«С уходом года козла удача стала отворачиваться от моего шефа…», ⎯
Сирил Норткот Паркинсон (1909-1993).
Пожалуй, вряд ли кто добродушно примет и высоко оценит такую шутку в свой адрес от сотрудников, а если она имеет широкую популярность среди персонала компании, то руководителю надо честно себе признаться, что лояльность подчиненных к нему и его компании находится на критически низком уровне.
Тогда не сто́ит и удивляться низкой продуктивности персонала, массовой его пассивности и незаинтересованности, текучести кадров, плохой атмосфере в коллективе, а, значит, падению объемов производства и продаж, снижению конкурентоспособности и имиджа компании. Это плохая ситуация!
Её надо срочно менять, пока она не приобрела свойства унылого зрелища или во́все ⎯ не привела к потере бизнеса.
В статье ниже рассмотрим тему лояльности персонала шире и подробней, узнаем, какими способами можно выяснить истинные мнения сотрудников о компании и как можно повысит лояльность работников. Читаем!
Лояльность ⎯ определение и содержательное наполнение понятия
Слово «лояльный» пришло из французского языка и дословно переводится как «верный». Лояльность — это форма поведения, при которой личность ведет себя терпимо, благосклонно и доброжелательно по отношению к кому-либо или чему-либо. Применительно к контексту статьи, под этим термином понимается некий психологический настрой работника, который проявляется в благожелательном и уважительном отношении его к компании, ее миссии, ценностям, к своим коллегам и руководству.
Почему важно и зачем нужно знать уровень лояльности сотрудников
Важно знать потому, что лояльность сотрудников ⎯ критически важный параметр, напрямую и жестко связанный с доходностью, успешностью, устойчивостью, конкурентоспособностью и привлекательностью компании.
Разве не так? Задумайтесь, если это кому-то покажется неочевидным.
Зачем нужно знать уровень лояльности сотрудников? Ну, это логически вытекает из предыдущего утверждения ⎯ это знание дает возможность объективно правильно понимать психологический и рабочий настрой работников, видеть текущие и зарождающиеся проблемы в компании, а значит находить адекватные и своевременные решения по их устранению.
Уровни и виды лояльности сотрудников компании
Зарубежные и российские исследователи сходятся во мнениях и выделяют 5 уровней лояльности работников компании:
- Начальный. На этом уровне у сотрудника формируется чувство принадлежности к коллективу и компании в целом.
- Поведенческий. На этом этапе происходит формирование в сознании сотрудника и естественного принятия им стандартов корпоративной культуры мышления и поведения.
- Уровень способностей. Такие лояльные сотрудники обладают хорошими знаниями и умениями. Они способны находить разные нестыковки и противоречия и предлагать решения проблем компании, проявляя беспокойство о будущем.
- Уровень убеждений. На этом уровне идеалы и ценности компании становятся убеждениями, идеалами и ценностями самого работника.
- Уровень идентичности. Это верхний уровень лояльности. Сотрудник не мыслит свою профессиональную деятельность и свое настоящее и будущее вне компании.
Кроме того, они же (исследователи) различают 3 вида лояльности:
- Эмоциональная (аффективная). Проявляется в чувстве благодарности и привязанности к компании, связанном с дружескими отношениями с коллегами, а также с ностальгическими воспоминаниями о приятных и значимых событиях, которые произошли за долгие года работы в ней.
- Прагматическая. Основана и диктуется главным образом трезвым расчётом и практичным сопоставлении выгод, которые даёт работа в компании, и возможных потерь, связанных с уходом.
- Нормативная. Связана с наличием определённых обязательств,
которые нужно выполнять по условиям заключенного трудового договора, так и по причине личной ответственности.
Если сегодняшний гороскоп сулит вам новые сексуальные ощущения, не обольщайтесь — возможно, вас вызовет к себе начальник… .
Датская пословица
Что дает компании высокий (низкий) уровень лояльности сотрудников
Высокий ⎯ это, к сожалению, нечастое явление, большая ценность и залог успешности бизнеса. Потому что с таким психологическим настроем сотрудники:
- проявляют высокую вовлеченность, а значит, ответственны, производительны и инициативны;
- дорожат своим рабочим местом;
- редко увольняются, связывая свое будущее с компанией и проявляя готовность поддерживать ее в трудные времена;
- доверяют руководителю и готовы поддерживать нововведения в компании;
- укрепляют фирменный бренд, рекомендуя работу в компании своим друзьям и знакомым;
- и т. д.
Напротив, низкий уровень лояльности сотрудников неизбежно ведет к:
- высокой текучести кадров;
- уходу лучших специалистов;
- ухудшению психологического климата в коллективе;
- снижению качества продукта или услуги;
- потере клиентской базы;
- падению объемов производства и сбыта;
- снижению репутации компании на рынке;
- и т. д.
