Журнал № 1 за 1972 год
В оглавлении мы встречаем несколько знакомых фамилий. Ну, во-первых - это будущий известный историк пожарного дела Н.Н. Щаблов. Пока - сотрудник пожарной охраны Амурской области. Ну, и во-вторых - Н. Молочный - начальник ИПЛ УПО Харьковского облисполкома. Чьи заслуги в создании оборудования углекислотного тушения мы с вами оценили в книге "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение".
* На второй странице обложки можно увидеть цветное фото старшего шофера Орехово-Зуевского учебного отряда (московской области) В.А. Дмитриева, награждённого орденом Трудового Красного Знамени.
* Ну и на третьей странице обложки размещена очень актуальная сегодня статья за авторством заместителя начальника УМС МВД СССР В. Попова и заместителя начальника Центральной санэпидстанции МВД СССР (оказывается была и такая структура!) К. Тарсуковой "Меры борьбы с гриппом".
Опускаю описание передовицы номера: "Благо народа-высшая цель партии", малоинформативную статью заместителя УВД Житомирского облисполкома о делах их житейских. Для любителей местной истории может представить интерес статья журналистки Г. Ефановой "Стройка новой пятилетки" о делах и заботах пожарных Нижнекамского нефтехимичекого комбината. Кстати, информацию о журналистах "Пожарного дела" можно найти тут.
Далее пролистываем статью о соцсоревновании пожарных Приамурья автора Н.Н. Щаблова и на странице 6 останавливаемся на списке пожарных, награждённых в январе 1972 года медалью "За отвагу на пожаре": это отличившиеся на пожарах Новокуйбышевского нефтехимического комбината, деревянного дома в Ярославле. Интересен отмеченный наградой случай произошедший при тушении пожара полуподвального помещения дома в Ереване. Командир отделения вытащил из горящего помещения заместителя начальника части, потерявшего сознание в неисправном КИПе. Так же указаны 11 случаев награждения медалью пожарных Украинской ССР без конкретного описания самих фактов.
На страницах 6-7 размещена статья "Теплоход остаётся в строю" Н. Панченко и Э. Гурвича о пожаре на теплоходе "Украина".
Поиск в Интенете показал что пожары на кораблях с таким названием были как правило тяжёлыми. Так, 3 августа 1953 года пожар на двухпалубном речном дизель-электроходе "Украина" полностью уничтожил судно. О том пожаре теплохода "Украина", о котором речь пойдёт сейчас - потушенным командой и пожарной охраной города Сухуми, информацию в Сети я не нашёл. Даже даты этого пожара, которая по негласной традиции журналов советской эпохи никак в материале не обозначена.
А ситуация складывалась отнюдь не радостная. На полпути от Батуми до Сухуми капитану Б. Кисову доложили об обнаружении дыма в кормовых помещениях. Корабль взял курс в ближайший порт - Сухуми. Стараясь не вызвать панику среди пассажиров, капитан собрал их в носовой части корабля. Скоро выяснилось, что из-за короткого замыкания электросиловой линии, пожар возник под обшивкой помещений между кондитерской-пекарней и компрессорной. Приняв меры к ограничению распространения огня (отключив вентиляцию и закрыв противопожарные двери) "... скрытно от пассажиров они (моряки) проложили две рукавные линии, подсоединили их к внутренним пожарным кранам и, надев кислородно-изолирующие приборы, спустились вниз со стволами и огнетушителями". Представляете? Нормальное такое явление - матросы просто включились в КИПы и стали тушить пожар. Видимо уровень подготовки позволял им решать ТАКИЕ задачи. Замечу, что судовые пожары во все времена считались особо опасными из-за плотного задымления помещений и палуб и их сложной планировки. Действовавший на тот момент БУПО-70 имел специальный раздел по тушению пожаров морских и речных судов. Интересный факт - пока горящий корабль около 20 часов вечера швартовался в порту Сухуми, шесть пожарных машин стояли у шлагбаума морского порта. Их прибытие задержали специально - для предотвращения паники. И только когда пассажиры сошли на берег, пожарные приступили к тушению. Оно получилось интересным - пришлось не только тушить пожар, но и пеногенераторами ГВП-600 защищать 14 автомобилей, размещённых на корме. А когда вода была подана с мощных лафетных стволов портовых пожарных катеров, пришлось устанавливать на причале пожарные автоцистерны и откачивать воду из кают и коридоров, выравнивая опасный крен судна. Этим автоцистернам пришлось работать ещё 4 часа после ликвидации пожара. Активно работая стволами, звенья ГДЗС сухумского гарнизона ликвидировали сложный пожар в 1 час 20 минут ночи. Как ни странно, ремонт теплохода занял всего сутки, после чего он был введён в эксплуатацию.
