1994 г. стал знаковым для истории мирового кинематографа благодаря выходу "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино. Его смелый криминальный фильм, смешавший жанры, определил доминирование в последующие десятилетия поп-арта и постмодерна в киноискусстве.
Об этом фильме знают все, а вот о "Прирожденные убийцы", вышедшем в этом же году, принято помалкивать.
"Прирожденные убийцы" основан на истории Квентина Тарантино и снят Оливером Стоуном. Имея довольно большой бюджет - 34 млн. долларов - этот крупный студийный проект является очень смелым экспериментальным и максимально авторским проектом. В нем перемешаны разные жанры, техники, стили съемки, смелые саундтреки, обилие кадров и вызывающих визуальных образов.
Это сатира, высмеивающая героизацию серийных убийц и многочисленные телевизионные проекты, муссирующие подробности преступлений. Содержание ленты вместе с ее формой превратили эту картину о насилии в нечто действительно мерзкое и неприятное для просмотра.
Когда фильм вышел на экраны он сначала получил восторженные отзывы и завоевал три приза на Венецианском кинофестивале. Однако вскоре на ленту посыпалась волна критики, обвинения в романтизации убийств и пропаганде насилия. Ведь ее герои - молодые влюбленные в исполнении Вуди Харрельсона и Джульетт Льюис безнаказанно и беспричинно убивают людей, утверждая, что именно так они обрели свободу и счастье.
Оливер Стоун негодовал и говорил, что те, кто так считает вообще не поняли его фильм. Но в 1995 г. ему стало еще сложнее защищать свое творение. Двое молодых людей копируя героев "Прирожденных убийц" убили нескольких людей. Оставшаяся парализованной в результате этого нападения женщина и писатель Джон Гришэм, чей друг был убит, подняли шумиху вокруг этого фильма. Гришэм публично обвинил режиссера в создании пропаганды насилия, приведшей к реальным смертям. А женщина подала на создателей фильма в суд (Он завершился закрытием дела по решению судьи в 2002 г.).
История насчитывает более десяти смертей от рук разных воодушевленных на убийства фанатов этого фильма. Оливера Стоуна долго пытались уверить в его причастности к этим смертям. Даже приводили в пример Стенли Кубрика, чья лента "Заводной апельсин" 1971 г. тоже служила вдохновением для преступников. Кубрик тогда признал свою вину и ответственность. Но Оливер Стоун стоял и продолжает стоять на своем. Он говорит, что Кубрику не стоило поддаваться всеобщей истерии и признавать какую-либо вину за свое искусство. Режиссер говорит: "Фильм не отвечает за определение границ закона. Если ты кого-то убил, ты нарушил закон." И добавляет: "Мой фильм не критикует жестокость. Жестокость - это часть человеческой натуры. Я просто указал пальцем на систему, которая развивает эту жестокость и на медиа, которые превращают ее в продукт массового потребления."
В 2002 г. Оливер Стоун выпустил еще более мрачную режиссерскую версию "Прирожденных убийц". Рейтинг фильма составляет 7,3 в IMDB и 7,5 в Кинопоиске. Уже прошло почти 20 лет с момента выхода этой ленты. Сейчас ее уже никто не воспринимает как пропаганду насилия, для этого есть более свежие фильмы. Найти ленты, в которых вы увидите куда больше насилия на экране не составит труда. Но найти криминальный фильм, который был бы более отталкивающим и неприятным зрительским опытом скорее всего у вас не получится.
Смотрели "Прирожденные убийцы"? Делитесь впечатлениями в комментариях.