3,8K подписчиков

Татарские богословы в «Мустафад ал-ахбар…» Ш. Марджани (2)

144 прочитали

Продолжение, начало, см: Татарские богословы в «Мустафад ал-ахбар…» Ш. Марджани

Богословие в Золотой Орде

Среди богословов золотоордынского периода Ш. Марджани первым упомянул Бурхан ад-Дина Ибрахима ибн Хидра ал-Булгари ал-Ханафи. Он указывает, что этот человек был автором книги «Усул алХусами», которая была завершена, в третий день месяца раби‘ ал-аввал 751 г. (1350 г.).

Следующий богослов этого периода, упомянутый у Ш. Марджани – Абу Мухаммад Садр ибн ‘Ала ад-Дин ал-Булгари. Марджани сообщает, что одним из его учеников был Тадж ад-Дин Ибрахим ибн Мухаммад, получивший от него иджазу в конце рукописи книги «Усул», принадлежащей перу Фахр ал-Ислама, которая датирована 22 шаввала 766 г. (11 июля 1365 г.).

Далее следует известный суфий ходжа Хасан ибн ‘Умар ал-Булгари, который был мюридом шейха Са‘д ад-Дина ал-Хамави. Марджани указывает, что он был родом из города Канджа в Азербайджане, но благодаря тому, что долгое время прожил в Булгаре, стал известен как «булгари».

Ш.Марджани. Фото: https://pbs.twimg.com/
Ш.Марджани. Фото: https://pbs.twimg.com/

Следующий – Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн Йусуф ал-Булгари. В «Кашф аз-зунун» указано, что он был автором книги «Шарх адаб ас-сахаиф». Также сказано: «Для книги “Фусул ан-насафи” был написан комментарий Бурхан ад-Дином ал-Булгари».

Далее – известный ханафитский богослов Наджм ад-Дин Абу ар-Раджа’ Мухтар ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Казани ал-Ханафи, известный как аз-Захиди. Он является автором «ал-Кинйа» и комментария к «Мухтасар ал-Кудури». Известен тем, что в честь хана Береке трактат назвал свой трактат «Рисала-и насырийа». Умер в 688 г. (1289 г.).

О следующем богослове известно лишь имя – Ахмад ибн Махмуд ал-Джунди, а также наименование его труда – комментарий к «Мисбах», принадлежащему перу Матрази, и названный «Макалид». Ш. Марджани указывает, что часть книги была написана в 751 г. (1350 г.), а, следовательно, автор относится к ученым XIV века.

Далее следует Кутб ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази аш-Шафи‘ий. Марджани сам указывает, что его происхождение связывают с городом Рейем, а, следовательно, и его включение в список богословов Булгарии вызывает вопрос. Известно, что этот человек был автором «Китаб ал-мухакамат», «ар-Рисала ал-ма‘мула», комментатором «ал-Матали‘», «аш-Шамсиййа», «ал-Хави ас-сагир», посвященных проблемам шафиитского фикха.

Следующий – Ахмад ибн Шамс ал-А’имма ас-Сараи. Информация об этом человеке практически отсутствует. Марджани, со ссылкой на Ибн ‘Арабшаха, приводит следующую цитату: «Он повелитель слов арабского, персидского и тюркского языков. Он был очень удивительным человеком для своего времени. Даже Тамерлан пригласил его в Самарканд».

Одним из наиболее известных богословов, упомянутых в «Мустафад…», является Са‘д ад-Дин Мас‘уд ибн ‘Умар ал-Хорасани ан-Насаи аш-Шафи‘и, известный как ат-Тафтазани, автор комментария к «‘Ака’ид ан-Насафи», а также многих других книг. Несмотря на известность богослова, вызывает вопрос о его причислении к ученым Булгарии. Нисба ат-Тафтазани указывает на то, что он происходил из деревни Тафтазан, находящейся в иранской провинции Северный Хорасан.

Продолжение, начало, см: Татарские богословы в «Мустафад ал-ахбар…» Ш. Марджани Богословие в Золотой Орде Среди богословов золотоордынского периода Ш.-2

О следующем богослове информации довольно мало. Камал ад-Дин ал-Худжанди. Со ссылкой на неизвестного автора Сеида Ракима, Марджани приводит цитату:

«Когда войско хана Токтамыша направлялось в Табриз, уважаемый шейх Камал ад-Дин находился в этом городе. Когда же город был захвачен, то по велению хана Токтамыша он был доставлен в столицу Дешт-и кипчака Сарай».

Видимо, появление этого ученого в Сарае и стало причиной включения в данный список.

Далее – Хафиз ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Шихаб ибн Йусуф ал-Хаваризми ал-Кардари, известный как Ибн ал-Баззаз. Является известным ханафитским богословом. Он умер в возрасте 80 лет в 827 г. (1423 г.). Татарский богослов и история сообщают, что этот человек не только путешествовал по Булгарии, Крыму, Византии, но и долгое время прожил в Булгаре. Известен своим сборником фетв «Фатава Базазийа».

О следующем богослове – ‘Исаме ибн ал-Малике ал-Маргинани – известно то, что он был сыном автора «ал-Хидайа». Он был факихом, ученым и поэтом. Марджани приравнивает его к Хафиз ад-Дину ибн ал-Баззазу и пишет о соперничестве между этими двумя учеными.

Далее упоминается Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ал-Кураши ад-Димашки, известный как Ибн ‘Арабшах. Как указывает татарский богослов и историк, он родился в Дамаске в 791 г. (1388 г.) и умер в 954 г. (1547 г.). По всей видимости, либо сам Марджани допустил неточность, либо это является опечаткой. Известно, что Ибн ‘Арабшах умер в 854 г. хиджры, что соответствует 1450 г. Он был факихом, знатоком литературы, поэтом, историком и этнографом, много путешествовал по Булгарии, Ираку, Хорасану, Византии, Мавераннахру и Хорезму. Его перу принадлежит книга «‘Аджа’иб ал-макдур фи наваиб (фи ахбар) Таймур».

Мыслитель, худ. Якупов Ф.Х.
Мыслитель, худ. Якупов Ф.Х.

О следующем богослове – Мухаммаде ал-Булгари – известно только то, что он является автором небольшой книги наставлений и проповедей «Хазинат ал-‘улама ва зинат ал-фукаха», содержащий хадисы и предания.

Среди богословов Казани и Булгара Ш. Марджани также приводит Касима ибн Ибрахима ал-Казани, известного как Шейх ‘Азизан и который был мюридом Вали ‘Азизана ал-Кухзари. Однако его нельзя отнести ни к булгарскому, ни к золотоордынскому периоду, так как известно, что он умер в 998 г. (1589 г.) в Кримне, деревне между Бухарой и Самаркандом.

Изучая данный раздел «Мустафада…» мы можем открыть для себя нового Ш. Марджани. Марджани – глобалиста, человека, который смотрит на историю тюркских государств, рассматривая их в качестве мировой державы, оказавшей влияние на ход истории многих регионов. Для него не принципиально происхождение перечисленных богословов, поскольку они жили и творили на территории Булгара и Золотой Орды, он всех их называет булгарскими богословами. Анализ раздела о богословах Булгарии и Золотой Орды, также показывает связь региона с другими регионами мусульманского мира, а также вклад булгарских богословов в мусульманскую науку.