Cтраницу 8 с кратким описанием нескольких пожаров можно было бы пролистать, но, увидев под именем автора одной из заметок заместителя начальника отделения Госпожнадзора С.Бурдина слово Орск, я вчитался в текст повнимательнее. Оказывается неудачно потушенный пожар "Орскжилстроя", о котором шла речь в заметке, был одной из причин появления в боевом расчёте известной нам по книге "Пожарный типаж. Том 3. Постскриптум" автоцистерны большой ёмкости на шасси МАЗ-525, вывозящей на пожар 24,5 куб.м воды... Снова Оренбуржье, снова Орск! Мир, как говорится, тесен!
Страница 9 посвящена так любимым в 70-е годы пожарно-техническим конференциям. География их проведения в этом номере - Запорожская область Украинской ССР и Туркменская ССР. Далее идёт повествование о проблемах сельских пожарных Белорусской ССР и Курской области.
Проблемам противопожарной защиты высотных зданий и тепловых электростанций посвящены статьи начальника сочинского отряда пожарной охраны М. Лукина и уже упоминавшегося мной начальника ИПЛ харьковчанина Н. Молочного.
На странице 14 между заметками о добровольных пожарных формированиях Кишиневской швейной фабрики и Батумского НПЗ замечаем заметку о секции ЮДПД в подмосковном Жуковском, её руководителе П.А. Калинине и его воспитанниках. Для себя отметим, что секция появилась в 1966 году.
Страница 15 посвящена вопросам пропаганды пожарных знаний Пожарно-технической выставкой Ленинграда, рейде агитбригады по просторам Таджикской ССР и применению фотоаппаратов и кинокамеры в повседневной деятельности пожарных Каунаса.
Следующая далее статья "Человечность" посвящена личности помощника начальника штаба пожаротушения Киевского гарнизона Кузьмы Николаевича Серика. Автор статьи Г.Кучер в её конце и сам удивился - как это он умудрился написать статью о помощнике начальника штаба пожаротушения, не сказав при этом ни слова о том, как тот работает на пожаре... Как отмечает автор: "Моя же цель была - рассказать о характере коммуниста, человека большого сердца". В этой связи интересен один момент статьи. Киевский пожарный Лященко заказал себе уголь для отопления дома. И надо же было такому случиться, что машина его перевозившая сломалась неподалёку от цели. Пожарный обратился к помощнику начальника штаба пожаротушения за помощью. Вдвоём они сначала разгрузили четыре тонны угля с неисправной машины, а потом загрузили его назад - уже на исправный автомобиль: "... Когда машина тронулась с места, шофёр сказал пожарному: - Счастливый ты, имея таких родственников. Четыре тонны! Сверху вниз, снизу вверх... это не фунт изюму. - Так это же мой начальник. - Ну да, ври больше! Хотел бы я видеть такого начальника..." Нам трудно в такое поверить. Особенно сегодня...
Вкладка фотографий, посвящённая пожарным Новогорьковского НПЗ, разделяет пополам статью о воспитании ветеранами ответственного отношения к делу и любви к профессии у молодых пожарных Волгограда.
На странице 17 опубликована статья "Любовь к своему делу", посвящённая начальнику ППЧ города Судака А.И. Халапкину. Приводится интересный эпизод про одного горе-альпиниста не рассчитавшего свои силы и застрявшего посередине отвесной скалы Сокол, расположенной неподалёку. Вертолёт ввиду наличия выступа скалы ничем помочь не смог, как не смогли помочь и вызванные из Ялты местные скалолазы. Здесь нужны квалифицированные горноспасатели, - авторитетно заявили они. Не вступая в дискуссию, начальник ППЧ и боец его части Подобедов, взяв спасательные верёвки, начали самостоятельное восхождение на скалу. Путь к пострадавшему занял четыре часа. Обратный путь занял теже четыре часа, только с поправкой на то, что возвращаться пришлось с обессиленным пострадавшим. "Вот где пригодилась сноровка и выносливость, выработанная занятиями пожарно-прикладным спортом..." И ведь не поспоришь с автором статьи Б. Василевским ...
