...Двоякое и неоднозначное отношение я заметила к школьным психологам, кто-то позавидует: вот ведь устроился! Сидит себе в кабинетике, работка не бей лежачего...Но так ли оно?
Давайте разберемся.
Сейчас я работаю педагогом-психологом в детском саду, в планах у меня на следующий учебный год уйти обратно в школу психологом, чётко поняла для себя, что детский сад - это не моё...Но пока не попробуешь, не узнаешь. Попробовала. Не понравилось.
Но теперь ближе к теме. Работая в школе педагогом-психологом увидела интересную особенность.
Если выражаться точнее, отношение педагогического коллектива к специалистам, работающих в школе. Специалисты в школе - это педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Сейчас в современной школе работают не только учителя.
Обязанности учителя всегда были понятны: он учит детей, будь то учитель начальных классов, или учитель-предметник. Обслуживающий персонал школы - завхоз, вахтёр, техничка, тоже понятно чем заняты.
А вот что делает психолог?
Если посмотреть со стороны, то может показаться очень удобная и не пыльная работа, и не особо нервно затратная. Сидит психолог в отдельном кабинете, часто за компьютером, или же перебирает-читает-печатает бумажки, время от времени ходит по классам проводит анкетирования и опросы, также время от времени проводит индивидуальную диагностику и занятия. Это не то, что учитель - проводит по 6 уроков в день, классное руководство, проверка тетрадей, подготовка к проведению уроков на следующий день....непоседливые ученики, беспокойные родители, куча дополнительных заданий от руководства с пометкой "срочно"...
Но так может показаться только тому, кто психологом в школе не работал.
В работе школьного психолога, как и в любой другой работе, есть свои сложности, нюансы и "подводные камни".
Работая психологом очень важна численность учеников во всей школе. Да-да, от этого зависит количество ставок выделяемых на психологов.
Если это не большая школа, с контингентом учащихся 400-500 человек, то в школе будет одна ставка педагога-психолога. Если 800 учеников - тоже одна ставка психолога, но разница есть верно? Со всем контингентом надо работать.
Если в школе свыше 1000 учащихся возможно будет две ставки школьного психолога, а это значит два человека будут работать в этой должности. Если большая школа, и такие есть в нашем городе, где учащихся свыше 2000, то должно быть уже три ставки педагогов-психологов, да и работы у них будет невпроворот...
На практике всё бывает немного иначе. Даже если школа большая, контингент огромный, психолог может быть.....один. Да, такое тоже бывает... Встречала такое явление, что администрация школы сознательно не берет в школу с большим контингентом учащихся больше одного психолога, даже в условиях острой необходимости. Парадокс.
Психолог ведет всю работу в различных направлениях. А их много: адаптация первоклассников (а также 5-е, 10-е классы), профориентационная работа со старшеклассниками, ЗОЖ (здоровый образ жизни - профилактика курения, алкоголизма, наркомании), диагностическая работа, индивидуальная и групповая консультационная работа, работа с родителями, работа с пед.коллективом, отдельно - работа с учащимися имеющих статус ОВЗ. Вот этот момент особенно интересный.
Смотрела как-то Письмо от Минобразования от 2015г., там было написано, что на ставку педагога-психолога должно приходиться 20 учащихся со статусом ОВЗ ( ограниченные возможности здоровья).
В нашем методическом сообществе психологов города, одно время шли дебаты на тему: эти 20 учащихся с ОВЗ это плюсовка к основной работе, т.е. "к норме", или же работа с 20 учащихся с ОВЗ это и есть вся работа на ставку психолога? Согласно коллегиальному заключению, ребенок со статусом ОВЗ должен получать от психолога коррекционно-развивающие занятия, согласно тем часам, которые у него прописаны в заключении. Как правило, это 1-2 занятия в неделю с каждым ребенком. Учеников в школе с ОВЗ, встречается разное количество. В одной школе, где я работала, их было 26 человек, в другой школе - 14... Есть школы, в которых таких детей мало, 4-5 учащихся, а есть также школы, где таких учащихся много....
И самое интересное, руководство школы на работу с учащимися с ОВЗ - не выделяет дополнительного психолога. И нет дополнительных ставок.
Всё входит обязанности штатного педагога-психолога, сколько бы учащихся с ОВЗ в школе не было... Никаких доплат в наших школах города нет за работу с этим контингентом учащихся, диагностика, плановые еженедельные занятия весь учебный год - это всё за одну зарплату. Работа с учащимися с ОВЗ идут плюсовкой к работе "с нормой", т.е. с обычными учащимися. Поэтому, при устройстве на работу в школу психологом, важно узнать, сколько в этой школе учащихся с ОВЗ. Работы может оказаться просто непочатый край.
Особенно, если ещё и диагнозы учащихся с ОВЗ разные ( задержка психического развития, умственная отсталость, общее недоразвитие речи, аутизм) разные будут коррекционно-развивающие программы, которые психологу надо будет составить самому и дальше работать по ним весь учебный год, заполняя текущую документацию на каждого учащегося.
До сих пор работа психологов с учащимися ОВЗ является спорным вопросом и по нагрузке, и по оплате...
По работе "с нормой", тоже работа психолога может быть разной по нагрузке...
Если в вашей школе первых классов два в параллели (1а, 1б), то считайте вам повезло, проводить адаптацию надо всего в двух классах, и работы будет не много. У нас в городе есть и большие школы, где в каждой параллели по 8 классов, то и с первоклашками работать тоже в восьми классах. Зная эту работу, скажу, что это не легко... Адаптация занимает приличную долю сил и времени школьного психолога,и не сделать эту часть работы нельзя. Плюс бумажную работу никто не отменял: бланки, наблюдения, отчёт - всё нужно своевременно сделать и отправить по электронной почте в методический центр и руководству школы.
Также обязательной работой психолога считается работа со всеми старшеклассниками по профессиональной ориентации. В школах в которых я работала, везде был спрос по этому направлению работы.
Нужно провести беседы, анкетирования (не одно), групповые и индивидуальные консультации по вопросу профессионального самоопределения.
Если в школе один 11 класс, два-три- 9 класса, считайте, что вам повезло) Работа будет приятной, вы планомерно всё сделаете в срок и будет вам похвала от руководства возможно....Но если девятых классов восемь, 11-х классов - три, а ещё при этом просят поработать с 10-ми, классами и восьмыми тоже....Вот тут возникает уже напряг, ибо классов в совокупности где вам надо провести анкетирования, опросы, беседы, консультации, в сумме получается 22 класса, и все эти данные со всех классов обработать, резюмировать.....работы куда больше согласитесь....
И всё это за одну и ту же зарплату, как если бы вы работали в школе, с не большим контингентом.
В нашем городе сейчас требуются педагоги-психологи именно в школы с очень большим контингентом учащихся.....и никто не идёт. Места пустуют, месяцами никого найти не могут на эту должность. Понятно почему...
И тем не менее, мне хочется уйти на работу с детского сада обратно в школу... "Не детсадовский" я специалист. Возможно, я буду искать место, где контингент учащихся не очень большой, когда работа будет приносить не огорчение и чувство "запарки" в конце каждого рабочего дня, а чувство радости и морального удовлетворения.