью пожарных Украинской ССР без конкретного описания самих фактов.

На страницах 6-7 размещена статья "Теплоход остаётся в строю" Н. Панченко и Э. Гурвича о пожаре на теплоходе "Украина".

Теплоход "Украина"
Теплоход "Украина"

Поиск в Интенете показал что пожары на кораблях с таким названием были как правило тяжёлыми. Так, 3 августа 1953 года пожар на двухпалубном речном дизель-электроходе "Украина" полностью уничтожил судно. О том пожаре теплохода "Украина", о котором речь пойдёт сейчас - потушенным командой и пожарной охраной города Сухуми, информацию в Сети я не нашёл. Даже даты этого пожара, которая по негласной традиции журналов советской эпохи никак в материале не обозначена.

А ситуация складывалась отнюдь не радостная. На полпути от Батуми до Сухуми капитану Б. Кисову доложили об обнаружении дыма в кормовых помещениях. Корабль взял курс в ближайший порт - Сухуми. Стараясь не вызвать панику среди пассажиров, капитан собрал их в носовой части корабля. Скоро выяснилось, что из-за короткого замыкания электросиловой линии, пожар возник под обшивкой помещений между кондитерской-пекарней и компрессорной. Приняв меры к ограничению распространения огня (отключив вентиляцию и закрыв противопожарные двери) "... скрытно от пассажиров они (моряки) проложили две рукавные линии, подсоединили их к внутренним пожарным кранам и, надев кислородно-изолирующие приборы, спустились вниз со стволами и огнетушителями". Представляете? Нормальное такое явление - матросы просто включились в КИПы и стали тушить пожар. Видимо уровень подготовки позволял им решать ТАКИЕ задачи. Замечу, что судовые пожары во все времена считались особо опасными из-за плотного задымления помещений и палуб и их сложной планировки. Действовавший на тот момент БУПО-70 имел специальный раздел по тушению пожаров морских и речных судов. Интересный факт - пока горящий корабль около 20 часов вечера швартовался в порту Сухуми, шесть пожарных машин стояли у шлагбаума морского порта. Их прибытие задержали специально - для предотвращения паники. И только когда пассажиры сошли на берег, пожарные приступили к тушению. Оно получилось интересным - пришлось не только тушить пожар, но и пеногенераторами ГВП-600 защищать 14 автомобилей, размещённых на корме. А когда вода была подана с мощных лафетных стволов портовых пожарных катеров, пришлось устанавливать на причале пожарные автоцистерны и откачивать воду из кают и коридоров, выравнивая опасный крен судна. Этим автоцистернам пришлось работать ещё 4 часа после ликвидации пожара. Активно работая стволами, звенья ГДЗС сухумского гарнизона ликвидировали сложный пожар в 1 час 20 минут ночи. Как ни странно, ремонт теплохода занял всего сутки, после чего он был введён в эксплуатацию.

Cтраницу 8 с кратким описанием нескольких пожаров можно было бы пролистать, но, увидев под именем автора одной из заметок заместителя начальника отделения Госпожнадзора С.Бурдина слово Орск, я вчитался в текст повнимательнее. Оказывается неудачно потушенный пожар "Орскжилстроя", о котором шла речь в заметке, был одной из причин появления в боевом расчёте известной нам по книге "Пожарный типаж. Том 3. Постскриптум" автоцистерны большой ёмкости на шасси МАЗ-525, вывозящей на пожар 24,5 куб.м воды... Снова Оренбуржье, снова Орск! Мир, как говорится, тесен!

Страница 9 посвящена так любимым в 70-е годы пожарно-техническим конференциям. География их проведения в этом номере - Запорожская область Украинской ССР и Туркменская ССР. Далее идёт повествование о проблемах сельских пожарных Белорусской ССР и Курской области.

Проблемам противопожарной защиты высотных зданий и тепловых электростанций посвящены статьи начальника сочинского отряда пожарной охраны М. Лукина и уже упоминавшегося мной начальника ИПЛ харьковчанина Н. Молочного.

На странице 14 между заметками о добровольных пожарных формированиях Кишиневской швейной фабрики и Батумского НПЗ замечаем заметку о секции ЮДПД в подмосковном Жуковском, её руководителе П.А. Калинине и его воспитанниках. Для себя отметим, что секция появилась в 1966 году.

Страница 15 посвящена вопросам пропаганды пожарных знаний Пожарно-технической выставкой Ленинграда, рейде агитбригады по просторам Таджикской ССР и применению фотоаппаратов и кинокамеры в повседневной деятельности пожарных Каунаса.

Следующая далее статья "Человечность" посвящена личности помощника начальника штаба пожаротушения Киевского гарнизона Кузьмы Николаевича Серика. Автор статьи Г.Кучер в её конце и сам удивился - как это он умудрился написать статью о помощнике начальника штаба пожаротушения, не сказав при этом ни слова о том, как тот работает на пожаре... Как отмечает автор: "Моя же цель была - рассказать о характере коммуниста, человека большого сердца". В этой связи интересен один момент статьи. Киевский пожарный Лященко заказал себе уголь для отопления дома. И надо же было такому случиться, что машина его перевозившая сломалась неподалёку от цели. Пожарный обратился к помощнику начальника штаба пожаротушения за помощью. Вдвоём они сначала разгрузили четыре тонны угля с неисправной машины, а потом загрузили его назад - уже на исправный автомобиль: "... Когда машина тронулась с места, шофёр сказал пожарному: - Счастливый ты, имея таких родственников. Четыре тонны! Сверху вниз, снизу вверх... это не фунт изюму. - Так это же мой начальник. - Ну да, ври больше! Хотел бы я видеть такого начальника..." Нам трудно в такое поверить. Особенно сегодня...

