Недавно сын пришел после уроков грустный, бросил в комнату рюкзак и шумно выдохнув, сел за стол.
Посчитав до 5, как учили меня на курсах, я спросила:
- Все нормально? Что-то случилось, ты какой-то расстроенный?
- Да Ярик это достал! Опять обзывается, затыкает меня и толкается! – почти выкрикнул сын.
***
Ярик последнее время фигурировал в рассказах про школу достаточно часто. Сын богатых влиятельных родителей, поздний болезненный ребенок стал главной неприятностью всего класса. Про таких говорят «в каждой бочке затычка».
И вот тут начинается самое интересное – хождение по минному полю. Сначала задайте 2-3 вопроса, прежде чем вставлять шаблонные фразы. Какие это могут быть вопросы:
- С чего сегодня начался ваш конфликт?
- Как ты отреагировал?
- Как вели себя другие ученики класса?
- Чем закончился конфликт?
Мы не спрашиваем, кто виноват, почему ты не дал сдачи, или рассказал ли учителю. Мы пытаемся выяснить, откуда растут ноги у конфликта.
***
- С чего начался конфликт? – максимально спокойно и участливо спрашиваю я у сына.
- Да я на перемене разговаривал с одноклассниками, а он начал кричать, чтобы я заткнулся, – хм, «какой нехороший этот Ярик, сразу всплывает в голове. Если в этот момент спросить, что делал сын до этого, то ему покажется, что я обвиняю, и скорее всего он скажет, что абсолютно ничего не делал.
- Как ты отреагировал?
- Сказал ему, чтобы он сам заткнулся.
Ну допустим.
- Как вели себя другие ученики класса?
- Меня никто не поддержал, сказали, я сам виноват! – опа, ловим якорь.
- А почему они думают, что ты виноват?
- Потому что на перемене я не дал ему рассказать про игру.
- И чем закончился конфликт?
- Да ничем, он меня толкнул, я - его, и разошлись по сторонам.
Конфликт не начинается с ничего, он может быть стремительный, может зарождаться и развиваться годами. Но тут я вижу, что мой сын сначала не давал ему сказать, а потом получил ответочку в более грубой форме. И тогда я спрашиваю:
- Как ты думаешь, как Ярик себя чувствовал, когда ты не давал ему сказать?
- Ну ему, наверное, не понравилось.
- Как и тебе потом?
- Как и мне потом, - сын задумался. Тут главное, не начать читать нотации. Единственное, что я добавила:
- Если тебе понадобится научится себя защищать кулаками, скажи мне, рядом с домом есть секция рукопашного боя, там тебя научать драться, и самое главное, как этой драки избежать, если что.
Завтра с Яриком будет еще один разговор и даже драка, но это уже совсем другая история. Я не психолог, я не педагог, просто учусь и учу сына соблюдать границы, как свои, так и других людей, и видеть, что причиной конфликта иногда может быть наше поведение. И если это так, то брать на себя ответственность и стараться не допустить такого еще раз.
А если среди вас есть педагоги, напишите, пожалуйста, как в такой ситуации поступить правильно.