Найти тему
О! СЮЖЕТ

Средство от мужской депрессии. Не вызывает привыкания.

Сегодня на канале статья для тех, кто любит и хорошо знает творчество Франсуазы Саган и хотел бы вместе со всеми поучаствовать в обсуждении её романа. Я выбрала "Немного солнца в холодной воде". Итак, давайте начнём.

Журналисту-международнику Жилю Лантье тридцать пять лет и он в депрессии. Он регулярно просыпается на рассвете, оттого, что его сердце колотится от страха перед жизнью. Жиль привлекателен, успешен, живёт интересной жизнью, но его гложут тоска и отчаянье. Он проживает вместе со своей подругой Элоизой, красавицей-моделью. Духовной близости между ними не было никогда, а теперь она перестала привлекать его даже физически. После одного из приступов паники, Жиль понимает, что, скорее всего, у него начало какой-то психической болезни.

Здесь и далее - кадры из к/ф "Немного солнца в холодной воде", 1971г.
Здесь и далее - кадры из к/ф "Немного солнца в холодной воде", 1971г.

В мире происходят различные события, которые Жиль должен освещать, но он испытывает от них только досаду и раздражение, поскольку они отвлекают его от подлинной, его собственной душевной драмы. Доктор, к которому обращается Жиль, назначает ему лекарство и советует отдохнуть и отвлечься. Возможно, уехать куда-то на время, в отпуск или в командировку. То же самое ему советуют его друг Жан и Элоиза. Жиль в конце концов внимает их советам и отправляется к своей старшей сестре Одилии, живущей под Лиможем.

Однажды сестра вытаскивает его в гости, где Жиль знакомится с Натали Сильвенер. Рыжеволосая зеленоглазая красавица Натали, жена местного чиновника, ощущает себя королевой Лиможа и его окрестностей, ей хочется понравиться журналисту из Парижа. Кроме всего, она с первого взгляда в него влюбляется.

Но у Жиля на этот раз нет ни малейшей склонности к любовным историям. Тогда Натали сама заезжает к его сестре в гости. Между Жилем и Натали начинаются отношения, инициатива в которых принадлежит ей. И наш "пациент" пошёл на поправку! У Жиля появляются явные признаки выздоровления и возрождения к жизни.

-2

На этом целительная сила любви не заканчивается. В Париже в его газете появляется вакансия, которую предлагают Жилю, и на этот раз он соглашается, хотя и понимает, что теперь успех не слишком сильно волнует его. Всё, что ему нужно, находится в Лиможе. Он серьёзно влюбился, не находит себе места, постоянно звонит своей Натали и разрывает отношения с Элоизой, которая тяжело страдает от необходимости расстаться с Жилем.

Он снова в Лиможе. Любовники проводят вместе много времени. Однажды у Жиля происходит разговор с братом Натали, который намекает тому, что неплохо бы определиться, ведь сестра замужем, да и он сам несвободен...

Натали и раньше была готова бросить мужа и ехать с Жилем куда угодно, а этот разговор подводит его к решительным действиям, и он решает увезти её к себе. Отпуск заканчивается, Жиль уезжает, а через пару дней Натали приезжает к нему в Париж.

Проходит несколько месяцев. У влюблённых всё хорошо. Жиль работает в новой должности, а Натали посещает музеи, театры, выставки. Она даже устраивается на работу в туристическое агентство. Но не из-за денег, а для придания своей жизни разнообразия. Все идёт вроде бы хорошо, но в этих отношениях появляется первая трещина.

На званом ужине Натали поправляет шефа Жиля, когда тот ошибочно приписывает цитату другому автору. Тем самым она вызывает неудовольствие и у начальника, и у Жиля, человека слабохарактерного и склонного приспосабливаться к обстоятельствам. И вообще, последнее время он все больше оказывается во власти противоречий. В нём зреет конфликт между любовью к Натали, благодарностью ей за своё исцеление и тоской по прежней жизни: вольготной, свободной, самостоятельной.

А Натали тем временем ничего не подозревает и окончательно порывает с мужем, который всё это время просил её одуматься, и делает окончательный выбор в пользу Жиля. Роковая ошибка, как вскоре выясняется.

Однажды в гости к Жилю пришёл Жан, Натали была на работе. Мужчины выпили и хозяина дома понесло: он понимает, что Натали здорово помогла ему, согрела его и вернула к жизни, но теперь её опека ему не нужна, ему надоела её властность и прямолинейность, а цельность её характера его угнетает. Однако, он признает, что упрекнуть её не в чем, что виноват во всём он, его вялый и слабый характер, его моральная неустойчивость.

Тут бы Жилю следовало бы добавить, что он не может представить себе жизни без Натали, но его буквально раздувает от гордости и самодовольства. Кроме того, видя сочувствие подвыпившего друга, Жиль решает в этом не признаваться. И совершенно напрасно, поскольку обнаруживается, что Натали была не на работе, как они предполагали, а рядом, в спальне, и слышала всё от начала до конца.

Выйдя к друзьям, она им в этом не признаётся. Выглядит женщина вполне обычно. Перебросившись с мужчинами парой фраз, она выходит из дома по делам.

-3

Через несколько часов выясняется, что Натали ушла не по делам, а сняла номер в отеле, где приняла большую дозу снотворного. Спасти её не удаётся. Она оставляет Жилю записку: «Ты тут ни при чем, мой дорогой. Я всегда была немного экзальтированная и никого не любила, кроме тебя».

Любовь может принимать удивительные формы. Она может принести исцеление, открыть новый мир, дать смысл существованию. Один может спасти другого, который его потом убьёт. Чего только ни может любовь!

Полюбить инфантильного эгоиста (пусть даже привлекательного и яркоокрашенного), вытащить его из ямы отчаяния, влюбить его в себя, дать ему возможность разрушить твою прежнюю жизнь, позволить ему в тебе разочароваться, а потом предать. Вот это сила!

И я вижу её, и теряю её, и скорблю,

И скорбь моя подобна солнцу

в холодной воде...

Натали жаль, бесспорно. Но не только потому, что её любовь, принесшая исцеление Жилю, стала для неё погибелью. Мне жаль Натали, поскольку я уверена, что она изначально понимала, какой человек Жиль, но и это не остановило её любви. Можно сказать, что она с самого начала, с момента их знакомства, если не была готова к такому исходу, то предполагала его. Выражаясь фигурально: "снотворное уже лежало у неё в сумочке". Хотя, может быть, я ошибаюсь.

Как считаете?

Понравилась история?

Любили когда-нибудь неустойчивых инфантилов и вялых эгоистов, или Бог миловал?

P.S. Тем, кто любит кино, советую посмотреть фильм Жака Дере, снятый по этому роману в 1971 году. Хорошая экранизация, прекрасную музыку для которой написал Мишель Легран.