ЛитРПГ — это одно из сравнительно недавно появившихся направлений в фантастике. Я о нем подробно писала в другой статье. Но не успел этот поджанр стать популярным, как словно из ниоткуда возникло что-то похожее под названием РеалРПГ. Что это? Поджанр поджанра? Клон? Или вообще что-то самостоятельное, схожее с ЛитРПГ только названием?
Особенности РеалРПГ
Это тоже разновидность фантастической литературы и родилась она как ответ на ЛитРПГ, поэтому логично будет их сравнить.
С ЛитРПГ всё просто. К этому поджанру фантастики относятся художественные произведения, в которых герой «приключается» в виртуальной реальности ролевой компьютерной игры жанра MMORPG (англ. Role-playing game). В игровую реальность герой попадает, конечно, не во плоти, а с помощью какого-нибудь VR-устройства (вирт-устройства).
И, несмотря на полную иллюзию реальности, игра всё же остаётся игрой. Часто её прохождение необходимо для решения какой-то проблемы в настоящей жизни, что делает сюжет более напряжённым. Но он всё равно остаётся частью игры, где всё не по-настоящему. С этим связаны и разнообразные шкалы очков и статов героя, которые авторы вставляют в текст, и игровое бессмертие персонажа. Ведь всегда можно восстановиться в точке записи. Убийство других участников игры тоже происходит понарошку, поэтому никаких угрызений совести и нравственных мук у героя не вызывает. Наоборот, это повышает его игровой статус. А мародёрство не только не порицается, но даже поощряется.
Реал РПГ качественно отличается, так как действие там происходит в реальности, пусть и фантастической, но вполне жизненной. Герой не играет, а живёт в своеобразных условиях господства Системы. Понятие Системы – общее для всех произведений такого жанра. Это некая сложноорганизованная штука (сверхпрограмма, искусственный интеллект, супермозг, Единый Компьютерный Центр и т. д.), которая управляет обществом. Система регистрирует все действия и поступки людей, в некоторых случаях даже мысли. Оценивает это и начисляет баллы, кредиты, очки лояльности и т. д. На основании этого человек получает поощрения, материальные блага или, наоборот, наказывается – понижается в статусе, лишается привилегий и т. д.
Заработать очки непросто, и нередко это связано с риском для жизни. Приходится сражаться с монстрами, добывать полезные вещи, спасать друзей, защищать свой мир и т. д.
Часто в таких книгах используется феномен дополненной реальности. Сейчас уже изобретены специальные очки, типа Google Glass. Ну а в фантастике всё, естественно, сложнее и круче. И человек как бы одновременно живёт в обычной и виртуальной реальности.
Таким образом, если в ЛитРПГ человек попадает в игровую реальность, то в РеалРПГ элементы компьютерной игры и виртуального мира проникают в жизнь человека. Ближе всего РеалРПГ к киберпанку, и нередко отличается от него только наличием Системы, которая и сближает реальность с компьютерной игрой.
Степень сходства с игрой может быть разная. В некоторых произведениях это сходство выражено только в контроле Системы и распределении статусов, в других книгах грань между цифровой и настоящей реальностью почти стирается и жизнь превращается в игру. Только вот убить персонажа могут по-настоящему.
В чём привлекательность РеалРПГ
Я не зря написала, что это ответ на жанр ЛитРПГ, точнее, попытка устранить его недостатки. А они довольно серьезные для литературного произведения.
Дело в том, что всё происходящее в книге жанра ЛитРПГ — это игра. Сражаются герои за игровые цели, обычно к реальной жизни не имеющие отношения. А значит, и малозначимые, даже если за прохождение игры полагается приз. Поэтому авторы стараются вынести цель героя за пределы игровой реальности. Например, деньги (приз) ему нужны для операции.
Но и сражаются, убивают герои тоже не по-настоящему. Поэтому своя гибель – это только досадная неприятность, связанная с потерей очков, а гибель друга, вообще, не повод для переживания — восстановится и оживёт на следующем уровне или в крайнем случае выйдет из игры.
Убийство другого участника игры – тоже не повод для мук совести, а приятное дополнение к очкам навыков. И вообще, все достижения, победы и удачи героя пересчитываются на количество заработанных или потерянных очков. Согласитесь, это изрядно снижает интерес и эмоциональную составляющую произведения. Даже азарт не такой, как в настоящей компьютерной игре, так как в книге ты не играешь сам, а читаешь об игре персонажей.
Ну, и меня всё время раздражали эти шкалы очков, которые герои скрупулёзно подсчитывают и распределяют по навыкам.
А вот в РеалРПГ описывается именно жизнь. Пусть фантастическая, пусть с дополненной реальностью, но жизнь, где раны и смерть настоящие, и погибший друг не восстановится на следующем уровне. А развитие навыков связано с трудностями, в том числе физическими, с болью, потом и кровью. И часто, чтобы перейти на новый уровень, нужно сделать сложный нравственный выбор, преодолеть внутренний конфликт.
Следовательно, РеалРПГ – это совсем другой тип литературы, с другими принципами построения сюжета, с другим смыслом и подтекстом. Это не значит, что он лишён недостатков, но это уже совсем другие недостатки, скорее, частного характера. То есть в каждой книге свои в зависимости от степени продуманности процесса взаимодействия Системы с людьми. Иногда книги РеалРПГ похожи на киберпанк, иногда ближе к фэнтези, если функции Системы выполняет какое-то верховное божество или сверхъестественный разум.
Среди современных отечественных авторов, у которых есть книги в жанре РеалРПГ, можно назвать Артёма Каменистого (цикл «Альфа-ноль», цикл «Корм»), Дема Михайлова (цикл «Низший», цикл «Ковчег»), Юрия Уленгова (цикл «Полигон»), Андрея Васильева, Олега Сапфира, Петра Жигулёва и др.
О других популярных жанрах современной литературы можно почитать в этих статьях:
"Как не заблудиться в литературных жанрах"
"Магический реализм - особенности жанра"
"Киберпанк - парадоксы виртуальных миров в литературе"