Султан женился на Хюррем - нонсенс, который чуть не нокаутировал Валиде; она хоть и жутко не хотела этого, но предвидела и понимала неизбежность данного события, поэтому подсознательно готовилась к этому. Женитьба сына на вчерашней невольнице-христианке, которая в ее глазах так и оставалась невоспитанной дворняжкой, сильно ударила Валиде по самолюбию. Как же так? Сын этим поступком будто превознес рыжую бунтарку над матушкой.
Добрейшая и любящая мать и бабуля решила лишить сына любимой жены, а внуков - мамы. Валиде не сдается и решается на очень опасный и рискованный поступок - буквально сжечь невестку. Она лезла на рожон и подвергла опасности все - доверие повелителя, психику внуков (каково будет жить детям с осознанием того, что их маму сожгли), гарем, рабынь (поджог мог запросто перерасти в огромный пожар), слуг (особенно хазнедар Дайе и Сюмбюля-агу). В итоге план не удался, Хюррем спаслась, хоть и не без последствий, султан вернулся и узнал обо всем - более того, Ибрагим скрыл от него письмо жены. Жалкая попытка оправдаться и свалить вину на саму Хюррем, мол, сама спровоцировала бунт в гареме (что было крайне глупо - не вы ли, маменька, в ответственности за этот самый гарем), провалилась; султан встал на сторону супруги и тонко намекнул матушке, что пора ей взяться за ум, чтобы окончательно не кануть на дно.
Лучше всего выкрутился Ибрагим. Изящно, убедительно и тонко, устремив на падишаха свои щенячьи глазки, он убедил Сулеймана в том, что если это проделки его тещи, то он не имел никакого права вмешиваться в то, что творит Валиде - не в моих правах. Таким образом он спас себя и дал султану понять, что это дело рук Айше Хафсы-султан.
Султан в этой ситуации повел себя как образцовый муж - выслушал обе стороны, ни разу не обвинил Хюррем в том, что она спровоцировала беспорядки в гареме, успокоил, показал ей, что любит ее несмотря ни на что. Кажется, он даже не принимал у себя в покоях других наложниц, чтобы не травмировать Хюррем морально еще раз.
Итог - это немного укрепило связь и любовь Сулеймана и Хюррем, Ибрагим хоть и спасся, но все-таки был уличен в сокрытии темных дел Валиде-султан - еще одна семечка недоверия посеянная в душе падишаха; сама мать султана чуть не оказалась на грани пропасти. Валиде подставила себя и зятя-союзника, ужесточила Хюррем и едва не потеряла доверие сына. Поджог - явно не лучшая идея. Был бы на месте Сулеймана Ахмед (из сериала «Империя Кёсем») матушка бы давно уже уехала в ссылку.