Найти в Дзене
Н.Е. Медиа

«Варан» или «Ульяновск-2»: Какой авианосец нужен ВМФ РФ

Оглавление

Нужны ли России авианосцы? Еще как нужны!

Каковы реальные задачи авианосного флота, если взять за скобки откровенные пропагандистские глупости про «гонять папуасов» и «захватывать африканскую страну»? У России есть 4 флота и 1 флотилия. При этом 2 флота, Северный и Тихоокеанский, имеют стратегическое значение, поскольку именно на них базируются и действуют наши ПЛАРБ, несущие межконтинентальные баллистические ракеты, являющиеся важнейшей составляющей «ядерной триады». Главной задачей ВМФ РФ является обеспечение безопасности районов боевого развертывания наших РПКСН от противолодочных самолетов противника и многоцелевых субмарин-охотников.

Можем мы сегодня быть уверены в выполнении этой боевой задачи?

-2

Нет. Палубная авиация АУГ ВМС США и их союзников легко утопит немногочисленные крупные надводные корабли ВМФ РФ, имеющие откровенно слабую систему ПВО, которая просто не справится с массированным залпом крылатых ракет воздушного базирования. После этого вражеские противолодочные самолеты и вертолеты, а также МАПЛ найдут и уничтожат наши «Бореи», не дав им совершить «удар возмездия».

Что может изменить авианосец, вернее, авианосцы?

-3

Очень многое. Они будут сбивать противолодочные самолеты противника, не давая им выслеживать наши РПКСН, держать на отдалении или связывать боем палубную авиацию АУГ, а также сбивать противокорабельные ракеты с маловысотным профилем, выпущенные по кораблям ВМФ РФ. То есть, речь идет не о какой-то имиджевой блажи, а о национальной безопасности и самом существовании России. Кроме того, авианосцы могут использоваться для эскорта военных конвоев, а также для воздушной поддержки морских десантов, если таковые будут осуществляться.

Разобравшись с вопросом о нужности авианосцев, надо определиться, какими они должны быть.

«Ульяновск-2»

Советские авианесущие корабли прошли свой эволюционный путь, вершиной которого должен был стать АТАВКР «Ульяновск». При полном водоизмещении в 79 758 тонн первый наш атомный авианосец мог нести до 70 летательных аппаратов: 60 истребителей Су-33м, 4 разведывательных РЛДН Як-44 РЛД, 2 противолодочных вертолёта Ка-27, а также поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

-4

«Ульяновск» оснащался 2 паровыми катапультами, трамплином и аэрофинишерами. По своим возможностям он вполне соответствовал американским «Нимитцам». Всего ВМФ РФ должен был получить 4 атомных авианосца. Вот такие «непонимающие» были советские адмиралы, не то, что современные блогеры и журналисты, пишущие на военную тематику. Это ирония.

Но можем ли мы построить 4 аналогичных атомных авианосца сегодня, по 2 на Северный и Тихоокеанский флоты? Увы, но нет.

-5

Николаевская верфь осталась на Украине, «Севмаш» занят заказами на АПЛ на годы вперед, «Звезда» строит гражданские суда. Опыта строительства с нуля столь крупного военного корабля тоже пока нет. Стоить каждый такой авианосец будет под триллион рублей. Плюс для них на Баренцевом море и Тихом океане придется построить всю необходимую береговую инфраструктуру, что будет стоить сопоставимых денег.

То есть, если страна напряжется, то построим, но потом возникнет проблема обеспечения их постоянного дежурства в районах боевого развертывания. Это сложно и дорого, хотя и жизненно необходимо. Да и истребители Су-33 больше не производятся, вырабатывая остаточный ресурс.

Тогда что остается?

«Варан»

В ситуации, когда страна не может потянуть строительство и последующую эксплуатацию тяжелых атомных авианосцев логичным шагом является компромисс, заключающийся в строительстве легких (средних) авианосцев, оснащенных обычной газотурбинной силовой установкой. И тут наиболее удачным проектом можно назвать авианосец «Варан» от Невского ПКБ.

-6

При длине в 250 м, ширине – 65 м и осадке в 9 м, корабль будет иметь водоизмещение 45 000 тонн, то есть, почти половину от «Ульяновска». Скорость у него тоже будет ниже – 26 узлов против 30. Легкий авианосец сможет нести до 50 ЛА: 24 легких истребителя МиГ-29К, 6 вертолетов, противолодочных или ДРЛОиУ Ка-31, а также 20 беспилотников, разведывательных и разведывательно-ударных.

На что способен «Варан» с таким авиакрылом?

-7

Главную свою задачу по обеспечению безопасности в районе боевого развертывания РПКСН его 24 истребителя выполнят. Миг-29 будут отгонять противолодочные самолеты и палубные истребители противника, а его собственные противолодочные вертолеты будут отлавливать вражеские субмарины-охотники. Также «Варан» может быть использован для эскортирования и воздушной поддержки морских десантов.

-8

Иначе говоря, легкого(среднего) авианосца водоизмещением в 45 000 тонн для нужд хватит. При этом их постройка и последующая эксплуатация обойдутся в разы дешевле, чем строительство и содержание «Ульяновска». На каждый из наших флотов, Северный и Тихоокеанский, можно будет поставить 2, а то и 3 авианесущих корабля данного класса. Меньше нельзя, поскольку у авианосцев есть свой жизненный цикл, когда им придется по ротации уходить на ремонт и модернизацию.

Реально это осуществить в современной России?

Вполне. Серию из 4-6 легких авианосцев типа «Варан» можно заложить на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, где сейчас строятся 2 УДК сопоставимого водоизмещения в 40 000. Через несколько лет вертолетоносцы будут спущены на воду, и их место на стапелях могут занять 2 «Варана».

-9

Ускорить строительство можно было бы, передав часть заказа на верфь «Звезда» в Приморье. Да, там строят гражданские корабли. Однако «Варан» - это нет только легкий авианосец, это еще и универсальный многоцелевой морской комплекс, на базе которого можно построить УДК (универсальные десантные корабли), а также транспортно-госпитальные суда, остро необходимые российскому военно-морскому флоту.

-10

Унификация и модульность кораблей данного проекта позволит увеличить и удешевить серию, а заодно и ускорить процесс строительства. «Варан» при всей неблагозвучности названия может символом возрождения ВМФ РФ, став адекватной заменой «Ульяновску» для ВМФ РФ.

Возможно, его стоит переименовать в «Феникс».

Друзья, ставьте лайки, делитесь ссылками и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.