Вкладка фотографий, посвящённая пожарным Новогорьковского НПЗ, разделяет пополам статью о воспитании ветеранами ответственного отношения к делу и любви к профессии у молодых пожарных Волгограда.

А.И. Халапкин
А.И. Халапкин

На странице 17 опубликована статья "Любовь к своему делу", посвящённая начальнику ППЧ города Судака А.И. Халапкину. Приводится интересный эпизод про одного горе-альпиниста не рассчитавшего свои силы и застрявшего посередине отвесной скалы Сокол, расположенной неподалёку. Вертолёт ввиду наличия выступа скалы ничем помочь не смог, как не смогли помочь и вызванные из Ялты местные скалолазы. Здесь нужны квалифицированные горноспасатели, - авторитетно заявили они. Не вступая в дискуссию, начальник ППЧ и боец его части Подобедов, взяв спасательные верёвки, начали самостоятельное восхождение на скалу. Путь к пострадавшему занял четыре часа. Обратный путь занял теже четыре часа, только с поправкой на то, что возвращаться пришлось с обессиленным пострадавшим. "Вот где пригодилась сноровка и выносливость, выработанная занятиями пожарно-прикладным спортом..." И ведь не поспоришь с автором статьи Б. Василевским ...

Далее беспощадно пропускаем объёмный материал в помощь руководителю политических занятий, проходим мимо малоинформативной заметки по истории пожарной охраны города Столина и отставляем в стороне передовой опыт внедрения технических средств пожарными Ворошиловградского и Орехово-Зуевского учебного отряда, Минска, Перми, Куйбышева и Ленинграда.

На странице 22 тему научной-организации труда продолжает статья начальника ЛПТУ М. Захарова о внедрении НОТ в учебный процесс.
На странице 22 тему научной-организации труда продолжает статья начальника ЛПТУ М. Захарова о внедрении НОТ в учебный процесс.

Далее с удивлением замечаем, что история повторяется (недавно в Сети проскочила новость о возврате к строительству деревянных зданий) и на страницах 23-24 обращаем вниманиена большой материал корифея отечественной пожарной профилактики к.т.н. М. Ройтмана, касающийся общественных зданий с деревянными конструкциями. В основном применение древесины планировалось при строительстве спортивных и зрелищных сооружений.

Новый рукавный зажим
Новый рукавный зажим

На стр. 25 в небольшой статье "Новый рукавный зажим" приводится описание так хорошо известного нашему поколению рукавного зажима с пружинной лентой. Мне почему-то всегда казалось, что эта конструкция родом из послевоенных лет. Но нет! Опытный образец такого зажима, изготовленный Особым конструкторским бюро пожарных машин (ОКБ ПМ) в 1972 году только что прошел заводские испытания и осваивался в серийном производстве. Считалось, что такой зажим, устанавливаемый одним бойцом за 8-10 секунд, уменьшает утечку воды на 88%. План ировалась разработка таких зажиов на рукава диаметром 150 мм. По всей видимости статья написана создателем конструкции - инженером М. Брегером.

На той же странице описаны опыты по тушению пожаров в резервуарах РВС-80 с бензолом, проведённые УПО Куйбышевской области на Чапаевском заводе химических удобрений. В корпус резервуара врезался патрубок, к которому приваривался пеногенератор ГВП-600. Бензол поджигался и разгорался 15 минут. Потом в резервуар подавалась воздушно-механическая пена и через 1,5 минуты горение прекращалось. Как резюмировал инструктор профилактики В. Мусалев: "Шофёр и руководитель тушения пожара - всего два человека - справились с горящим в резервуаре бензолом". Приводится схма устройства.

Пропускаю материал по взрываемости древесных пылей и материал по снижению аварийности автоцистерн в пожарных подразделениях Татарской АССР. Пожарная охрана продолжала бороться с последствиями слабой подготовки водителей к работе на новых шасси ЗИЛ-130.

Далее мы можем узнать о добровльных пожарных командах ГДР и особенностях прокладки плоских электрических проводов, посмотреть фотоинформацию читателей журнала. Можем ознакомиться с редакционной почтой и фельетоном "Исянгуловсие страсти", заклеймившим недостатки в работе начальника ППЧ селения Исянгуляново Зианчуринского района Башкирской АССР.

На странице 32 помещена рецензия накнигу грузинского автора М. Барамидзе"Битва с огнём", отражающая развитие пожарной озхраны Грузинской ССР с XIX века по современное автору время. Честно говоря у меня есть большое желание ознакомиться с этой книгой, в части касающейся детельности первого советского брандмайора Тифлиса А.О. Беридзе и его роли в так называемом "тифлисском чуде" - коротком промежутку времени в 20-х годах ХХ века, позволившему пожарной команде Тбилиси превратиться из отсталой в передовую в техническом отношении. Об этом в своё время трубили пропагандисты пожарного дела в СССР, об этом я вкратце упоминал в своей книге "Пожарный автообоз. Второе издание".

Вот таким получился он - обзор январского номера "Пожарного дела" из далёкого 1972 года. Номер интересный и богатый познавательной информацией.

-7

Таков мой рейтинг для данного номера.

Советую подписаться на мой канал, смею вас заверить нас ждёт ещё много интересного!

Про автора публикации вы можете узнать здесь.

Про мой дзен-канал информация здесь.