Оценка лояльности
Общеизвестно, что любое дело или явление более понятно и может быть как-то управляемо, если его можно посчитать. Лояльность ⎯ не исключение. Тоже считается. Наиболее известные методы следующие:
Все методы доступны любому желающему разобраться в них и несложны в практическом применении. Наиболее прост в использовании индекс eNPS.
Регулярное измерение уровня еNPS даст вам представление о настроениях внутри коллектива, позволит оценить устойчивость и стабильность компании и сотрудников, удовлетворенность работников политикой вашей компании, уровнем оплаты, социальным пакетом и т. д.
Вовлеченность ⎯ прогрессивная производная лояльности: о чем говорят исследования компании GALLUP
Что такое вовлеченность? Пожалуй, это эмоциональная связь сотрудников и организации. То, как они чувствуют себя самих в компании и что они чувствуют по отношению к ней. Вовлеченность — основная движущая сила творческого подхода к делу и стремления добиваться максимума результата. Высокая вовлеченность сотрудников компании ⎯ одно из отличий самых успешных организаций.
Десятое по счету исследование (октябрь 2020 года), подтвердило общую тенденцию из девяти предыдущих и дало следующие результаты:
- Корреляция (соотношение, соотношение) вовлеченности и производительности составляет 0,43. То есть, производительность персонала зависит от вовлеченности на 43%;
- В среднем, персонал организаций из верхней части рейтинга вовлеченности эффективней в 2 раза тех, что в нижней части.
Способы получения обратной связи (как узнать, что думают подчиненные о вашей компании)
В самом деле, как это сделать наиболее эффективно? Казалось бы, самое простое ⎯ спросить сотрудников об этом. Но кто отважится откровенно и прямо сказать начальнику в лицо всё, что он думает о нем и «его барже…»
Некоторые руководители заводят себе «осведомителей» и даже как-то приплачивают им. Кое-кто думает, что все проблемы можно обсудить на общем собрании. Есть боссы, которые уверены, что если им не сказали о проблеме ⎯ значит, она не существует. Самые махровые плюют на людей и меняют их как перчатки. Ну, это уж исключение и полный отстой!
Думающие и дальновидные руководители самым серьезным образом подходят к получению обратной связи от коллектива сотрудников своей компании, изучают данные и вносят соответствующие коррективы в отношения к работникам, условия работы, вознаграждения за труд и т. д.
Для думающих и дальновидных руководителей!
Если испытываете затруднения или не знаете с чего начать, то приходите к нам в Бойлерную. Поможем! Мы профессионалы в построении отделов продаж микро- и малого бизнеса, 5 лет успешно это делаем во всех областях и нишах бизнеса. Естественно, накопили немалые знания по психологии взаимоотношений между работодателем и работниками. Соответственно, знаем как и можем практически помочь повысить лояльность сотрудников вашей компании. Не сомневайтесь! Приходите!
А способы получения обратной связи простые, известные и несложные в реализации. Вот они:
- наблюдение;
- мониторинг настроения;
- ящики для предложений;
- оценка текучести кадров;
- анкеты;
- опросы;
- электронная почта доверия и внутренние корпоративные форумы;
- анализ соцсетей;
- анкета при увольнении (выходные интервью);
- звонок от лица кадрового агенства;
При известном желании изучить, адаптировать «под себя» и применять не составит труда ни какому руководителю или HR-специалисту.
Как поднять лояльность персонала
Схема простая: собрать всю полноту обратной связи, тщательно её проанализировать, сделать правильные выводы, составить программу оптимизации перекосов, перегибов и всякого прочего феодализма в компании и провести её (программу) в жизнь в конкретные сроки.
Наверняка оптимизация «упрется» в:
- необходимость работы по увеличению размера оплаты труда и разработке системы мотивации;
- работу по четкой постановке целей и задач подразделениям, а также определению границ полномочий и зон ответственности;
- совершенствование организации трудового процесса, исключающей переработки и дублирование функций;
- формирование у работников уверенности в прочном положении компании;
- корректировку стиля руководства и управления;
- и пр., и пр.
Ну, да. А это и есть сущностные вопросы жизнедеятельности компании и животрепещущие вопросы интересов, переживаний, тревог и надежд коллектива её сотрудников. Их и решаем!
Заключение
Резюмируя всё вышесказанное, повторим, что лояльность сотрудников к компании ⎯ важнейший фактор её успешности, конкурентоспособности и привлекательности.
Главную и определяющую роль в формировании лояльности сотрудников играет, конечно, руководитель.
Отдаленность от коллектива и реальности, игнорирование ценностей и интересов сотрудников ⎯ непростительная и глупая ошибка! Не допускайте её! Работайте над повышением лояльности ваших сотрудников! Удачи!