Уже более 20 лет в казино «Тропикано» в Атлантик-сити (США), в январе, собирается несколько тысяч мастеров боевых искусств из разных стран. Вообще, следует честно сказать, что Залов славы по боевым искусствам в мире немало. В Америке, пожалуй, больше всего. Это неудивительно – «залы славы» здешняя задумка, поэтому естественно, что и количество подобных мероприятий в США больше, чем в других государствах. Спорт в Америке на государственном уровне не поддерживается, если не считать поддержкой большое количество спортивных площадок, бесплатных школьных и университетских секций, а также и определённого, правда, небольшого, количества спортивных стипендий в колледжах и университетах. В «табеле о рангах» конкретных проектов (соревнований, боёв и прочего) всё определяет успех и авторитет конкретных организаторов (назовём на западный манер – промоутеров), а не административный ресурс. То есть, не то, кто с кем знаком и кто кому позвонит, а насколько яркой и интересной жизнью существует то или иное спортивное объединение. В США уровень спортсмена определяется принадлежностью к лиге, команде определённого статуса (национальная, команда колледжа, университета, штата) и набранному рейтингу. Нет разрядов, званий мастеров, а это значит, что нет необходимости ходить на поклон и договариваться об аккредитации того вида спорта, которым занимаешься, чтобы давать своим воспитанникам эти самые звания. Финансирование определяется уровнем происходящего, интересом публики и, как следствие, интересом спонсоров и рекламодателей. Кстати, разряды и звания и у нас-то появились лишь в тридцатых годах, и во многом были связаны именно с обоснованием государственного финансирования. Сейчас, когда спортсмены аккредитованных видов часто ездят на соревнования за свой счёт, а у не аккредитованных вопрос о финансировании вообще не стоит, существующая система представляет собой странную смесь социалистических пломб в капиталистическом оскале. В общем, много у нас ресурсов в стране за счёт большого количества чиновников, и по людям, и по деньгам, выделяемым на оплату их «труда».
Говоря про Штаты, как, впрочем, и про большинство стран, нельзя обойти ещё один важный момент. Проведение любого, пусть и небольшого спортивного события, то есть, того, чем живёт хотя бы малая часть местного населения, является гарантией появления журналистов, с последующими публикациями не только в местных газетах и репортажами не только на местном телевидении и местной же локальной сети. Также и представителей властей на уровне мэров, сенаторов и прочих губернаторов. Это сразу придаёт значимость происходящему и, конечно, крепит выборные амбиции существующих во власти. Да и спонсоры начинают подтягиваться.
Промоутер этого Зала славы, который за время своего существования сменил несколько названий и теперь называется Залом чести в боевых искусствах, Алан Голдберг, помимо серьёзного авторитета в мире боевых искусств, оказался человеком с большой выдумкой.
Сначала про авторитет. Более пятидесяти лет назад Голдберг занялся шотоканом. Его учителями были весьма известные в США мастера – Манард Минер и Джордж Кофиелд. Но в семидесятых годах он встретил молодого мастера Джейсона Лау. Именно он, являвшийся учеником знаменитых братьев Шо, и предопределил его переход в кунфу и, соответственно, дальнейший путь Алана в боевых искусствах. Их связь – связь мастера и ученика продолжается уже более тридцати лет. Солидный срок.
Обучение продолжилось в Шаолине, где вместе с ещё тремя учениками они провели почти пять лет. Вспоминая это время, мастер Голдберг шутит: «Сифу Лау вставал в два часа утра и говорил, что настало время для тренировки, и так продолжалось на протяжении всего нашего пребывания в монастыре. Порой я даже не мог различать дни. Наверное, всё бы так и продолжалось, но между тренировками я исхитрился жениться, а жене почему-то не понравилась моя идея жить в монастыре и дальше. Пришлось вернуться обратно».
Когда Сифу Лау в начале 80-х покинул Нью-Йорк с тем, чтобы мастер Голдберг не остался без учителя, он направил его к Сифу Мой Яату, представителю семьи Ип Мана. Это позволило мастеру Голдбергу изучать Вин Чун под руководством двух сифу и сделать обучение более разносторонним. За свой долгий путь в этом направлении боевых искусств мастера Голдберга по праву называют пионером Вин Чуна в Соединённых Штатах.
Мастер Голдберг преподаёт своё искусство очень небольшому количеству учеников, но какие сочные имена! Они разные, эти ученики, но объединены своим учителем. Среди них можно назвать актёра Джо Пископо из легендарной ТВ программы «Субботним вечером» и чемпиона –тяжёловеса Димитруса «Дуболома» Эдвардса, известного, в частности, тем, что в спарринге он сломал рёбра Майку Тайсону; мировую знаменитость – хирурга Ричарда Перла и Фила Морриса из известного «Зейнфильд шоу», и ещё несколько, весьма известных в разных областях, людей. Алан не хочет увеличивать количество учеников, считая, что это нарушит устоявшиеся традиции и почти «семейные» связи, которые ему удалось построить за долгие годы. Традиции его школы продолжают передавать три его ученика уже в своих школах в разных местах в США.
Грандмастер Голдберг является обладателем звания «Кунфу инструктор года – 2004» по версии журнала «Вlack Belt», а также более 70 почётных наград различных спортивных организаций. Он входит в президиумы многих основных федераций по боевым искусствам. Также он является одним из основателей Международного совета грандмастеров боевых искусств (Martial Arts Grand Master International Council) с говорящей аббревиатурой MAGIC. Кроме того, нельзя не упомянуть и тот факт, что он является сооснователем организации «Чёрные пояса мира», вместе с Чаком Норрисом и Бобом Волом. Кто не помнит, последний играл в знаменитом «Enter The Dragon» (на постсоветском пространстве этот фильм больше известен под названием «Выход дракона») негодяя О’Хара и был в том же фильме жестоко наказан героем, которого играл Брюс Ли. Конечно, не лишним будет сказать, что Алан является сооснователем Международного спортивного зала славы, среди которых присутствует, помимо многих иных уважаемых личностей, например, и Арнольд Шварцнеггер.
Вероятно, всё это сподвигло Алана стать издателем журнала «Action Martial Arts Magazine» – самого большого по тиражу «бумажного» бесплатного журнала в США. Что-то подсказывает, похоже, и в мире. Журнал поначалу выглядел скромненько, но, как говорится, чистенько, и в нём можно было разместить свою рекламу. Насколько помнится, поначалу тоже бесплатно. Потом желающие рекламироваться стали в очередь и начали платить. Капитализм, однако... Мы с Сашей Соловьёвым одно время даже помещали там статьи о происходящем в России, но не привилось. Хотя интерес был, и нам даже писали. Почему-то у нас народ, в массе своей, писать не любит, а жаль.
Продолжение следует...
Николай Смирнов, Санкт-Петербург, Россия