Нужны ли России авианосцы? Еще как нужны!
Каковы реальные задачи авианосного флота, если взять за скобки откровенные пропагандистские глупости про «гонять папуасов» и «захватывать африканскую страну»? У России есть 4 флота и 1 флотилия. При этом 2 флота, Северный и Тихоокеанский, имеют стратегическое значение, поскольку именно на них базируются и действуют наши ПЛАРБ, несущие межконтинентальные баллистические ракеты, являющиеся важнейшей составляющей «ядерной триады». Главной задачей ВМФ РФ является обеспечение безопасности районов боевого развертывания наших РПКСН от противолодочных самолетов противника и многоцелевых субмарин-охотников.
Можем мы сегодня быть уверены в выполнении этой боевой задачи?
Нет. Палубная авиация АУГ ВМС США и их союзников легко утопит немногочисленные крупные надводные корабли ВМФ РФ, имеющие откровенно слабую систему ПВО, которая просто не справится с массированным залпом крылатых ракет воздушного базирования. После этого вражеские противолодочные самолеты и вертолеты, а также МАПЛ найдут и уничтожат наши «Бореи», не дав им совершить «удар возмездия».
Что может изменить авианосец, вернее, авианосцы?
Очень многое. Они будут сбивать противолодочные самолеты противника, не давая им выслеживать наши РПКСН, держать на отдалении или связывать боем палубную авиацию АУГ, а также сбивать противокорабельные ракеты с маловысотным профилем, выпущенные по кораблям ВМФ РФ. То есть, речь идет не о какой-то имиджевой блажи, а о национальной безопасности и самом существовании России. Кроме того, авианосцы могут использоваться для эскорта военных конвоев, а также для воздушной поддержки морских десантов, если таковые будут осуществляться.
Разобравшись с вопросом о нужности авианосцев, надо определиться, какими они должны быть.
«Ульяновск-2»
Советские авианесущие корабли прошли свой эволюционный путь, вершиной которого должен был стать АТАВКР «Ульяновск». При полном водоизмещении в 79 758 тонн первый наш атомный авианосец мог нести до 70 летательных аппаратов: 60 истребителей Су-33м, 4 разведывательных РЛДН Як-44 РЛД, 2 противолодочных вертолёта Ка-27, а также поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.
«Ульяновск» оснащался 2 паровыми катапультами, трамплином и аэрофинишерами. По своим возможностям он вполне соответствовал американским «Нимитцам». Всего ВМФ РФ должен был получить 4 атомных авианосца. Вот такие «непонимающие» были советские адмиралы, не то, что современные блогеры и журналисты, пишущие на военную тематику. Это ирония.
Но можем ли мы построить 4 аналогичных атомных авианосца сегодня, по 2 на Северный и Тихоокеанский флоты? Увы, но нет.
Николаевская верфь осталась на Украине, «Севмаш» занят заказами на АПЛ на годы вперед, «Звезда» строит гражданские суда. Опыта строительства с нуля столь крупного военного корабля тоже пока нет. Стоить каждый такой авианосец будет под триллион рублей. Плюс для них на Баренцевом море и Тихом океане придется построить всю необходимую береговую инфраструктуру, что будет стоить сопоставимых денег.
То есть, если страна напряжется, то построим, но потом возникнет проблема обеспечения их постоянного дежурства в районах боевого развертывания. Это сложно и дорого, хотя и жизненно необходимо. Да и истребители Су-33 больше не производятся, вырабатывая остаточный ресурс.
Тогда что остается?
«Варан»
В ситуации, когда страна не может потянуть строительство и последующую эксплуатацию тяжелых атомных авианосцев логичным шагом является компромисс, заключающийся в строительстве легких (средних) авианосцев, оснащенных обычной газотурбинной силовой установкой. И тут наиболее удачным проектом можно назвать авианосец «Варан» от Невского ПКБ.
При длине в 250 м, ширине – 65 м и осадке в 9 м, корабль будет иметь водоизмещение 45 000 тонн, то есть, почти половину от «Ульяновска». Скорость у него тоже будет ниже – 26 узлов против 30. Легкий авианосец сможет нести до 50 ЛА: 24 легких истребителя МиГ-29К, 6 вертолетов, противолодочных или ДРЛОиУ Ка-31, а также 20 беспилотников, разведывательных и разведывательно-ударных.
На что способен «Варан» с таким авиакрылом?
Главную свою задачу по обеспечению безопасности в районе боевого развертывания РПКСН его 24 истребителя выполнят. Миг-29 будут отгонять противолодочные самолеты и палубные истребители противника, а его собственные противолодочные вертолеты будут отлавливать вражеские субмарины-охотники. Также «Варан» может быть использован для эскортирования и воздушной поддержки морских десантов.
Иначе говоря, легкого(среднего) авианосца водоизмещением в 45 000 тонн для нужд хватит. При этом их постройка и последующая эксплуатация обойдутся в разы дешевле, чем строительство и содержание «Ульяновска». На каждый из наших флотов, Северный и Тихоокеанский, можно будет поставить 2, а то и 3 авианесущих корабля данного класса. Меньше нельзя, поскольку у авианосцев есть свой жизненный цикл, когда им придется по ротации уходить на ремонт и модернизацию.
Реально это осуществить в современной России?
Вполне. Серию из 4-6 легких авианосцев типа «Варан» можно заложить на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, где сейчас строятся 2 УДК сопоставимого водоизмещения в 40 000. Через несколько лет вертолетоносцы будут спущены на воду, и их место на стапелях могут занять 2 «Варана».
Ускорить строительство можно было бы, передав часть заказа на верфь «Звезда» в Приморье. Да, там строят гражданские корабли. Однако «Варан» - это нет только легкий авианосец, это еще и универсальный многоцелевой морской комплекс, на базе которого можно построить УДК (универсальные десантные корабли), а также транспортно-госпитальные суда, остро необходимые российскому военно-морскому флоту.
Унификация и модульность кораблей данного проекта позволит увеличить и удешевить серию, а заодно и ускорить процесс строительства. «Варан» при всей неблагозвучности названия может символом возрождения ВМФ РФ, став адекватной заменой «Ульяновску» для ВМФ РФ.
Возможно, его стоит переименовать в «Феникс».
Друзья, ставьте лайки, делитесь ссылками и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.