Практика бизнес-наставничества существует довольно давно, но всегда это было явление для избранных: детей собственников бизнеса, подающих большие надежды менеджеров, политически выгодных молодых руководителей. Наставничество пришло в массы со многими другими атрибутами красивой жизни, которые стали доступны простым смертным.
Исследования показывают, что участники не всегда отмечают пользу наставничества, а порой говорят о явном вреде такого взаимодействия.
Что является частыми причинами неудачного наставничества и о чём надо знать, когда хочешь войти в такой формат работы?
Ожидания и реальность
Не всегда истинные цели каждой из сторон являются экологичными. Наставники могут желать самоутвердиться за счёт восхищенных взглядов и полного доверия подопечного. Иногда дело доходит до абьюза и других нездоровых проявлений, которые не сразу пресекаются.
Подопечные часто хотят переложить ответственность за собственные действия на наставника, обвиняют его в собственных неудачах или излишней требовательности.
Наставники уже успешны
Ещё один немаловажный момент - поиск наставника. Само по себе наставничество - мероприятие трудозатратное. Вряд ли успешный руководитель захочет быть наставником и начнёт сам искать подопечного. Встречая предложения о наставничестве подопечным стоит задуматься, кто предлагает им своё покровительство и на каких условиях.
На интервью самыми успешными проектами наставничества были названы те, в которых подопечный сам находил наставника, четко формулируя свои ожидания, а наставник в свою очередь регламентировал взаимоотношения и соглашался помогать в рамках этого регламента.
Определить взаимоотношения на берегу
“Давай начнём и посмотрим, как пойдет” - в первого взгляда это довольно реальное высказывания от наставника, у которого нет опыта. Надо от чего-то оттолкнуться. Но подобные действия никуда не приводят. Эксперты настойчиво рекомендуют провести несколько интервью с подопечным, выяснить его цели и задачи в данном наставничестве. А будущему наставнику - определить собственные ожидания. Обязательно установить временные рамки проекта и формат взаимодействия, а потом приступать к работе.