Лояльность сотрудников: как узнать, что думают подчиненные о вашей компании

205 прочитали

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…»,
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).

Пожалуй, вряд ли кто добродушно примет и высоко оценит такую шутку в свой адрес от сотрудников, а если она имеет широкую популярность среди персонала компании, то руководителю надо честно себе признаться, что лояльность подчиненных к нему и его компании находится на критически низком уровне.

Тогда не сто́ит и удивляться низкой продуктивности персонала, массовой его пассивности и незаинтересованности, текучести кадров, плохой атмосфере в коллективе, а, значит, падению объемов производства и продаж, снижению конкурентоспособности и имиджа компании. Это плохая ситуация!

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).

Её надо срочно менять, пока она не приобрела свойства унылого зрелища или во́все ⎯ не привела к потере бизнеса.

В статье ниже рассмотрим тему лояльности персонала шире и подробней, узнаем, какими способами можно выяснить истинные мнения сотрудников о компании и как можно повысит лояльность работников. Читаем!

Лояльность ⎯ определение и содержательное наполнение понятия

Слово «лояльный» пришло из французского языка и дословно переводится как «верный». Лояльность — это форма поведения, при которой личность ведет себя терпимо, благосклонно и доброжелательно по отношению к кому-либо или чему-либо. Применительно к контексту статьи, под этим термином понимается некий психологический настрой работника, который проявляется в благожелательном и уважительном отношении его к компании, ее миссии, ценностям, к своим коллегам и руководству.

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-2

Почему важно и зачем нужно знать уровень лояльности сотрудников

Важно знать потому, что лояльность сотрудников ⎯ критически важный параметр, напрямую и жестко связанный с доходностью, успешностью, устойчивостью, конкурентоспособностью и привлекательностью компании.

Разве не так? Задумайтесь, если это кому-то покажется неочевидным.

Зачем нужно знать уровень лояльности сотрудников? Ну, это логически вытекает из предыдущего утверждения ⎯ это знание дает возможность объективно правильно понимать психологический и рабочий настрой работников, видеть текущие и зарождающиеся проблемы в компании, а значит находить адекватные и своевременные решения по их устранению.

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-3

Уровни и виды лояльности сотрудников компании

Зарубежные и российские исследователи сходятся во мнениях и выделяют 5 уровней лояльности работников компании:

  1. Начальный. На этом уровне у сотрудника формируется чувство принадлежности к коллективу и компании в целом.
  2. Поведенческий. На этом этапе происходит формирование в сознании сотрудника и естественного принятия им стандартов корпоративной культуры мышления и поведения.
  3. Уровень способностей. Такие лояльные сотрудники обладают хорошими знаниями и умениями. Они способны находить разные нестыковки и противоречия и предлагать решения проблем компании, проявляя беспокойство о будущем.
  4. Уровень убеждений. На этом уровне идеалы и ценности компании становятся убеждениями, идеалами и ценностями самого работника.
  5. Уровень идентичности. Это верхний уровень лояльности. Сотрудник не мыслит свою профессиональную деятельность и свое настоящее и будущее вне компании.

Кроме того, они же (исследователи) различают 3 вида лояльности:

  1. Эмоциональная (аффективная). Проявляется в чувстве благодарности и привязанности к компании, связанном с дружескими отношениями с коллегами, а также с ностальгическими воспоминаниями о приятных и значимых событиях, которые произошли за долгие года работы в ней.
  2. Прагматическая. Основана и диктуется главным образом трезвым расчётом и практичным сопоставлении выгод, которые даёт работа в компании, и возможных потерь, связанных с уходом.
  3. Нормативная. Связана с наличием определённых обязательств,
    которые нужно выполнять по условиям заключенного трудового договора, так и по причине личной ответственности.

Если сегодняшний гороскоп сулит вам новые сексуальные ощущения, не обольщайтесь — возможно, вас вызовет к себе начальник… .
Датская пословица

Что дает компании высокий (низкий) уровень лояльности сотрудников

Высокий ⎯ это, к сожалению, нечастое явление, большая ценность и залог успешности бизнеса. Потому что с таким психологическим настроем сотрудники:

  • проявляют высокую вовлеченность, а значит, ответственны, производительны и инициативны;
  • дорожат своим рабочим местом;
  • редко увольняются, связывая свое будущее с компанией и проявляя готовность поддерживать ее в трудные времена;
  • доверяют руководителю и готовы поддерживать нововведения в компании;
  • укрепляют фирменный бренд, рекомендуя работу в компании своим друзьям и знакомым;
  • и т. д.

Напротив, низкий уровень лояльности сотрудников неизбежно ведет к:

  • высокой текучести кадров;
  • уходу лучших специалистов;
  • ухудшению психологического климата в коллективе;
  • снижению качества продукта или услуги;
  • потере клиентской базы;
  • падению объемов производства и сбыта;
  • снижению репутации компании на рынке;
  • и т. д.

