Сверкающий шпиль барад-дурской цитадели вознесся над равнинами Мордора едва ли не на высоту Ородруина как монумент Человеку – свободному Человеку, который вежливо, но твердо отверг родительскую опеку Небожителей и начал жить своим умом.
К.Еськов, «Последний кольценосец».
О Великой Парагвайской войне я узнал случайно. Культовый писатель Кирилл Еськов посвятил этой войне свой роман «Последний кольценосец». Тема эта в интернете представлена, но, прямо скажем, не заезжена.
Я любил историю. Если бы мы проходили эту войну в школе, я бы запомнил. Вот Полтаву помню, Куликовскую битву помню, Грюнвальд помню, Северная война, Столетняя война, Тридцатилетняя война, Алая и Белая розы и т. д. Все помню, а Парагвайской войны не помню, не было ее в школьной программе. А почему? Сейчас спросить уже некого. Так что придется думать самим.
Как я понимаю, события не попадают в школьный курс истории по трем причинам:
- незначительность по последствиям.
- незначительность по местонахождению (в жопе мира).
- невозможность извлечь урок для учеников.
Но такова ли была эта война – одна из самых кровопролитных, жестоких, истребительных и разрушительных в истории, по своему патриотическому накалу и уровню геноцида сравнимая с Великой Отечественной? Будто бы и последствия были довольно значительные – эта война покончила со стремлением Латинской Америки к независимости. Это однозначно имело последствия и для всего мира. В латинской Америке стало больше горя и нищеты, в Европе и США – больше богатства со всеми вытекающими.
Уроки? А чем не урок? Вполне наглядно: звериное мурло империализма, топящего в крови национально-освободительное движение. Странно, при Советах, когда классовую борьбу пихали во все исторические события, да и сейчас, когда РФ будто бы противостоит Западу, уничтожение целой страны должно было стать удачным примером, настоящей черной легендой, только взаправду. К тому же прекрасный пример как надо любить Родину.
Но что-то было необычное в этой войне, что-то из-за чего она не лезет в рамки учебника, и вообще в рамки восприятия.
Это не артикулируется, но, по умолчанию считается, что до Первой Мировой (не говоря уж о Второй), и за исключением войн Чингисхана люди воевали так себе – ни шатко, ни валко, без особой ненависти, без массовых убийств, даже с соблюдением каких-то правил ведения войны.
А здесь в Парагвайской войне – с 1864г. по 1870г. – кровь рекой, 70% мужчин убито, половина территории отобрана, промышленность уничтожена, страна в развалинах, после проигрыша в регулярных боевых действиях население страны вело партизанскую войну, в бой шли женщины и дети, с луками и копьями против современных ружей, захватчики штурмовали каждую деревню, жгли, грабили, насиловали, убивали раненных, пленных продавали в рабство. При этом парагвайцы сражались даже не как львы, пожалуй, львам стоило бы поучиться. Упорные, воодушевленные, непреклонные в самой безнадежной ситуации.… Наверное, как наши в 41-ом… или под Сталинградом. Одним из символов этой странной войны могла бы стать фальшивая борода – дети массово приклеивали себе фальшивые бороды, чтобы попасть под мобилизацию и на войну. И попадали.
Что же не так с этой войной?
Прежде всего, необходимо разобраться из-за чего весь сыр-бор? Из-за чего так навалились на Парагвай ближайшие соседи-гиганты Аргентина и Бразилия? Почему так яростно дрались парагвайцы? Господи, да какая там разница, ну были Парагваем стали частью Аргентины, это ж Латинская Америка, все по-испански, разницы меньше чем между Украиной и Россией.
А вот и нет, разница есть, и большая. Оказывается в Парагвае был свой отдельный государственный язык, индейский – гуарани. Язык большинства жителей страны. Т. е. испанский тоже употреблялся, но государство поощряло гуарани и вводило его, где только можно. Отметим эту странность. Какие-то там сраные индейцы… Кто вообще с ними считался (да и сейчас). Они только мешали «прогрессу», даже рабы из них были никудышние. Вон в Штатах – их же просто уничтожили, да и в Латинской Америке – позагоняли на земли похуже – и держитесь, а денег нет. А тут… С чего такое почтение?
Но были и другие отличия Парагвая от других:
- В Парагвае была установлена жесткая централизованная власть, которая следуя некоему плану, занималась построением самостоятельной экономики, не зависящей от импорта.
- Государство занималось распределением благ, соблюдая при этом определенную справедливость.
- Парагвай не имел внешних долгов. Государство ввело монополию на внешнюю торговлю и успешно удерживало баланс между импортом и экспортом. Устойчивый профицит бюджета позволял делать самостоятельные инвестиции в национальное хозяйство, закупать европейские технологии, привлекать специалистов, развивать сеть железных дорог, телеграф и флот.
- Правительство проводило политику самого жесткого протекционизма, что, естественно шло на пользу национальным производителям.
- Поддерживался стабильный курс национальной валюты.
- Правительство проводило в стране индустриализацию: строило заводы сталелитейной, текстильной, бумажной, типографской, военной промышленности, верфи.
- Гидротехнические правительственные проекты способствовали развитию сельского хозяйства.
- В Парагвае покончено с неграмотностью, все население умеет читать и писать. Бесплатное образование, бесплатная медицина, все привиты.
- 98% с/х угодий обращено в общественную собственность: земельные участки выдавались фермерам в бессрочное пользование за небольшую арендную плату и без права продажи.
- Кроме фермерских хозяйств были заведены укрупненные государственные сельскохозяйственные предприятия – совхозы))).
- Цены на основные продукты питания были строго ограничены.
- Все немалые сборы и доходы государства направляются не на роскошь, а на вполне конструктивные вещи: развитие промышленности, армии, социализм.
- Изгнаны посредники, спекулянты, монастыри (как латифундисты).
Подытожим: Парагвай на момент начала войны был единственной страной Латинской Америки, в которой не было нищеты, голода, коррупции, и преступности. И, внимание! Никаких полезных ископаемых!!!
Это факты, камрады! Удивительные факты! Значит можно так? Значит, государство (элита) так может: научить, накормить, вылечить, дать работу всем, уважать свой народ и его культуру? Без полезных ископаемых? Без революции? Без гражданской войны?
Впрочем, без войны не обошлось…