Далее беспощадно пропускаем объёмный материал в помощь руководителю политических занятий, проходим мимо малоинформативной заметки по истории пожарной охраны города Столина и отставляем в стороне передовой опыт внедрения технических средств пожарными Ворошиловградского и Орехово-Зуевского учебного отряда, Минска, Перми, Куйбышева и Ленинграда.
Далее с удивлением замечаем, что история повторяется (недавно в Сети проскочила новость о возврате к строительству деревянных зданий) и на страницах 23-24 обращаем вниманиена большой материал корифея отечественной пожарной профилактики к.т.н. М. Ройтмана, касающийся общественных зданий с деревянными конструкциями. В основном применение древесины планировалось при строительстве спортивных и зрелищных сооружений.
На стр. 25 в небольшой статье "Новый рукавный зажим" приводится описание так хорошо известного нашему поколению рукавного зажима с пружинной лентой. Мне почему-то всегда казалось, что эта конструкция родом из послевоенных лет. Но нет! Опытный образец такого зажима, изготовленный Особым конструкторским бюро пожарных машин (ОКБ ПМ) в 1972 году только что прошел заводские испытания и осваивался в серийном производстве. Считалось, что такой зажим, устанавливаемый одним бойцом за 8-10 секунд, уменьшает утечку воды на 88%. План ировалась разработка таких зажиов на рукава диаметром 150 мм. По всей видимости статья написана создателем конструкции - инженером М. Брегером.
На той же странице описаны опыты по тушению пожаров в резервуарах РВС-80 с бензолом, проведённые УПО Куйбышевской области на Чапаевском заводе химических удобрений. В корпус резервуара врезался патрубок, к которому приваривался пеногенератор ГВП-600. Бензол поджигался и разгорался 15 минут. Потом в резервуар подавалась воздушно-механическая пена и через 1,5 минуты горение прекращалось. Как резюмировал инструктор профилактики В. Мусалев: "Шофёр и руководитель тушения пожара - всего два человека - справились с горящим в резервуаре бензолом". Приводится схма устройства.
Пропускаю материал по взрываемости древесных пылей и материал по снижению аварийности автоцистерн в пожарных подразделениях Татарской АССР. Пожарная охрана продолжала бороться с последствиями слабой подготовки водителей к работе на новых шасси ЗИЛ-130.
Далее мы можем узнать о добровльных пожарных командах ГДР и особенностях прокладки плоских электрических проводов, посмотреть фотоинформацию читателей журнала. Можем ознакомиться с редакционной почтой и фельетоном "Исянгуловсие страсти", заклеймившим недостатки в работе начальника ППЧ селения Исянгуляново Зианчуринского района Башкирской АССР.
На странице 32 помещена рецензия накнигу грузинского автора М. Барамидзе"Битва с огнём", отражающая развитие пожарной озхраны Грузинской ССР с XIX века по современное автору время. Честно говоря у меня есть большое желание ознакомиться с этой книгой, в части касающейся детельности первого советского брандмайора Тифлиса А.О. Беридзе и его роли в так называемом "тифлисском чуде" - коротком промежутку времени в 20-х годах ХХ века, позволившему пожарной команде Тбилиси превратиться из отсталой в передовую в техническом отношении. Об этом в своё время трубили пропагандисты пожарного дела в СССР, об этом я вкратце упоминал в своей книге "Пожарный автообоз. Второе издание".
Вот таким получился он - обзор январского номера "Пожарного дела" из далёкого 1972 года. Номер интересный и богатый познавательной информацией.
Таков мой рейтинг для данного номера.
Советую подписаться на мой канал, смею вас заверить нас ждёт ещё много интересного!
Про автора публикации вы можете узнать здесь.
Про мой дзен-канал информация здесь.