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-4

Оценка лояльности

Общеизвестно, что любое дело или явление более понятно и может быть как-то управляемо, если его можно посчитать. Лояльность ⎯ не исключение. Тоже считается. Наиболее известные методы следующие:

Все методы доступны любому желающему разобраться в них и несложны в практическом применении. Наиболее прост в использовании индекс eNPS.

Регулярное измерение уровня еNPS даст вам представление о настроениях внутри коллектива, позволит оценить устойчивость и стабильность компании и сотрудников, удовлетворенность работников политикой вашей компании, уровнем оплаты, социальным пакетом и т. д.

Вовлеченность ⎯ прогрессивная производная лояльности: о чем говорят исследования компании GALLUP

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-5

Что такое вовлеченность? Пожалуй, это эмоциональная связь сотрудников и организации. То, как они чувствуют себя самих в компании и что они чувствуют по отношению к ней. Вовлеченность — основная движущая сила творческого подхода к делу и стремления добиваться максимума результата. Высокая вовлеченность сотрудников компании ⎯ одно из отличий самых успешных организаций.

Десятое по счету исследование (октябрь 2020 года), подтвердило общую тенденцию из девяти предыдущих и дало следующие результаты:

  • Корреляция (соотношение, соотношение) вовлеченности и производительности составляет 0,43. То есть, производительность персонала зависит от вовлеченности на 43%;
  • В среднем, персонал организаций из верхней части рейтинга вовлеченности эффективней в 2 раза тех, что в нижней части.

Способы получения обратной связи (как узнать, что думают подчиненные о вашей компании)

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-6

В самом деле, как это сделать наиболее эффективно? Казалось бы, самое простое ⎯ спросить сотрудников об этом. Но кто отважится откровенно и прямо сказать начальнику в лицо всё, что он думает о нем и «его барже…»

Некоторые руководители заводят себе «осведомителей» и даже как-то приплачивают им. Кое-кто думает, что все проблемы можно обсудить на общем собрании. Есть боссы, которые уверены, что если им не сказали о проблеме ⎯ значит, она не существует. Самые махровые плюют на людей и меняют их как перчатки. Ну, это уж исключение и полный отстой!

Думающие и дальновидные руководители самым серьезным образом подходят к получению обратной связи от коллектива сотрудников своей компании, изучают данные и вносят соответствующие коррективы в отношения к работникам, условия работы, вознаграждения за труд и т. д.

Для думающих и дальновидных руководителей!

Если испытываете затруднения или не знаете с чего начать, то приходите к нам в Бойлерную. Поможем! Мы профессионалы в построении отделов продаж микро- и малого бизнеса, 5 лет успешно это делаем во всех областях и нишах бизнеса. Естественно, накопили немалые знания по психологии взаимоотношений между работодателем и работниками. Соответственно, знаем как и можем практически помочь повысить лояльность сотрудников вашей компании. Не сомневайтесь! Приходите!

А способы получения обратной связи простые, известные и несложные в реализации. Вот они:

  • наблюдение;
  • мониторинг настроения;
  • ящики для предложений;
  • оценка текучести кадров;
  • анкеты;
  • опросы;
  • электронная почта доверия и внутренние корпоративные форумы;
  • анализ соцсетей;
  • анкета при увольнении (выходные интервью);
  • звонок от лица кадрового агенства;

При известном желании изучить, адаптировать «под себя» и применять не составит труда ни какому руководителю или HR-специалисту.

«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).-7

Как поднять лояльность персонала

Схема простая: собрать всю полноту обратной связи, тщательно её проанализировать, сделать правильные выводы, составить программу оптимизации перекосов, перегибов и всякого прочего феодализма в компании и провести её (программу) в жизнь в конкретные сроки.

Наверняка оптимизация «упрется» в:

  • необходимость работы по увеличению размера оплаты труда и разработке системы мотивации;
  • работу по четкой постановке целей и задач подразделениям, а также определению границ полномочий и зон ответственности;
  • совершенствование организации трудового процесса, исключающей переработки и дублирование функций;
  • формирование у работников уверенности в прочном положении компании;
  • корректировку стиля руководства и управления;
  • и пр., и пр.

Ну, да. А это и есть сущностные вопросы жизнедеятельности компании и животрепещущие вопросы интересов, переживаний, тревог и надежд коллектива её сотрудников. Их и решаем!

Заключение

Резюмируя всё вышесказанное, повторим, что лояльность сотрудников к компании ⎯ важнейший фактор её успешности, конкурентоспособности и привлекательности.

Главную и определяющую роль в формировании лояльности сотрудников играет, конечно, руководитель.

Отдаленность от коллектива и реальности, игнорирование ценностей и интересов сотрудников ⎯ непростительная и глупая ошибка! Не допускайте её! Работайте над повышением лояльности ваших сотрудников! Удачи!

Больше полезных статей в нашем telegram